Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий
Статья 334. Правовой статус банков
1.Банковская система Украины состоит из Национального банка Украины и других банков (государственных и негосударственных), созданных и действующих на территории Украины в соответствии с законом.
2.Банки — это финансовые учреждения, функциями которых являются привлечение во вклады денежных средств граждан и юридических лиц и размещение указанных средств от своего имени, на собственных условиях и на собственный риск, открытие и ведение банковских счетов граждан и юридических лиц.
3.Банки являются юридическими лицами. Банки могут функционировать как универсальные или как специализированные — сберегательные, инвестиционные, ипотечные, расчетные (клиринговые).
4.Должностным лицам органов государственной власти и органов местного самоуправления запрещается участие в органах управления банков, если иное не предусмотрено законом.
5.Банки не отвечают по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам банков, кроме случаев, предусмотренных законом, и случаев, когда государство в соответствии с законом берет на себя такую ответственность.
6.Банки в своей деятельности руководствуются настоящим Кодексом, законом о банках и банковской деятельности, другими законодательными актами.
7.Субъект хозяйствования не имеет права в своем названии использовать слово «банк» без регистрации этого субъекта в качестве банка в Национальном банке Украины, кроме случаев, предусмотренных законом.
1. Банковская система — внутренне организованная, взаимозависимая, объединенная общей целью совокупность банков и банковских институтов, с помощью которых осуществляется мобилизация средств и оказываются клиентам разнообразные банковские услуги. Она состоит из Национального банка Украины и других банков, созданных и действующих на территории Украины в соответствии с законом.
2. Согласно ст. 2 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» от 7 декабря 2000 г. банк — это юридическое лицо, которое имеет на основании лицензии Национального банка Украины право осуществлять в совокупности такие операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц и размещение указанных средств от своего имени, на собственных условиях и на собственный риск, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Банки имеют специальную правоспособность. Отмеченные выше операции составляют предмет банковской деятельности и принадлежат исключительно к банковским операциям, осуществлять которые в совокупности позволяется только юридическим лицам, которые имеют банковскую лицензию. Другие юридические лица имеют право осуществлять операции по открытию и ведению текущих счетов клиентов и кредитование на основании лицензии на осуществление отдельных банковских операций.
3. В части 3 комментируемой статьи определен правовой статус банков — они являются юридическими лицами, поэтому имеют все признаки юридического лица. Банки также классифицированы на два вида — универсальные и специализированные.
Универсальный банк — это банк, который выполняет все виды основных банковских операций (кредитные, депозитные, расчетные, инвестиционные и т. п.). Банк получает статус специализированного банка, если 50 % его активов — это активы одного типа. В Положении о порядке создания и государственной регистрации банков, открытия их филиалов, представительств, отделений, утвержденном постановлением Правления НБУ от 31 августа 2001 г. № 375, указывается, что виды активов должны быть такими:
—для инвестиционного банка (полностью или в значительной степени оперирует на рынке ценных бумаг) — эмиссия и размещение ценных бумаг, которые осуществляются за счет денежных средств частных инвесторов;
—ипотечного банка (специализируется на выдаче долгосрочных кредитов под залог недвижимости — земли, зданий) — активы, размещенные под залог земли или недвижимого имущества;
—расчетного (клирингового) банка (предоставляет услуги по открытым в нем клиринговым счетам: ведение сведений о состоянии материальных ценностей, получение и поставка ценных бумаг, осуществление выплат и расчетов, а также деятельность по определению взаимных обязательств клиентов и их зачета) — активы, которые размещаются на клиринговых счетах.
Банк получает статус специализированного сберегательного банка, если более 50 % его пассивов являются вкладами физических лиц.
4. Органами управления банка являются общее собрание участников, наблюдательный совет, правление (совет директоров) банка. Кроме того, Закон Украины «О банках и банковской деятельности» от 7 декабря 2000 г. (ст. 42) выделяет такую категорию лиц, как руководители банка (председатель, его заместители и члены совета банка, председатель, его заместители и члены правления (совета директоров), главный бухгалтер, его заместитель, руководители обособленных структурных подразделений банка). Действующее законодательство ограничивает круг лиц, которые могут быть руководителями банка. Так, не могут быть назначены на руководящие должности:
—лица, отмеченные в ст. 23 Закона Украины «О хозяйственных обществах», а именно: члены выборных органов общественных организаций, военнослужащие, должностные лица органов прокуратуры, суда, государственной безопасности, внутренних дел, Хозяйственного суда, государственного нотариата, а также органов государственной власти и управления, которые должны осуществлять контроль за деятельностью общества;
—лица, которым суд запретил заниматься определенной (банковской) деятельностью;
—лица, которые имеют непогашенную судимость за кражи, взяточничество и другие корыстные преступления;
—лица, указанные в п. 6 ст. 3 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины», то есть народные депутаты Украины;
—другие лица, которые в соответствии с действующим законодательством Украины не могут быть руководителями или работать в банке.
Кроме того, Положением о порядке создания и государственной регистрации банков, открытия их филиалов, представительств, отделений, утвержденным постановлением Правления НБУ от 31 августа 2001 г. № 375, установлен запрет на назначение на руководящие должности банка лиц, которые не имеют безукоризненной деловой репутации, профессиональные и управленческие способности которых не отвечают требованиям банковского законодательства, в том числе: которые не выполнили обязательств по оплате долгов в отношении любого банка, другого физического или юридического лица; незаконные действия которых в прошлом привели к банкротству или ликвидации банка или другого юридического лица которые были освобождены по требованию Национального банка Украины.
5. Государство, например, может нести ответственность по обязательствам государственного банка, то есть банка, 100 % уставного капитала которого принадлежат государству.
6. Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется ХК Украины, ГК Украины, законами Украины «О банках и банковской деятельности» от 7 декабря 2000 г., «О Национальном банке Украины» от 20 мая 1999 г., «О платежных системах и переводе денег в Украине» от 5 апреля 2001 г. и т. п.
Ведущее место в банковском законодательстве занимают нормативно-правовые акты Национального банка Украины (НБУ), в которых конкретизированы правовые нормы, закрепленные в общих и специальных законах, детально регламентированы разные направления банковской деятельности. Нормативно-правовыми актами НБУ признаются постановления Правления НБУ, а также инструкции, положения, правила, утвержденные постановлениями Правления НБУ.
7. Такое же положение, как в части 7 комментируемой статьи, закреплено в Законе Украины «О банках и банковской деятельности» (ст. 15), в соответствии с которым слово «банк» и производные от него разрешается использовать только тем юридическим лицам, которые зарегистрированы Национальным банком Украины как банк и имеют банковскую лицензию. Исключение составляют международные организации, действующие на территории Украины в соответствии с международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины и законодательством Украины.