Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий
Статья 384. Таможенное регулирование при осуществлении внешнеэкономической деятельности
1.Государство осуществляет таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности.
2.Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом Украины, законом о внешнеэкономической деятельности, другими законами, Единым таможенным тарифом и действующими международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.
3.Таможенный контроль на территории специальных (свободных) экономических зон регулируется отдельными законами и действующими международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, которые устанавливают специальный правовой режим указанных зон в соответствии с разделом VIII настоящего Кодекса.
1. Единая таможенная территория Украины включает ее территорию, занятую сушей, территориальное море, внутренние воды и воздушное пространство, а также искусственные острова, установки и сооружения, созданные в исключительной (морской) экономической зоне Украины. На единую таможенную территорию Украины распространяется исключительная юрисдикция Украины. Вместе с тем территории специальных таможенных зон, расположенных в Украине, считаются находящимися за пределами таможенной территории Украины, кроме случаев, определенных законами Украины. Границы таможенной территории Украины являются таможенной границей Украины. Таможенная граница совпадает с государственной границей Украины, за исключением границ специальных таможенных зон (о специальных таможенных зонах см. комментарий к части 1 ст. 401 Кодекса).
Непосредственное осуществление таможенного дела возлагается на таможенные органы Украины, система которых, в свою очередь, состоит из Государственной таможенной службы Украины, региональных таможен, специализированных таможенных учреждений и организаций. Так, специализированным подразделением таможенных органов является таможенная стража (ст.ст. 19-23 Таможенного кодекса Украины от 11 июля 2002 г.), которая противодействует нарушениям таможенных правил, в частности, попыткам перемещения грузов в объезд таможенных пунктов пропуска.
Важнейшее звено системы таможенных органов — таможни. Они расположены как на таможенной границе, так и в других районах таможенной территории Украины. Каждая внутренняя таможня действует на определенной ей Государственной таможенной службой территории. Структурными подразделениями таможен являются таможенные посты, которые непосредственно осуществляют таможенный контроль и оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Украины.
Товары и другие предметы пересекают таможенную границу Украины под таможенным контролем. Таможенный контроль обеспечивает порядок перемещения через таможенную границу товаров и других предметов путем проверки документов и сведений, необходимых для такого контроля, таможенного досмотра (досмотра и передосмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра граждан), учета товаров и транспортных средств, пересекающих таможенную границу Украины, и в других формах, предусмотренных законами Украины по вопросам таможенного дела (ст. 41 Таможенного кодекса). Транспортные средства, помещения, резервуары и другие места, где находятся или могут находиться товары и другие предметы, подлежащие таможенному контролю, таможня имеет право опломбировать, опечатать и осуществить другие таможенные обеспечения. Таможенный контроль осуществляется в специально отведенных для этого местах расположения зон таможенного контроля. Вместе с тем в некоторых случаях товары находятся под таможенным контролем, когда находятся вне этой зоны, например, на протяжении всего периода транзита товаров через ее территорию между двумя таможнями (ст. 200 Таможенного кодекса).
Перемещение через таможенную границу товаров подлежит таможенному оформлению, которое осуществляют должностные лица таможни в местах пребывания таможенных органов. В случае отказа в пропуске через таможенную границу Украины товаров и других предметов, таможенный орган обязан в письменном виде сообщить заинтересованным лицам (декларантам) мотивированные причины отказа. Товары, транспортные средства и другие предметы, указанные в перечне, установленном Таможенным кодексом и актами Кабинета Министров Украины, подлежат обязательному декларированию таможням Украины путем заявления в установленной форме точных сведений о товарах и транспортных средствах, цели их перемещения через таможенную границу, а также сведений, необходимых для таможенного контроля и таможенного оформления (ст. 81 Таможенного кодекса). Декларирование проводит лицо, которому принадлежат товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, или по его поручению — таможенный брокер (посредник). Таможенный брокер (посредник) — это предприятие — резидент Украины, которое декларирует товары, транспортные средства и другие предметы, перемещаемые через таможенную границу Украины, и имеет лицензию на право осуществления таможенной брокерской деятельности.
Товары перемещаются через таможенную границу в местах расположения таможен. Законодательством предусмотрены следующие виды таможенного режима перемещения товаров через таможенную границу: импорт; реимпорт; экспорт; реэкспорт; транзит; временный ввоз (вывоз); таможенный склад; специальная таможенная зона; магазин беспошлинной торговли; переработка на таможенной территории Украины; переработка за пределами таможенной территории Украины; уничтожение или разрушение; отказ в интересах государства.
При экспорте и импорте товары пропускаются с целью реализации внутри страны или потребления при условии осуществления надлежащих таможенных платежей, а в случаях, предусмотренных законодательством, — предоставления основания (например, импортной или экспортной лицензии).
Временный ввоз или вывоз товаров разрешается сроком до одного года для хозяйственной, научной, гуманитарной и других видов деятельности под обязательство об обратном вывозе или ввозе без каких-либо изменений (кроме естественного износа). Для некоторых видов товаров (например, подакцизных) временный ввоз (вывоз) допускается при условии гарантирования соблюдения этого режима (п. 1 Постановления Кабинета Министров Украины «О допуске товаров к перемещению через таможенную границу Украины в режиме временного ввоза (вывоза)» от 12 декабря 2002 г. № 1855).
Поскольку полное таможенное оформление товаров проходит, как правило, на внутренних таможнях, законодательство устанавливает специальные правила перевозки товаров между таможнями, правила контроля доставки товаров в таможню назначения при транзите (например, Закон Украины «О транзите товаров» от 20 октября 1999 г.), а также правила хранения товаров в период их таможенного оформления. Так, товары и транспортные средства до завершения таможенного оформления с разрешения таможенных органов размещаются на срок до трех месяцев на складах временного хранения — соответствующим образом оборудованных складских помещениях, резервуарах, площадках, которые принадлежат транспортно-экспедиторским организациям или другим предприятиям, с созданием в пределах таких складов зоны таможенного контроля (ст.ст. 99, 108 Таможенного кодекса). Условием для получения разрешения на использование помещения, резервуара, площадки как склада временного хранения открытого типа (то есть предназначенного для использования любыми лицами, а не только для товаров, принадлежащих собственнику склада) является наличие у предприятия лицензии на право ведения таможенной брокерской деятельности или деятельности таможенного перевозчика (ст. 101 Таможенного кодекса Украины).
На складах таможенных органов временно хранятся товары, не пропущенные при ввозе на таможенную территорию Украины и не вывезенные за ее пределы, товары, за которые при их ввозе гражданами не внесены надлежащие таможенные платежи, и некоторые другие товары (ст.ст. 166-168 Таможенного кодекса Украины).
В отличие от складов временного хранения, где хранятся товары в период их таможенного оформления, на таможенных лицензионных складах хранятся товары, к которым применяют особый режим таможенного склада. Таким называется режим, при котором завезенные из-за пределов таможенной территории товары хранятся под таможенным контролем без взимания налогов и сборов и без применения к ним мер нетарифного регулирования и других ограничений в период хранения, а товары, вывозимые за пределы таможенной территории Украины, хранятся под таможенным контролем после таможенного оформления таможенными органами до фактического их вывоза за пределы таможенной территории Украины. Срок хранения товаров в режиме таможенного склада — до трех лет (для подакцизных товаров — до трех месяцев). Собственники таможенных лицензионных складов — предприятия и организации — действуют на основании лицензий на открытие и эксплуатацию таможенных лицензионных складов, выданных Государственной таможенной службой (ст.ст. 212-216 Таможенного кодекса). Постановлением Кабинета Министров Украины от 12 декабря 2002 г. № 1867 утвержден перечень товаров, которые не могут содержаться в режиме таможенного склада, а также перечень и порядок проведения операций с товарами, находящимися в режиме таможенного склада.
О режиме специальной таможенной зоны см. комментарий к части 1 ст. 401 Кодекса.
Режим магазина беспошлинной торговли регулируется в соответствии с главой 37 Таможенного кодекса и Постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка открытия и ликвидации магазинов беспошлинной торговли и Правил продажи товаров магазинами беспошлинной торговли» от 17 июля 2003 г. № 1089.
Режим переработки на таможенной территории Украины и за пределами таможенной территории Украины регулируется в соответствии с главами 38 и 39 Таможенного кодекса, а также Законом Украины «Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях» от 15 сентября 1995 г.
Режим уничтожения или разрушения и режим отказа в интересах государства регулируются, соответственно, главами 40 и 41 Таможенного кодекса.
2. Правовое регулирование таможенного дела включает широкий круг вопросов, которые по большей части имеют отношение к сфере ВЭД. Таможенное законодательство — отрасль, представленная нормативными актами разного уровня: от международных договоров (например, Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки М ДП 1975 г.) до приказов Государственной таможенной службы Украины. Важнейшим из актов таможенного законодательства в сфере ВЭД является Таможенный кодекс Украины от 11 июля 2002 г. Таможенное регулирование в сфере ВЭД осуществляется также рядом законов, например, Законом Украины «О Едином таможенном тарифе» от 5 февраля 1992 г., Декретом Кабинета Министров Украины «О Едином таможенном тарифе Украины» от 11 января 1993 г. № 4-93 и др. Особым источником регулирования является международная практика, например, при определении страны происхождения товара, к которой отсылает ст. 277 Таможенного кодекса.
Важнейшую роль в сфере таможенного регулирования ВЭД играет классификация товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров, принятой на основе Международной конвенции о ГС (Брюссель, 14 июня 1983 г.). Украина присоединилась к Конвенции в соответствии с Указом Президента Украины от 17 мая 2002 г. № 466. В дополнение к Конвенции о ГС разработаны подробные вспомогательные публикации: Пояснения к Гармонизированной системе (Explanatory Notes to Harmonized System) в четырех томах и Алфавитный указатель к Гармонизированной системе описания и кодирования товаров и к Пояснениям к ней (Alphabetical Index to Harmonized Commodity Description and Coding System and its Explanatory Notes) в двух томах. На ГС, а также на классификации, применяемой в Европейском Союзе, — Комбинированной системе построен, хоть и не в полной мере, государственный классификатор ГК 017-98 «Украинская классификация товаров внешнеэкономической деятельности (УКТВЭД)», утвержденный приказом Госстандарта Украины от 2 июля 1998 г. № 459. В классификаторе содержится номенклатура всех товаров, материалов, сырья. Структура десятизначного цифрового кодового обозначения товаров в УКТВЭД включает код группы (первые два знака), товарной позиции (первые четыре знака), товарной подпозиции (первые шесть знаков), товарной категории (первые восемь знаков), товарной подкатегории (десять знаков). Каждому товару, таким образом, присвоен международный цифровой код, что облегчает таможенный учет, оформление товаров и их налогообложение. На основе ГС построен Таможенный тариф Украины (утвержденный Законом Украины от 5 апреля 2001 г. вместо Единого таможенного тарифа, который был утвержден Декретом Кабинета Министров Украины от 11 января 1993 г. № 4-93).
Кроме отмеченной классификации, действует государственный классификатор услуг внешнеэкономической деятельности Украины (приказ Госстандарта Украины от 2 июня 1997 г. № 324), однако в таможенном деле он не применяется, поскольку услуги не подлежат таможенному оформлению.
3. О таможенном контроле на территории специальных (свободных) экономических зон см. комментарий к главе 39 ХК Украины.