Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий
Статья 321. Расчеты по договору подряда на капитальное строительство
1.В договоре подряда на капитальное строительство стороны определяют стоимость работ (цену договора) или способ ее определения.
2.Стоимость работ по договору подряда (компенсация расходов подрядчика и причитающееся ему вознаграждение) может определяться составлением приблизительной или твердой сметы. Смета считается твердой, если договором не предусмотрено иное. Изменения в твердую смету могут быть внесены лишь по согласованию сторон.
3.В случае возникновения потребности значительно превысить приблизительную смету подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Если подрядчик не предупредил заказчика о превышении сметы, он обязан выполнить работу, не требуя возмещения понесенных дополнительных расходов.
4.Подрядчик не имеет права требовать увеличения твердой сметы, а заказчик — ее уменьшения. В случае существенного возрастания после заключения договора стоимости материалов и оборудования, которые должны были быть предоставлены подрядчиком, а также услуг, которые оказывались ему третьими лицами, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной стоимости работ, а в случае отказа заказчика — расторжения договора в установленном порядке.
5.Если договором не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную договором цену после окончательной сдачи объекта строительства, при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок или, по согласию заказчика, — досрочно.
6.Подрядчик имеет право требовать выплаты ему аванса, если такая выплата и размер аванса предусмотрены договором.
7.При необходимости консервации строительства по не зависимым от сторон обстоятельствам заказчик обязан оплатить подрядчику выполненные до консервации работы и возместить ему связанные с консервацией расходы.
1. Статья 321 ХК Украины определяет общие нормативные правила порядка расчетов между заказчиком и подрядчиком за выполненные последним работы согласно договору на капитальное строительство. Эти нормы также могут применяться и по договорам субподряда к расчетам между генеральным подрядчиком и субподрядчиками.
Порядок проведения расчетов за выполненные работы следует отличать от плана финансирования строительства объекта. План финансирования строительства объекта, как правило, — это отдельный документ или приложение к договору капитального строительства, составляющее его неотъемлемую часть. Он составляется заказчиком, согласовывается с инвестором или распорядителем бюджетных средств и подрядчиком. План финансирования объекта складывается на основании архитектурного проекта с учетом календарных графиков выполнения работ и уже на его основании в договоре определяется порядок расчетов за выполненные работы. План финансирования строительства составляется на весь период строительства по годам и по месяцам с определением источников и направлений финансирования. Порядок расчетов по договору подряда должен отвечать плану финансирования строительства.
Государство отказалось от излишнего вмешательства в порядок формирования цен в капитальном строительстве, которое проводится за счет частных лиц. По приказу Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 29 сентября 2000 г. № 215 потеряли действие правила формирования договорных цен и их уточнения в процессе строительства, утвержденные приказом Госстроя Украины от 9 сентября 1998 г. № 197. Однако в случаях, когда финансирование капитального строительства проводится за счет бюджетных средств или средств предприятий, учреждений и организаций государственной собственности, стоимость строительства определяется: 1) Правилами определения стоимости строительства ДБН Д.].1-1-2000, утвержденными приказом Госстроя Украины от 27 августа 2000 г. № 174, и 2) Правилами определения стоимости проектно-изыскательских работ для строительства, осуществляемых на территории Украины ДБН Д.1.1-7-2000, утвержденными приказом Госстроя Украины от 14 декабря 2000 г. № 285. При строительстве объектов, которое осуществляется за счет других источников финансирования, в частности, частных, эти Правила имеют рекомендательный характер и их применение может быть обусловлено только договором подряда. Во всех других случаях договорные цены в капитальном строительстве формируются на рыночных принципах, цены свободны.
Стороны самостоятельно по собственному усмотрению согласовывают стоимость работ по договору подряда, согласованная стоимость работ составляет цену договора. Могут существовать случаи, когда трудно или невозможно четко определить стоимость работ, в частности, в связи с прогнозируемым увеличением стоимости строительных материалов. В таком случае стороны могут установить способ определения общей стоимости договора или отдельных работ, в частности индексные оговорки.
2-4. В общую стоимость работ по договору подряда включается компенсация всех расходов подрядчика (на приобретение материалов, оборудования, энергетические затраты и т. п.) и стоимость собственно выполненных им работ, являющаяся вознаграждением подрядчика (генерального подрядчика). Общая стоимость работ (цена договора) определяется так называемым сведенным сметным расчетом строительства предприятий, зданий, сооружений или их очередей. Сведенный сметный расчет строительства предприятий, зданий, сооружений или их очередей — это сметный документ, определяющий полную сметную стоимость строительства всех объектов, предусмотренных проектом, включая сметную стоимость строительных и монтажных работ, расходы на приобретение оборудования, мебели и инвентаря, а также все сопутствующие расходы.
Кроме сведенных, сметы могут быть локальными, объектными и на отдельные видь; расходов. Статья 321 ХК Украины определяет лишь порядок формирования сведенной сметы, поскольку именно на ее основании определяется цена договора в целом.
Смета по договору подряда (сведенная смета) может быть твердой или приблизительной. Твердая смета — это смета, изменения к которой могут быть внесены лишь по согласованию сторон, увеличения которой не имеет права требовать подрядчик, а уменьшения — заказчик. Смета, не отвечающая таким признакам, приблизительна.
Эти виды смет также отличаются по правовым последствиям их превышения. Если у подрядчика возникла потребность значительно превысить приблизительную смету, он должен заблаговременно предупредить об этом заказчика. Если предупреждение сделано своевременно, подрядчик имеет право без согласия заказчика увеличить или превысить смету. Если предупреждение об этом сделано несвоевременно или вообще не сделано подрядчиком, он не имеет права превышать смету и должен за свой счет выполнять действующую смету. Незначительное превышение сметы относится на счет подрядчика, если иное не предусмотрено договором подряда. Таким образом, превышение приблизительной сметы возможно без соответствующего согласования с заказчиком при соблюдении вышеуказанных условий.
В случаях, предусмотренных ст. 321 ХК Украины (существенный рост цен на материалы, которые предоставляются подрядчику; рост стоимости услуг, предоставляемых подрядчику третьими лицами и т. п.), подрядчик имеет право требовать превышения твердой сметы. Если заказчик откажется от этого, подрядчик имеет право расторгнуть договор подряда без негативных последствий для себя. Таким образом, превышение твердой сметы без согласования сторон невозможно, но закон учитывает коммерческие и хозяйственные интересы подрядчика и создает определенные механизмы защиты его интересов от убытков при применении вышеуказанных условий.
6. Учитывая общие правовые признаки подряда, когда подрядчик, как правило, выполняет работы своими средствами, своими силами и на свой риск, часть 5 ст. 321 ХК Украины закрепляет обязанность и одновременно право заказчика оплатить подрядчику обусловленную договором цену лишь после окончательной сдачи объекта строительства. Это общее правило расчетов в системе подряда в капитальном строительстве. Наряду с этим установлены правила, которые определяют возможность других форм порядка оплаты подрядных работ. Во-первых, договором подряда может быть предусмотрен порядок оплаты по результатам выполнения определенных этапов или видов работ. Этот порядок встречается в практике строительства. Во-вторых, договором подряда можно предусмотреть также такой порядок оплаты, как предварительная оплата подрядных работ или отдельных их этапов. И, в-третьих, договором подряда может быть предусмотрена выплата аванса.
Таким образом, можно выделить четыре формы расчетов в системе капитального строительства.
Расчеты за выполненные работы проводятся на основании документов об объемах работ и их стоимости. Такие документы составляются и подписываются подрядчиком и передаются заказчику. Заказчик проверяет эти документы и в случае отсутствия замечаний подписывает их. После подписания таких документов у заказчика возникает обязательство оплатить выполненные работы в предусмотренные договором сроки. В договоре подряда нужно определить определенный порядок составления, проверки и подписания этих документов для того, чтобы избежать лишних споров и недоразумений. Если заказчик выявит несоответствие работ установленным требованиям, завышение их объемов, неправильное применение сметных норм, текущих цен и расценок и т. п., он имеет право с участием подрядчика откорректировать сумму, подлежащую уплате, или отказаться от уплаты проведенных работ. Выполнение работ надлежащим образом и в сроки, обусловленные договором, — две обязательные предпосылки для выполнения заказчиком своих денежных обязательств перед подрядчиком.
7. Часть 7 ст. 321 ХК Украины определяет особый порядок оплаты подрядных работ, а именно оплату в случае консервации объекта строительства. Консервацией объекта строительства является комплекс работ и мероприятий, связанных с обеспечением сохранения на определенное долговременное время объекта (строения), на котором прекращено строительство, включающее временные и постоянно действующие защитные или конструктивные меры, которые предотвращают разрушение объекта (строения). Основаниями для прекращения строительства и консервации объектов являются независимые от сторон обстоятельства, которые исключают возможность последующего выполнения работ. В капитальном строительстве, ведущимся за счет бюджетных средств, такими основаниями могут быть отсутствие нужных для строительства средств и несоответствие технического состояния объекта современным нормативно-техническим требованиям.
Решение о консервации объекта принимают распорядители бюджетных средств (когда строительство ведется за счет Государственного бюджета) и сторона (стороны), определенная договором подряда (когда строительство ведется за негосударственные средства). Во всех случаях заказчик имеет обязательство по уплате средств, нужных для консервации объекта. Заказчик также обязан оплатить подрядчику все выполненные им работы, в том числе и технологически не завершенные.