Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий
Статья 312. Договор перевозки груза в прямом смешанном сообщении
1.По договору перевозки груза в прямом смешанном сообщении перевозка осуществляется от грузоотправителя к грузополучателю двумя или более перевозчиками разных видов транспорта по единому перевозочному документу.
2.К договорам перевозки груза в прямом смешанном сообщении применяются правила статьи 307 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено транспортными кодексами либо уставами.
3.Отношения перевозчиков при перевозке груза в прямом смешанном сообщении и условия работы перевалочных пунктов регулируются узловыми соглашениями. Порядок заключения узловых соглашений устанавливается транспортными кодексами и уставами.
1. Договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении — один из самостоятельных гражданско-правовых транспортных договоров. Его значение и роль заключаются в правовом регулировании процесса перевозки, в котором принимают участие два или более видов транспорта. Экономическая и социальная значимость такого договора объясняется значительным транспортным полем Украины, разным техническим уровнем развития отдельных видов транспорта, что создает объективную невозможность удовлетворить потребности грузовладельца в предоставлении ему транспортных услуг ~ силами одного вида транспорта.
В комментируемой статье предусмотрено, что основной признак перевозки в прямом смешанном сообщении — участие в нем не менее двух перевозчиков различных видов транспорта. При этом грузоотправитель освобождается от обязанности передавать груз с одного вида транспорта на другой и оформлять связанные с этим документы.
При перевозках грузов в прямом смешанном сообщении обязанности перевозчиков выполняют различные виды транспорта (железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный). Договор перевозки в прямом смешанном сообщении заключает первоначальный перевозчик. Перевозчики, принимая груз от предыдущей транспортной организации, выполняют свой долг по перевозке груза на соответствующем отрезке движения груза, возникающем из договора, который был заключен предыдущим перевозчиком.
Существенным признаком прямого смешанного сообщения согласно части 1 ст. 913 ГК Украины является перевозка грузов на основании единого транспортного документа, составленного на весь путь прохождения грузов. Это означает, что правоотношения, участниками которых являются различные виды транспорта, возникают на основании единого договора перевозки, который заключает грузоотправитель с перевозчиком в пункте отправления.
Документом, на основании которого осуществляется перевозка в прямом смешанном сообщении, является транспортная накладная. Она составляется на имя определенного грузополучателя и подписывается грузоотправителем. Накладная сопровождает груз на всем пути его прохождения и выдается грузополучателю вместе с грузом. Накладная — товарораспорядительный документ и письменное доказательство как факта заключения договора перевозки в прямом смешанном сообщении, так и его содержания. Содержание накладной не может быть доказано никакими другими документами, кроме самой накладной. Поэтому при ненадлежащем выполнении транспортным предприятием своих обязанностей по перевозке грузов в прямом смешанном сообщении грузоотправитель или грузополучатель имеет право выдвинуть любые требования к перевозчику лишь при наличии накладной.
2. Заключая между собой соглашения по организации перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, транспортные организации руководствуются статьями и положениями гражданского законодательства о заключении договоров.
Основными нормативными актами, которые регулируют перевозку грузов в прямом смешанном сообщении железнодорожным, автомобильным, а также внутренним водным транспортом, являются транспортные уставы. В Кодексе торгового мореплавания, а также Воздушном кодексе Украины раздела о перевозке грузов в прямом смешанном сообщении нет. В Кодексе торгового мореплавания эти отношения регулируются разделом «Морские перевозки».
Нормы разделов транспортных уставов и кодексов, которые регулируют перевозку грузов в прямом смешанном сообщении, в основном идентичны.
3. При возникновении споров, связанных с перевозкой грузов в прямом смешанном сообщении, кроме кодексов и уставов, применяются тарифные справочники, правила. которые регулируют перевозку грузов на том виде транспорта, где было допущено невыполнение условий перевозки.
Сроки доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяются по совокупности сроков, установленных для всех видов транспорта, которые принимают участие в перевозке, и вычисляются в соответствии с правилами, действующими на соответствующих видах транспорта.
Плата за перевозку грузов в прямом смешанном сообщении взимается с грузоотправителей на станциях, в портах, аэропортах отправления груза исходя из расстояний, на которые осуществляется перевозка грузов на соответствующем виде транспорта. Аналогичные правила платы за перевозку устанавливаются и для перевалочных пунктов грузов с одного вида транспорта на другой.
Ответственность по договору перевозки в прямом смешанном сообщении определяется транспортными уставами и кодексами. На этот вид сообщения распространяются общие правила и пределы имущественной ответственности за несохранность грузов и просрочки их доставки. При установлении вины железных дорог, пароходств, судоходных компаний, автотранспортных предприятий в потере, нехватке, повреждении или порче груза ответственность несут соответственно железная дорога, пароходства, судоходные компании и автотранспортные предприятия. Ответственность за сохранность груза к моменту его передачи в перевалочных пунктах лежит на сдающей стороне, после передачи — на принявшей стороне.