1.По договору перевозки груза одна сторона (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей другой стороной (грузоотправителем) груз в пункт назначения в установленный законодательством либо договором срок и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

2.Договор перевозки груза заключается в письменной форме. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением перевозочного документа (транспортной накладной, коносамента и т. п.) в соответствии с требованиями законодательства. Перевозчики обязаны обеспечивать грузоотправителей бланками перевозочных документов согласно правилам осуществления соответствующих перевозок.

3.Грузоотправитель и перевозчик в случае необходимости осуществления систематических в течение определенного срока перевозок грузов могут заключить долгосрочный договор, по которому перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузоотправитель — подавать к перевозке грузы в согласованном сторонами объеме.

4.В зависимости от вида транспорта, которым предусматривается систематическая перевозка грузов, заключаются следующие долгосрочные договоры: долгосрочный — на железнодорожном и морском транспорте, навигационный— на речном транспорте (внутреннем флоте), специальный — на воздушном транспорте, годовой —на автомобильном транспорте. Порядок заключения долгосрочных договоров устанавливается соответствующими транспортными кодексами, транспортными уставами или правилами перевозок.

5.Условия перевозки грузов отдельными видами транспорта, а также ответственность субъектов хозяйствования за эти перевозки определяются транспортными кодексами, транспортными уставами и иными нормативно-правовыми актами. Стороны могут предусмотреть в договоре также другие условия перевозки, не противоречащие законодательству, и дополнительную ответственность за ненадлежащее выполнение договорных обязательств.

1. Договор перевозки груза — правовое основание возникновения прав и обязанностей сторон, связанных с перевозками различными видами транспорта. Договоры перевозки грузов обязательны для перевозчика при обращении к нему клиента за предоставлением соответствующей услуги (ст. 179 ХК, ст. 633 ГК Украины).

В соответствии с частью 1 комментируемой статьи по договору перевозки груза одна сторона (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей другой стороной (грузоотправителем) груз к пункту назначения в установленный законодательством или договором срок и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Предметом договора перевозки груза являются не отдельные действия транспортного предприятия, направленные на перемещение, а транспортные услуги, то есть услуги по перемещению (транспортировке) материальных ценностей.

Комментируемая статья содержит определение договора перевозки груза, в связи с чем можно предоставить его характеристику: 1) многосторонний хозяйственный договор, который определяет имущественно-хозяйственные обязательства, возникающие при ведении одного из видов хозяйственной деятельности — перевозки грузов; 2) оплатный; 3) договор о перевозке конкретного груза реален, поскольку считается заключенным с момента сдачи груза транспортной организации для перевозки, чем и отличается от договоров на организацию перевозок, которые являются консенсусными, поскольку считаются заключенными с момента предоставления соглашению сторон надлежащей (письменной) формы, при этом они не предусматривают перевозки конкретного груза, поэтому не являются товарными соглашениями; 4) срочный.

Перевозка груза любым видом транспорта представляет собой организационно и технически сложный процесс, который состоит из трех элементов: погрузки, перемещения и выгрузки груза, основной из которых — именно перевозка груза, осуществляемая на основании отдельного договора, правовое регулирование которого в общей форме закреплено в главах 32 и 64 ГК Украины.

2. В соответствии с частью 2 комментируемой статьи договор перевозки груза заключается в письменной форме, с оформлением соответствующих документов установленной формы, осуществляемый в соответствии с нормами специального законодательства и предусматривающий составление комплекта перевозочных документов с учетом вила транспорта, которым осуществляется перевозка груза (например, при железнодорожной перевозке груза комплект перевозочных документов составляют: накладная, дорожная ведомость, корешок дорожной ведомости и квитанция о принятии груза).

Обстоятельно форма и порядок заключения договора перевозки грузов определены транспортным законодательством, которое для всех видов транспорта устанавливает письменную форму договора. Перевозка груза оформляется специальным транспортным документом, который сопровождает груз и в сущности является письменной формой договора. Таким документом при перевозках грузов железнодорожным и речным (ст. 6 СЗУ и ст. 67 СВВТ) транспортом является накладная, автомобильным—товарно-транспортная накладная (ст. 47 САТ), морским — коносамент (ст.ст. 134, 135 КТМ).

Накладная составляется на имя определенного грузополучателя, подписывается грузоотправителем и сопровождает груз на всем пути его передвижения и в пункте назначения выдается грузополучателю вместе с грузом.

В удостоверении принятия груза к перевозке соответствующий пункт отправления (станция, порт и т. п.) выдает грузоотправителю грузовую квитанцию, в связи с чем договор перевозки грузов считается заключенным только при условии предоставления отправителем накладной.

При морских перевозках наличие и содержание договора перевозки груза может быть подтверждено чартером, коносаментом или другими письменными документами. После приема груза к перевозке перевозчик обязан выдать отправителю коносамент, который является доказательством приема перевозчиком указанного в нем груза. Коносамент — не только подтверждение приема груза перевозчиком, но и товарораспорядительный документ. Эта функция коносамента предусматривает обязательство перевозчика выдать груз юридическому лицу, указанному в коносаменте.

Договор морской перевозки груза может быть заключен при условии предоставления для перевозки всего судна, его части или определенных судовых помещений (п. 1 ст. 134 и ст. 136 КТМ). Такой договор называется рейсовым чартером, или цертепартией, он является консенсусным договором. Однако при заключении рейсового чартера для удостоверения принятия груза к морской перевозке перевозчик выдает отправителю коносамент, который, в отличие от основных транспортных документов на других видах транспорта, является товарораспорядительным документом (п. 2 ст. 334 ГК Украины).

Комментируемая статья возлагает на перевозчика обязанность обеспечить грузоотправителей бланками перевозочных документов согласно правилам осуществления соответствующих перевозок.

3,4. Удовлетворение многочисленных потребностей в перевозках грузов требует определенных организационных предпосылок, которые осуществляются прежде всего с помощью планирования перевозок (перспективного и текущего), в связи с чем предприятия транспорта, учитывая установленные объемы перевозки для каждого из отправителей, заключают с ними организационные договоры, направленные на организацию будущих перевозок грузов на любом виде транспорта (ст. 307 ХК, ст. 914 ГК Украины). Цель указанных договоров — достижение согласия на будущие перевозки.

Обязательство по конкретному грузу возникает из договора перевозки, который заключается в момент принятия перевозчиком от грузоотправителя вместе с соответствующим транспортным документом. Если заключению договора предшествует плановое задание, то стороны конкретизируют его на основе оперативных документов, в частности декадных заявок — на железнодорожном, речном и воздушном транспорте.

В долгосрочном договоре перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предоставления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также другие условия организации перевозки. Указанный договор регулирует отношения только будущего грузоотправителя с перевозчиком, в котором, как правило, не называются конкретные грузополучатели (они указываются позднее, при оформлении соглашений на каждое разовое отправление).

Характерные черты долгосрочного договора перевозки груза: 1) он консенсусный; 2) правовые нормы, которые регулируют заключение долгосрочных договоров, имеют диспозитивный характер и предоставляют тем самым сторонам возможность заключить их по своему волеизъявлению; 3) он является основанием для заключения основного договора (на перевозку конкретного груза). При этом долгосрочный договор не порождает прав и обязанностей сторон в отношении перевозки определенной партии груза.

В зависимости от вида транспорта, которым предусматривается систематическая перевозка грузов, заключаются такие долгосрочные договоры: 1) долгосрочный — на железнодорожном и морском транспорте; 2) навигационный — на речном транспорте (внутреннем флоте); 3) специальный — на воздушном транспорте; 4) годовой — на автомобильном транспорте. Порядок заключения долгосрочных договоров устанавливается соответствующими транспортными кодексами, транспортными уставами или правилами перевозок.

Заказ (заявка) — важное средство организации перевозки грузов. В ней конкретизируются задания и определяются показатели, которые обеспечивают перевозку. При этом заявка — не одностороннее соглашение, а оперативный документ, с помощью которого осуществляется организация перевозок грузов и в дальнейшем заключение договора перевозки грузов. Специальным законодательством предусматривается, что перевозчики и грузоотправители за невыполнение плана перевозки грузов несут ответственность (например, ст.ст. 106-108 СЗУ).

5. В соответствии с частью 5 комментируемой статьи условия перевозки грузов отдельными видами транспорта, а также ответственность субъектов хозяйствования за эти перевозки определяются транспортными кодексами, транспортными уставами и иными нормативно-правовыми актами (см. комментарий к ст. 306 ХК Украины).

Существенными условиями договора перевозки груза являются: предмет, цена и срок. Комментируемой статьей предусмотрено включение в содержание договора перевозки груза как обязательных условий, необходимость внесения которых отмечена законодательством (плата за перевозку, уведомление получателя о прибытии груза), так и согласованных сторонами условий (дополнительная ответственность за ненадлежащее выполнение договорных обязательств), по которым было достигнуто согласие, которые не противоречат законодательству Украины.