Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий

Статья 314. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу, повреждение груза

1. Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу и повреждение принятого к перевозке груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение произошли не по его вине.

2.В транспортных кодексах либо уставах могут быть предусмотрены случаи, когда доказательство вины перевозчика в утрате, недостаче или повреждении груза возлагается на получателя или отправителя.

3.За ущерб, причиненный при перевозке груза, перевозчик отвечает:

в случае утраты или недостачи груза — в размере стоимости груза, который утрачен или которого не хватает;

в случае повреждения груза — в размере суммы, на которую уменьшилась его стоимость;

в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной ценности, если не будет доказано, что она ниже действительной стоимости груза.

4.Если вследствие повреждения груза его качество изменилось настолько, что он не может быть использован по прямому назначению, получатель груза имеет право от него отказаться и требовать возмещения за его утрату.

5.В случае если груз, за утрату или недостачу которого перевозчик заплатил соответствующее возмещение, будет со временем найден, получатель (отправитель) имеет право требовать выдачи ему этого груза, возвратив полученное за его утрату либо недостачу возмещение.

1. В комментируемой статье ответственность по договору перевозки в первую очередь касается ответственности перевозчика за несохранность груза. Несохранность груза может проявляться в его утрате, недостаче и повреждении (порче). Под утратой понимается невозможность выдать груз получателю в течение установленных сроков (30 дней по окончании срока доставки или в другой срок). Недостача (частичная потеря) означает наличие разницы в массе или количестве груза, принятого к перевозке и сданного получателю по одной накладной (коносаменту). Порча груза — несоответствие качества прибывшего в пункт назначения груза его первоначальному качеству, указанному в транспортных документах. При потере, нехватке или порче обычно составляется документ о несохранности груза (коммерческий акт, акт общей формы и др.). Если такой документ составлен перевозчиком единолично без участия представителей грузовладельца, он не имеет предварительно установленной силы и оценивается судом наряду с другими документами и доказательствами в деле.

Общим условием ответственности перевозчика за утрату, недостачу или порчу груза в комментируемой статье является вина, которая презюмируется, В этом проявляется отклонение от общих правил ответственности коммерческих организаций, которые осуществляют предпринимательскую деятельность и отвечают на принципе риска. Перевозчик же несет ответственность за несохранность груза после принятия его к перевозке и к выдаче получателю (другому управомоченному лицу), если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли в результате обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (ст. 924 ГК Украины). Таким образом, именно перевозчик должен доказать свою невиновность путем ссылки на одно из названных обстоятельств, чтобы освободиться от ответственности.

Исключение составляет правило ст. 177 КТМ, в силу которого при морских перевозках (кроме каботажных) перевозчик вообще не отвечает за несохранность груза или просрочку в его доставке, если докажет, что утрата (повреждение) груза или просрочка в доставке состоялись в результате действий и недосмотров капитана, других лиц судового экипажа или лоцмана в судоходстве или управлении судном (за так называемую навигационную ошибку), даже когда они обусловлены поведением указанных лиц.

Он несет ответственность только за недосмотры указанных лиц согласно ст. 176 КТМ, которые имели место при принятии груза к перевозке, его погрузке, размещении на судне, хранении, выгрузке и выдаче (за так называемую коммерческую ошибку). При каботажных перевозках перевозчик на общих основаниях отвечает не только за коммерческие ошибки, но и за ошибки навигационные (ошибки в мореплавании).

Установка презумпции вины перевозчика не означает ее неопровержимости. Напротив, в транспортном законодательстве содержится перечень самых типичных случаев, когда перевозчик может освободить себя от ответственности, доказав свою невиновность. Кроме вины отправителя или получателя, к таким обстоятельствам относятся: а) особые естественные свойства груза, которые вызвали утрату им своих потребительских свойств; б) дефекты тары или упаковки, которые не могли быть отмечены по внешнему виду при принятии груза к перевозке; в) сдача груза к перевозке без указания в накладной его особых свойств, которые требуют особых условий или мер пресечения для сохранения груза во время перевозки или хранения; г) сдача к перевозке груза, влажность которого превышает установленную норму и др.; д) в других случаях. При этом вина отправителя или получателя (клиентуры) может служить основанием как для полного освобождения перевозчика от ответственности, так и для применения смешанной ответственности.

2. Действующим законодательством в комментируемой статье предусмотрены также случаи, когда перевозчик может освободиться от ответственности за утрату, недостачу или порчу груза путем простой ссылки на одно из установленных законом обстоятельств, а груз доказательства вины перевозчика возложен на грузовладельца. К ним, в частности, относятся: а) прибытие груза в исправном транспортном средстве с исправными запорно-пломбируемыми устройствами отправителя или другими средствами фиксации сохранности груза, установленными им; б) прибытие груза в сопровождении представителя (охранника, экспедитора) отправителя или получателя; в) недостоверность, неточность или неполнота информации, указанной в перевозочном документе; г) естественные причины, связанные с перевозкой груза в открытом месте (например, в открытом составе); д) естественная убыль груза в пределах нормы.

3-5. Ответственность перевозчика за несохранность перевезенного груза ограничивается частью реального убытка, нанесенного грузовладельцу. Так, согласно ст. 179 КТМ за убыток, который является результатом утраты или повреждения груза, перевозчик несет ответственность в таких размерах: 1) за утрату и недостачу груза — в размере действительной стоимости потерянного и недостаточного груза; 2) за повреждение или порчу груза — в сумме, на которую снизилась стоимость груза.

Для определения стоимости груза применяется несколько способов. Доказательством стоимости груза в первую очередь является его цена, указанная в счете продавца или в договоре. При отсутствии счета или договорной цены применяется общее правило: стоимость груза вычисляется исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичный товар, например, на бирже. На морском транспорте в случае, если род и вид, а также стоимость груза не были объявлены отправителем до погрузки и не были внесены в коносамент, ответственность перевозчика за потерю и повреждение груза не может превышать определенной в законе твердой ставки за каждое место груза (или за 1 кг груза). Однако морской перевозчик теряет право на ограничение ответственности, когда доказана его вина в форме намерения или грубой неосторожности. Клиент может выбрать, на какой момент вычислять цену: на дату представления иска или вынесения решения судом. Кроме того, наряду с возмещением ущерба, вызванного несохранностью груза, перевозчик возмещает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку груза, если она не входит в стоимость груза.