Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий
Статья 310. Получение груза в пункте назначения
1.Перевозчик обязан уведомить получателя о прибытии груза в его адрес.
2.Получатель обязан принять груз, прибывший в его адрес. Он имеет право отказаться от принятия поврежденного или испорченного груза, если будет установлено, что вследствие изменения качества исключается возможность полного или частичного использования его по первоначальному назначению.
3.Ответственность перевозчика за сохранность груза прекращается с момента его выдачи получателю в пункте назначения. Если получатель не востребовал прибывший груз в установленный срок или отказался его принять, перевозчик имеет право оставить груз у себя на хранение за счет и на риск грузоотправителя, письменно уведомив его об этом.
4.Груз, не полученный в течение месяца после уведомления перевозчиком получателя, считается невостребованным и реализуется в установленном законодательством порядке.
1. Комментируемая статья регулирует вопрос получения груза получателем, то есть в этом случае речь идет о завершающей стадии процесса перевозки — выдаче груза получателю. Обязанность перевозчика сообщить о прибытии груза в пункт назначения имеет существенное значение, поскольку в зависимость от нее поставлена своевременность выполнения обязанностей получателем.
Выдача груза — это комплекс действий, направленных на своевременную передач) груза получателю или иному уполномоченному на это лицу, который начинается на стадии завершения транспортировки груза и связан с обязанностью перевозчика сообщить о его принятии, что в императивном порядке закреплено в части 1 ст. 310 ХК Украины.
Комментируемая статья не содержит норм, которые бы определяли порядок или способ уведомления получателя о прибытии груза в его адрес, что обусловлено наличием в транспортном законодательстве соответствующих правил (в частности, на внутреннем водном транспорте — ст.ст. 94, 95 СВВТ; на железнодорожном — п.п. 1, 6, 7 Правил выдачи грузов, утвержденных приказом Минтранса Украины от 21 ноября 2000 г. № 644; на воздушном — п. 12.2.2 Правил воздушных перевозок грузов; на морском — ст. 162 КТМ и т. п.).
Кроме того, стороны могут указать это непосредственно в договоре перевозки груза (например, сообщение по указанному телефонному номеру, телеграммой, по факсу и т. п.). При этом расходы на отправку сообщения возлагаются на грузополучателя.
Выдача груза перевозчиком должна осуществляться только по предоставлению оригинала перевозочного документа (коносамента, накладной). При этом обязательна проверка полномочий получателя на получение груза, который прибыл в пункт назначения согласно договору перевозки. Получение груза удостоверяется подписью и печатью (штампом) грузополучателя в трех экземплярах накладной или другого документа.
2. Грузополучатель — один из субъектов отношений перевозки грузов (см. комментарий к ст. 306 ХК Украины), которой имеет как права, так и обязанности. Основные обязанности грузополучателя на любом виде транспорта: 1) принять и вывезти из пункта назначения груз, поступивший в его адрес; 2) выгрузить груз из транспортного средства, полностью убрать из транспортного средства все элементы крепления грузов, а также убрать бумагу, картон и другие средства упаковки для сохранности грузов; 3) уплатить все дополнительные платежи.
Часть 2 комментируемой статьи возлагает на грузополучателя обязанность — принять груз, прибывший в его адрес. В связи с этим по прибытии груза в пункт назначения получатель обязан его принять и вывезти со станции (порта) в установленный срок.
Выдача груза должна быть надлежащим образом оформлена, что заключается в следующих шагах: 1) представитель получателя подает перевозчику оригинал перевозочного документа, полученного от отправителя, в который внесены сведения о грузе, подлежащем выдаче, проведенных расчетах, заявленных получателем претензиях и т. п.; 2) после у платы получателем платежей по окончательным расчетами на перевозочный документ ставится календарный штемпель с датой прибытия груза и выписывается ордер на его выдачу (или другой документ) в соответствии с правилами перевозки тем или иным видом транспорта.
При выдаче груза в пункте назначения перевозчик и получатель должны соблюдать правила, установленные для определенного вида транспорта. Так, до выдачи груза грузополучатель и перевозчик имеют право требовать осмотра и/или проверки его количества, веса или состояния (в частности, проверить наличие пломб отправителя, их исправность; состояние тары (упаковки), наличие маркировки; соответствие наименования груза и транспортной маркировки сведениям, указанным в перевозочном документе, и т. п.). Если получатель принимает груз без проверки количества мест или веса, он имеет право обязать перевозчика сделать соответствующие оговорки в перевозочном документе.
Невзирая на то что проверка количества, веса или состояния груза является правом, а не обязанностью участников договора перевозки, транспортным законодательством (кодексами, уставами) предусмотрены случаи, когда перевозчик при выдаче груза обязан провести такую проверку (например, ст. 52 СЗУ, ст. 66 САТ, ст. 100 СВВТ).
Во время приемки груза получатель имеет право заявить перевозчику о нехватке или повреждении груза в течение определенного срока, предусмотренного специальным законодательством для того или иного вида транспорта.
Следует отметить, что в случае соответствия груза сведениям, указанным в соответствующих документах, обязанность грузополучателя принять груз безусловна. Исключением из этого правила являются случаи, связанные с изменением полностью или частично качества (количества) полученного груза, что исключает возможность его использования по первоначальному назначению. Так, получатель имеет право отказаться от принятия поврежденного или испорченного груза, если будет установлено, что в результате изменения качества исключается возможность полного или частичного использования его по первоначальному назначению.
Такие правила установлены для всех видов транспорта, за исключением морского — невозможность использования в таком случае устанавливается экспертом в определенном законодательством порядке.
3. Ответственность перевозчика за сохранность груза возникает с момента принятия груза к перевозке (см. комментарий к ст. 308 ХК Украины), которая регламентируется ст. 314 ХК Украины (см. комментарий к указанной статье). Часть 3 комментируемой статьи устанавливает момент прекращения ответственности перевозчика. Так, ответственность перевозчика за сохранность груза прекращается с момента его выдачи получателю в пункте назначения.
При этом следует различать дату фактической выдачи груза получателю (дата вывоза его из пункта назначения — порта, станции и т. п.) и дату его оформления (определяется календарным штемпелем, то есть является датой раскредитирования документов, что лежит в основе исчисления сроков выдвижения требований по перевозке), поскольку они могут не совпадать (например, груз прибыл своевременно, однако получатель вывез его через несколько дней и т. п.).
Если получатель не востребовал груз, который прибыл, в установленный срок или отказался его принять, перевозчик имеет право оставить груз у себя на хранение за счет и на риск грузоотправителя. Хранение груза в пункте назначения не обязательно для перевозчика по договору перевозки, в связи с чем потраченное перевозчиком на ожидание и хранение груза время рассматривается как простой транспортного средства, за что насчитывается соответствующая плата в размере, предусмотренном специальным законодательством. При этом перевозчик должен в письменном виде сообщить об этом грузополучателю.
4. Часть 4 комментируемой статьи предоставляет право перевозчику распорядиться грузом, который не был получен в течение одного месяца грузополучателем (при условии его надлежащего уведомления о прибытии груза). Закрепление указанной нормы обусловлено тем, что по своей правовой природе невостребованный груз принадлежит к категории бесхозяйственной вещи (ст. 335 ГК Украины). Следовательно, груз, не полученный в течение месяца после сообщения перевозчиком получателю, считается невостребованным и реализуется в установленном законодательством порядке.
В частности, законом предусмотрен порядок реализации невостребованных грузов железной дорогой (ст.ст. 48-51 СЗУ, Правила реализации грузов, утвержденные приказом Минтранса Украины от 21 ноября 2000 г. № 644), который заключается в следующем: 1) в случае применения железной дорогой права на груз с целью получения провозной платы и других платежей; 2) в случае невозможности выдать груз на станции назначения получателю, отмеченному в накладной, ввиду отсутствия получателя в районе станции назначения, если станцией в трехдневный срок со дня вручения получателю уведомления не получено указание отправителя в отношении распоряжения грузом; 3) в случае, когда получатель по тем ил г иным причинам не обратился на станцию назначения за грузом или в случае отказа получателя от груза; 4) при выявлении груза без документов.
Реализация груза другими организациями осуществляется по договору купли-продажи на станции, где находится груз, который реализуется через специальные склады реализации, созданные на каждой железной дороге. Разрешение на реализацию груза на станции или на отправление его на склад реализации предоставляется управлением железной дороги по запросу начальника станции. Все грузы, которые поступили на такой склад, регистрируются в книге установленной «Укржелдортрансом» формы, о чем составляется акт. После оценки передача грузов осуществляется по акту приемки-сдачи, который составляется в трех экземплярах и подписывается начальником станции или начальником склада реализации и представителем организации-покупателя, которая получает груз. Средства, полученные железной дорогой за реализованный иной организации груз, за вычетом сумм, принадлежащих железной дороге, перечисляются: получателю, отмеченному в накладной, — в случае оплаты им стоимости груза; отправителю — во всех других случаях.
Право перевозчика на морском транспорте на распоряжение невостребованным грузом предусмотрено п. 3.20 Общих правил перевозки грузов морским транспортом, а порядок его реализации установлен Декретом Кабинета Министров Украины от 8 апреля 1993 г. «О порядке исключения и реализации грузов, которые находятся в морских торговых портах и на припортовых железнодорожных станциях сверх установленных сроков».
Реализация изъятого у отправителя груза осуществляется уполномоченным Кабинетом Министров Украины органом на конкурсной основе и, как правило, за свободно конвертируемую валюту. Если груз реализовать невозможно, порт отправляет его отправителю. В таком случае стоимость погрузочно-разгрузочных работ, хранение, перевозка оформление документов и другие расходы, связанные с отправлением груза, списываются на отправителя или получателя в безакцептном порядке.