Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий

Статья 377. Понятие внешнеэкономической деятельности

1.Внешнеэкономической деятельностью субъектов хозяйствования является хозяйственная деятельность, которая в процессе ее осуществления нуждается в пересечении таможенной границы Украины имуществом, указанным в части первой статьи 139 настоящего Кодекса, и/или рабочей силой.

2.Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на принципах свободы ее субъектов добровольно вступать во внешнеэкономические отношения, осуществлять их в любых формах, не запрещенных законом, и равенства перед законом всех субъектов внешнеэкономической деятельности.

3.Общие условия и порядок осуществления внешнеэкономической деятельности субъектами хозяйствования определяются настоящим Кодексом, законом о внешнеэкономической деятельности и иными нормативно-правовыми актами.

1. Часть 1 комментируемой статьи, как, впрочем, и вся статья, во многом носит отсылочный характер. Под хозяйственной деятельностью в Хозяйственном кодексе понимается деятельность субъектов хозяйствования в сфере общественного производства, направленная на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ либо предоставление услуг стоимостного характера, имеющих ценовое выражение (часть 1 ст. 3 ХК).

О понятии «субъекты хозяйствования» см. комментарий к ст. 55 ХК, а также к части 1 ст. 378 ХК.

Часть 1 ст. 139 ХК определяет употребляемый в Кодексе термин «имущество» как «совокупность вещей и других ценностей (включая нематериальные активы), которые имеют стоимостное определение, производятся либо используются в деятельности субъектов хозяйствования и отображаются в их балансе или учитываются в других предусмотренных законом формах учета имущества этих субъектов».

Существенно иное определение внешнеэкономической деятельности (ВЭД) приводится в статье Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16 апреля 1991 г. (далее — Закон о ВЭД) — это деятельность субъектов хозяйственной деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности, построенная на взаимоотношениях между ними, имеющая место как на территории Украины, так и за ее пределами. В свою очередь, хозяйственная деятельность определяется как любая деятельность, в том числе предпринимательская, связанная с производством и обменом материальных и нематериальных благ, которые выступают в форме товара. Под товаром же понимаются любые продукция, услуги, работы, права интеллектуальной собственности и другие неимущественные права, предназначенные для продажи (возмездной передачи). Таким образом, ВЭД в соответствии с Законом о ВЭД не выходит за пределы товарного оборота, носит возмездный характер, не связанный обязательно с пересечением имуществом или рабочей силой таможенной границы Украины, не ограничивается предпринимательской деятельностью, другими словами, может иметь неприбыльный характер и не отвечать другим признакам предпринимательства. Признаком ВЭД является территориальный признак, то есть возможность ведения хозяйственной деятельности за пределами Украины. С другой стороны, ВЭД может вестись на территории Украины. Так, например, экспорт не обязательно связан с вывозом товаров за пределы Украины. В соответствии с формулировкой Закона, ВЭД связана с иностранным субъектом хозяйственной деятельности, который, не будучи «субъектом внешнеэкономической деятельности», остается вместе с тем ее участником. Расхождение в формулировках состоит в том, что Кодекс регулирует деятельность субъектов хозяйствования, которыми могут быть из числа нерезидентов Украины только физические лица, зарегистрированные в Украине как предприниматели, и структурные единицы иностранных хозяйственных организаций, расположенные в Украине.

2. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет принципы ВЭД. Нужно иметь в виду, что принципы ВЭД определены и в ст. 2 Закона «О внешнеэкономической деятельности» от 16 апреля 1991 г., и с учетом этого их можно определить следующим образом:

— принцип суверенитета при осуществлении ВЭД заключается в праве народа Украины самостоятельно вести внешнеэкономическую деятельность на территории Украины, руководствуясь законами, действующими на территории Украины, и в обязанности Украины как государства неуклонно соблюдать и выполнять все договоры и обязательства Украины в сфере международных экономических отношений. Таким образом, гарантируется невмешательство иностранных государств в правовое регулирование ВЭД в Украине (которое, например, является возможным ввиду доминирования того или иного иностранного государства в каких-либо экономических объединениях, участником которых является Украина). Осуществление этого принципа во внешнеэкономической политике Украины не препятствует субъектам и другим участникам ВЭД формулировать арбитражную оговорку, в том числе определять арбитраж (третейский суд), включая международный, на случай возникновения спора (ст. ст. 2, 7 Закона Украины «О международном коммерческом арбитраже» от 24 февраля 1994 г.);

—принцип свободы внешнеэкономической деятельности означает прежде всего право субъектов ВЭД добровольно вступать во внешнеэкономические отношения. Другими словами, субъекта ВЭД нельзя побуждать к ведению внешнеэкономических операций. С другой стороны, гарантируется право субъектов ВЭД на осуществление внешнеэкономических операций, если законом не установлено ограничение (например, временное приостановление внешнеэкономической деятельности согласно ст. 37 Закона «О внешнеэкономической деятельности» в случае нарушения Закона о ВЭД субъектом ВЭД или иностранным субъектом хозяйственной деятельности). Субъекты ВЭД имеют право на ВЭД в любых формах, прямо не запрещенных законом. Подзаконными нормативными актами та или иная форма ВЭД не может быть запрещена.

Свобода внешнеэкономического предпринимательства обеспечивает исключительное право собственности субъектов ВЭД на все полученные ими результаты ВЭД. Кроме того, следует учитывать и положение ст. 5 Закона о ВЭД, в соответствии с которой изъятие результатов ВЭД у собственника в какой-либо возмездной или безвозмездной форме без его согласия запрещается, за исключением случаев, предусмотренных законами Украины. Частью 1 ст. 387 ХК Украины установлено, что субъекты ВЭД после уплаты предусмотренных законом налогов и сборов (обязательных платежей) самостоятельно распоряжаются валютной выручкой от проведенных ими операций, кроме случаев, определенных законом в соответствии с Кодексом.

Рамками свободы внешнеэкономической деятельности является обязанность соблюдать при осуществлении ВЭД порядок, установленный законами Украины:

—принцип юридического равенства и недискриминации заключается в равенстве перед законом всех субъектов ВЭД, независимо от форм собственности, создании равных возможностей для субъектов ВЭД развивать все виды предпринимательской деятельности независимо от форм собственности и все направления использования доходов и осуществления инвестиций. Он заключается также в запрещении непосредственного вмешательства государства в деятельность субъектов ВЭД негосударственного сектора экономики, любых действий государства, результатом которых является ограничение прав и дискриминация субъектов ВЭД, а также иностранных субъектов хозяйственной деятельности по формам собственности, месту расположения и другим признакам, в недопустимости ограничительных действий со стороны любых субъектов ВЭД, кроме случаев, предусмотренных Законом о ВЭД, а также в поощрении конкуренции и ограничении монополизма в сфере ВЭД;

—принцип защиты интересов субъектов ВЭД обеспечивает равную защиту интересов всех субъектов ВЭД и иностранных субъектов хозяйственной деятельности. Этим для них обусловливаются, например, особенности защиты нарушенного права (ст. ст. 34, 38, 39 Закона о ВЭД).

Статьей 2 Закона о ВЭД установлено, что защита государственных интересов обеспечивается только в соответствии с законами Украины, условиями подписанных ею международных договоров и нормами международного права. Это означает, что другие субъекты могут защищать свои интересы с использованием более широкого круга инструментов, в том числе в соответствии с другими источниками права, например, судебными прецедентами, если стороны внешнеэкономического контракта как применимое право избрали право государства, где судебный прецедент признается источником права;

—принцип верховенства закона (ст. 2 Закона о ВЭД) означает регулирование ВЭД только законами Украины, а также запрещение применения подзаконных актов и актов управления местных органов, которые любым способом создают для субъектов ВЭД условия менее благоприятные, чем те, которые установлены законами Украины. Следовательно, незаконной является, например, практика органов регионального управления по ограничению вывоза тех или иных товаров за пределы региона, в том числе за границу.

Принцип верховенства права связан с перечисленными выше принципами, в первую очередь — с принципом верховенства закона, но имеет особое содержание. Принцип верховенства права закреплен в ст. 8 Конституции Украины и определяет не только иерархию нормативно-правовых актов, верховенство закона и Конституции как Основного закона Украины. Этот принцип, который называют в международной практике «Rule of Law», несовместим с монополией государства на правотворчество и допускает негосударственную эмиссию правовых норм и негосударственное правовое регулирование. Это особенно важно для правового регулирования ВЭД, где широко применяются договоры, обычное право, независимый арбитраж, арбитражный прецедент и другие формы негосударственного правового регулирования;

—принцип эквивалентности обмена (ст. 2 Закона о ВЭД) обусловливает недопустимость демпинга при ввозе и вывозе товаров, ограничение субсидирования экспорта, необходимость соблюдения стоимостного баланса в товарообменных и других внешнеэкономических операциях.

3. Часть 3 комментируемой статьи допускает регулирование общих условий и порядка осуществления ВЭД, кроме законов, «другими нормативно-правовыми актами», то есть и подзаконными актами. Однако следует иметь в виду, что п. 9 части 1 ст. 92 Конституции Украины «основы внешнеэкономической деятельности» отнесены к вопросам, которые регулируются исключительно законами Украины. Органы исполнительной власти, в силу их целевой функции по реализации законов, издавая нормативно-правовые акты по вопросам ВЭД, обязаны руководствоваться законами Украины и не могут без делегирования им соответствующих прав Верховной Радой Украины создавать новые правовые нормы. С другой стороны, органы местного самоуправления имеют право создавать такие нормы, если они носят местный характер и не противоречат законам. Так, например, распространилась практика заключения органами местного самоуправления рамочных договоров о торговле с отдельными территориями зарубежных государств.