Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий

Статья 401. Определение специальной (свободной) экономической зоны

1.Специальной (свободной) экономической зоной считается часть территории Украины, на которой установлен специальный правовой режим хозяйственной деятельности, особый порядок применения и действия законодательства Украины. На территории специальной (свободной) экономической зоны могут вводиться льготные таможенные, налоговые, валютно-финансовые и другие условия предпринимательства отечественных и иностранных инвесторов.

2.Специальные (свободные) экономические зоны создаются в целях привлечения инвестиций и эффективного их использования, активизации совместно с иностранными инвесторами предпринимательской деятельности с целью увеличения экспорта товаров, поставок на внутренний рынок высококачественной продукции и услуг, внедрения новых технологий, развития инфраструктуры рынка, улучшения использования природных, материальных и трудовых ресурсов, ускорения социально-экономического развития Украины.

1. Определение специальной (свободной) экономической зоны (СЭЗ) в части 1 комментируемой статьи практически совпадает с определением, содержащимся в части 1 ст. Закона Украины «Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон» от 13 октября 1992 г. Существенное отличие в том, что в Законе речь идет о льготных условиях для экономической деятельности, а в комментируемой статье — о льготных условиях для предпринимательства, что исключает льготные условия для непредпринимательского инвестирования и, другими словами, означает, что СЭЗ могут создаваться только с целью получения прибыли. Последний подход не может исключить создания неприбыльных СЭЗ вообще, в том числе туристско-рекреационного типа.

Особенности режима экономической деятельности в СЭЗ состоят в первую очередь из особых льгот, характер которых зависит от типа и разновидности СЭЗ. Так, для СЭЗ производственного типа должны устанавливаться в первую очередь льготы по налогообложению прибыли, для внешнеторговых — по таможенным платежам (например, по «входному» НДС, таможенным пошлинам). Следует вместе с тем иметь в виду, что режим С Э: не может распространяться на подакцизные товары и товары 1-24 групп Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности (п. 2 раздела II Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам налогообложения подакцизных и некоторых других товаров» от 24 декабря 2002 г.). Льготы могут устанавливаться только для субъектов СЭЗ, расположенных на ее территории, и должны отвечать требованиям, определенным в законе о той или иной СЭЗ.

Режим СЭЗ должен включать в себя режим специальной таможенной зоны (ст.ст. 217, 218 Таможенного кодекса Украины). В соответствии с частью 2 ст. 5 Таможенного кодекса территории специальных таможенных зон, расположенных в Украине, считаются находящимися вне пределов таможенной территории Украины, кроме случаев, определенных законами Украины. Для целей налогообложения товары, ввозимые на территории специальных таможенных зон, рассматриваются как находящиеся за пределами таможенной территории Украины (часть 1 ст. 218 Таможенного кодекса).

Следует отметить, что режим специальной таможенной зоны, льготный налоговый и таможенный режимы из действующих законов о конкретных СЭЗ изъяты (Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете на 2005 год» и некоторые другие законодательные акты Украины» от 25 марта 2005г.), поэтому и указанные режимы там теперь не действуют, хотя законодательство предусматривает их введение (ст. 218 Таможенного кодекса Украины; ст. 1 Закона Украины от 13 октября 1992 г.).

Режим СЭЗ необходимо отличать от других подобных режимов, в первую очередь от режима территорий приоритетного развития (ТПР) (см. комментарий к ст. 415 ХК Украины).

Отличным от режима СЭЗ является также режим приграничной (прибрежной) торговли. Он допускает в соответствии с мировой практикой преимущества, предоставляемые смежным странам (ст. XXIV Генерального соглашения по тарифам и торговле), в частности, льготы по таможенным платежам. Так, Законом «О Едином таможенном тарифе» от 5 февраля 1992 г. предусмотрена возможность установления преференций в виде освобождения от обложения таможенной пошлиной, снижения ее ставок или установления квот на преференциальный ввоз товаров, которые обращаются в приграничной торговле (ст. 22). В этом случае льготы должны иметь взаимный характер, то есть касаться лишь товаров, произведенных или существенно доработанных в приграничных (прибрежных) регионах соответствующих смежных стран. В Украине такие льготы в настоящее время не применяются, хотя приграничная и прибрежная торговля упомянуты в ст. 25 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16 апреля 1991 г. среди специальных правовых режимов ВЭД и издано Положение об организации органами исполнительной власти приграничной и прибрежной торговли, утвержденное приказом МВЭСторга от 13 сентября 1999 г. № 689.

Офшорные зоны также не являются разновидностью СЭЗ. Отличительная черта в режиме офшорных зон — это то, что зарегистрированные на ее территории предприятия не занимаются предпринимательской деятельностью в зоне и только при соблюдении этого условия получают существенные налоговые льготы от прибыли (доходов) от деятельности вне зоны, вплоть до полного освобождения от налога на прибыль (доходы), с оплатой лишь за регистрацию своей компании, а также небольшого ежегодного платежа принимающему государству и жалования директорам и сотрудникам компании, которые рекрутируются, как правило, из местных жителей. Режим льгот зависит от каждой конкретной офшорной зоны. Имена действительных собственников компании не разглашаются. В Украине офшорные зоны отсутствуют. Вместе с тем на практике распространено инвестирование в Украину юридическими лицами — резидентами офшорных зон. Следовательно, даже если собственниками офшорной компании являются резиденты Украины, такие инвестиции рассматриваются как иностранные. Не все существующие в мире офшорные зоны официально признаются таковыми. Так, перечень офшорных зон, утвержденный распоряжением Кабинета Министров Украины от 25 февраля 2003г. № 77-р, включает далеко не все существующие в мире офшорные зоны. В соответствии со ст. 18.3 Закона «О налогообложении прибыли предприятий» от 28 декабря 1994 г. субъекты предпринимательства, которые оплачивают товары и услуги субъектам офшорных зон, могут засчитывать в валовые расходы только 85 % оплаченных сумм, что, очевидно, в принципе экономически невыгодно. Государство также внедряет меры по недопущению минимизации налоговых обязательств, вывозу капиталов за границу, а также отмыванию средств через офшорные зоны (например, распоряжение Кабинета Министров Украины от 18 июля 2005 г. № 271-р).

В отличие от СЭЗ, территория которой, как правило, занимает незначительную часть таможенной территории одного государства (за исключением СЭЗ в КНР), зоны свободной торговли представляют собой группу из двух или больше таможенных территорий, на которых таможенная пошлина и другие ограничительные средства регулирования торговли отменяются в отношении практически всей торговли между составными территориями для товаров происхождением с этих территорий (§ 8 ст. XXIV Генерального соглашения по тарифам и торговле). Режим свободной торговли установлен по двусторонним соглашениям Украины со всеми странами СНГ.

2. СЭЗ, как правило, рассчитана на инвестирование (например, во внешнеторговых СЭЗ предусматривается инвестирование в ее инфраструктуру —грузовые терминалы, средства коммуникации и т. п.). В отличие от части 2 ст. 1 Закона Украины «Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон» от 13 октября 1992 г., в части 2 комментируемой статьи целью создания СЭЗ определяется привлечение не только иностранных, но и отечественных инвестиций, то есть устраняется приоритет привлечения в СЭЗ иностранных инвестиций по сравнению с отечественными (национальными — по терминологии Закона Украины от 13 октября 1992 г.). Таким образом, установлено, что соотношение режимов правового регулирования иностранного и отечественного предпринимательства на территории СЭЗ такое же, как и на остальной территории Украины.