1.Грузоотправитель имеет право в порядке, установленном транспортными кодексами либо уставами, получить обратно сданный к перевозке груз до его отправления, заменить указанного в перевозочном документе получателя груза (до его выдачи адресату), распорядиться грузом в случае непринятия его получателем либо невозможности выдачи груза получателю.

2.В случае прерывания или прекращения перевозки грузов по не зависимым от перевозчика обстоятельствам перевозчик обязан уведомить грузоотправителя и получить от него соответствующее распоряжение относительно груза.

1. Комментируемая статья предусматривает возможность изменения условий перевозки в связи с: 1) изменением адресата, что происходит в связи с переадресованием: 2) изменением объекта обязательства, что происходит в связи с переотправлением.

В соответствии с частью 1 комментируемой статьи грузоотправитель имеет право в порядке, установленном транспортными кодексами или уставами, получить назад сданный к перевозке груз до его отправления, заменить указанного в перевозочном документе грузополучателя (до его выдачи адресату), распорядиться грузом в случае непринятия его получателем или невозможности выдачи груза получателю. В юридической литературе это называется правом распоряжения грузом, которое характеризуется такими признаками: 1) срочность, поскольку право ограничено сроком (заявить о получении обратно груза возможно до его отправления, а о замене получателя — до выдачи груза); 2) легитимность, поскольку право основано на законе.

Переадресование грузов, которые прибыли в пункт назначения, в обратном соединении и их повторное переадресование запрещено. Следует отметить, что транспортные кодексы и уставы конкретизируют правила комментируемой статьи, которая предусматривает изменение условий перевозки (в частности, на автомобильном транспорте — ст.ст. 72—74 САТ; на железнодорожном — ст.ст. 43-45, 48 СЗУ; на морском — ст. 141 КТМ и т. п.).

От переадресования грузов следует отличать переотправление, когда следующая перевозка грузов осуществляется по новым перевозочным документам в другом направлении. Переотправление зависит от возможностей перевозчика и является прекращением по инициативе грузоотправителя одного договора перевозки и заключения вместо него другого договора (например, на внутреннем водном транспорте — ст. 92 СВВТ; на морском — ст.ст. 141, 157 КТМ).

Если груз принят к перевозке, но не отправлен, по требованию грузополучателя перевозчик обязан выдать ему груз. В этом случае договор перевозки прекращается на будущее.

Право грузоотправителя распоряжения грузом прекращается с прибытием последнего в пункт назначения и выдачей получателю. В случае, когда получатель отказался от принятия груза или его невозможно выдать получателю, грузоотправитель опять приобретает право распоряжения грузом.

2. Анализируя содержание комментируемой статьи, можно прийти к выводу, что изменение условий перевозки может происходить: 1) по инициативе грузоотправителя (часть 1 ст. 309 ХК Украины); 2) по инициативе перевозчика (часть 2 ст. 309 ХК Украины).

В соответствии с частью 2 комментируемой статьи в случае прерывания или прекращения перевозки грузов по не зависящим от перевозчика обстоятельствам перевозчик обязан сообщить грузоотправителю и получить от него соответствующее указание в отношении груза. Следовательно, переадресование по инициативе перевозчика осуществляется при наличии двух фактов: 1) при определенных законом обстоятельствах, которые не зависят от перевозчика; 2) на основании распоряжения грузоотправителя.

В то же время с переадресованием у перевозчика возникаете 1) обязанность уведомить об этом грузоотправителя; 2) право осуществить указанное переадресование на основании распоряжения грузоотправителя.

Следует отметить, что комментируемая статья предусматривает лишь общие правила по изменению условий перевозки грузов, порядок же их переадресования определяется транспортными кодексами (уставами) и правилами перевозок с учетом особенностей, которые присущи тому или иному видам транспорта.