Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий
Статья 308. Прием груза к перевозке
1.Груз к перевозке принимается перевозчиками в зависимости от вида транспорта и груза в местах общего или не общего пользования.
2.Ответственность перевозчика за сохранность груза возникает с момента принятия груза к перевозке.
3.Грузоотправитель обязан подготовить груз к перевозке с учетом необходимости обеспечения транспортабельности и сохранности его в процессе перевозки и имеет право застраховать груз в порядке, установленном законодательством.
4.В случае если для осуществления перевозки груза законодательством или договором предусмотрены специальные документы (удостоверения), подтверждающие качество и другие свойства перевозимого груза, грузоотправитель обязан передать такие документы перевозчику вместе с грузом.
5.О принятии груза к перевозке перевозчик выдает грузоотправителю в пункте отправления документ, оформленный надлежащим образом
1. Перевозка груза — длительный процесс, который состоит из таких стадий: 1) принятие груза к перевозке; 2) перемещение груза; 3) выдача груза.
Для процесса перевозки груза характерны: 1) системность (взаимосвязь его стадий ч 2) единство цели (как сам процесс, так и все его стадии направлены на достижение общей цели — перемещение груза); 3) динамичность (с переходом на каждую следующую стадию происходит обновление прав и обязанностей, которые возникают на основании и в связи с предшествующими).
Обязанность перевозчика по предоставлению транспортного средства для перевозки предусматривает определение места его предоставления. Согласно части 1 комментируемой статьи груз к перевозке принимается перевозчиками в зависимости от вида транспорта и груза в местах общего или необщего пользования.
Местом предоставления транспортного средства на воздушном транспорте является место нахождения аэропортов, аэродромов или специально оборудованных взлетно-посадочных площадок. Во время перевозок железнодорожным и внутренним водным транспортом транспортные средства подаются в места общего пользования (железнодорожная станция, причал, пристань и т. п.) или в места необщего пользования (железнодорожные подъездные пути, причалы, находящиеся в ведении предприятий и организаций, и т. п.). На морском транспорте местом предоставления морского судна для перевозки грузов может быть морской порт (в этом случае судно считается поданным, если находится в пределах его акватории), причал или географический район порта, если речь идет о перевозке международным сообщением (в этом случае отмечается один из портов определенной страны), а также порт, определенный в долгосрочном договоре перевозки. В отличие от других видов транспорта, лишь автомобильный обеспечивает предоставление транспортного средства к месту нахождения грузоотправителя.
2. Договор перевозки груза — это реальный договор, который считается заключенным с момента передачи грузоотправителем груза к перевозке транспортному предприятию, осуществляющему перевозку. Участники отношений, которые возникают из договора перевозки груза, обязаны строго придерживаться условий договора, за невыполнение или ненадлежащее выполнение которых законом предусмотрена имущественная (материальная) ответственность, которая имеет определенные особенности по сравнению с моделью ответственности сторон договорных обязательств, предусмотренной ГК Украины, поскольку ответственность в отношениях по перевозке грузов любым видом транспорта определяется лишь в пределах специального закона (кодекса, устава) и в любом случае — соглашением сторон (см. комментарий к статьям 306, 314 ХК Украины).
Часть 2 комментируемой статьи устанавливает момент возникновения ответственности перевозчика за потерю, нехватку, порчу или повреждение груза. Так, ответственность перевозчика за сохранность груза возникает с момента принятия груза к перевозке. Перевозчик несет ответственность за сохранность груза не только в процессе его транспортировки, но и в период нахождения груза в ведении перевозчика в пункте отправления. В соответствии с транспортным законодательством ответственность наступает, если перевозчик не докажет, что потеря, нехватка или повреждение груза возникли в результате обстоятельств, предотвратить которые перевозчик не мог и устранение которых от него не зависело (см. комментарий к ст. 324 ХК Украины).
Принятие груза к перевозке происходит путем передачи его грузоотправителем перевозчику. При этом общие правила принятия груза к перевозке установлены ст. 308 ХК Украины, которые детализированы в транспортных кодексах (уставах). В частности, на автомобильном транспорте под принятием груза понимается предоставление грузоотправителем подготовленного для отправления груза и товарно-транспортных документов перевозчику с последующей погрузкой на транспортное средство и оформлением документов о принятии груза перевозчиком для отправления (п.п. 10.1-10.5 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом). На речном транспорте дата принятия груза к перевозке удостоверяется календарным штемпелем порта или пристани на накладной.
квитанции или дорожной ведомости (п. 67 СВВТ). На железнодорожном транспорте договор считается заключенным с момента принятия груза к перевозке, что удостоверяется наложением календарного штемпеля станции отправления в перевозочных документах. Для засвидетельствования принятия груза к перевозке станция выдает отправителю квитанцию (п. 28 Правил принятия грузов к перевозке, ст. 23 СЗУ).
3. Часть 3 комментируемой статьи возлагает на отправителя определенную обязанность — подготовить груз к перевозке с учетом необходимости обеспечения транспортабельности и сохранения его в процессе перевозки и имеет право застраховать груз в порядке, установленном законодательством. В частности, груз, который нуждается в таре или упаковке, должен подаваться к перевозке в соответствующей таре или упаковке, которые определяются с учетом вида груза (навалочный, наливной и т. п.), его особенностей (например, скоропортящийся и т. п.) и условий перевозки и устанавливается правилами перевозки грузов, которые действуют на всех видах транспорта. При этом тара (упаковка) должна отвечать госстандарту и техническим условиям, а также обеспечивать полную сохранность груза во время перевозки.
В соответствии с Правилами перевозок грузов устанавливается правило, согласно которому грузоотправитель обязан предоставить в установленный срок груз, подлежащий перевозке, в надлежащей таре и упаковке, а также отмаркировать его в соответствии с установленными требованиями для перевозки конкретного груза (по заключенному договору). Грузоотправитель также должен определить пригодность транспортного средства в коммерческом отношении для обеспечения сохранности груза, при этом он имеет право отказаться от предоставленных транспортных средств, если они не пригодны для перевозки соответствующего груза.
Нарушение грузоотправителем указанной обязанности может быть основанием для возложения на него ответственности за несохранность груза полностью или на грузоотправителя и перевозчика (смешанная форма вины, когда каждый из них нарушил свои обязанности по обеспечению сохранной перевозки груза).
Грузоотправитель имеет право застраховать груз в порядке, установленном законодательством. В частности, порядок страхования предусмотрен Законом Украины «О страховании», Порядком и правилами проведения обязательного страхования ответственности субъектов перевозки опасных грузов на случай наступления негативных последствий во время перевозки опасных грузов, утвержденными Постановлением Кабинета Министров Украины от 1 июня 2002 г. и другими нормативно-правовыми актами.
4. В соответствии с частью 4 комментируемой статьи в случае, если для осуществления перевозки груза законодательством или договором предусмотрены специальные документы (удостоверения), которые подтверждают качество и другие свойства перевозимого груза, грузоотправитель обязан передать такие документы перевозчику вместе с грузом. Как правило, указанные документы удостоверяют состояние груза, его качество или другие свойства на момент предоставления перевозчику (сертификаты — для определенной категории грузов (нефтеналивные и т. п.); ветеринарные удостоверения — для продуктов животного происхождения; декларации о грузах и декларации об опасных грузах и т. п.).
Кроме того, законом отдельно предусмотрен порядок перевозки радиоактивных материалов (п. 4 Положения об основных принципах организации перевозки радиоактивных материалов по территории Украины, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 29 ноября 1997 г.), перевозки подкарантинных грузов (Закон Украины «О карантине растений» от 30 июня 1993 г.) и т. п.
Специальные документы прилагаются к перевозочному документу в соответствии с правилами перевозки отдельных видов грузов тем или иным видом транспорта.
5. В соответствии с частью 5 комментируемой статьи о принятии груза к перевозке перевозчик выдает грузоотправителю в пункте отправления документ, оформленный надлежащим образом. В соответствии со ст. 307 ХК Украины договор перевозки груза заключается в письменной форме, с оформлением соответствующих документов установленной формы, что осуществляется в соответствии с нормами специального законодательства и предусматривает составление комплекта перевозочных документов с учетом вида транспорта, которым осуществляется перевозка груза. Перевозка груза оформляется специальным транспортным документом, который сопровождает груз и в сущности является письменной формой договора. Таким документом при перевозках грузов железнодорожным и речным транспортом является накладная, автомобильным — товарно-транспортная накладная, морским — коносамент.
Накладная составляется на имя определенного грузополучателя, подписывается грузоотправителем и сопровождает груз на всем пути его следования и в пункте назначения выдается грузополучателю вместе с грузом. Для засвидетельствования принятия груза к перевозке соответствующий пункт отправления (станция, порт и т. п.) выдает грузоотправителю грузовую квитанцию, в связи с чем договор перевозки грузов считается заключенным только при условии предоставления отправителем накладной.
При морских перевозках наличие и содержание договора перевозки груза может быть подтверждено чартером, коносаментом или другими письменными документами (например, грузовым ордером). После принятия груза к перевозке перевозчик обязан выдать отправителю коносамент, который является доказательством принятия перевозчиком отмеченного в нем груза. Коносамент — не только подтверждение принятия груза перевозчиком, но и товарораспорядительный документ. Эта функция коносамента предусматривает обязательство перевозчика выдать груз юридическому лицу, указанному в коносаменте.
Договор морской перевозки груза может быть заключен при условии предоставления для перевозки всего судна, его части или определенных судовых помещений (п. 1 ст. 134 и ст. 136 КТМ). Такой договор называется рейсовым чартером, он является консенсусным договором. Однако при заключении рейсового чартера для удостоверения принятия груза к морской перевозке перевозчик выдает отправителю коносамент, который, в отличие от основных транспортных документов на других видах транспорта, является товарораспорядительным документом (п. 2 ст. 334 ГК Украины).
На внутреннем водном транспорте груз считается принятым к перевозке с момента выдачи грузоотправителю грузовой квитанции, а дата принятия удостоверяется календарным штемпелем порта или на пристани на обороте накладной, дорожной ведомости и квитанции.
Особый порядок принятия груза на автомобильном транспорте. Принятие груза удостоверяется подписью шофера (как представителя перевозчика, который должен предъявить удостоверение и дорожный лист) на всех экземплярах товарно-транспортной накладной, один из которых остается грузоотправителю.