Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий

Статья 258. Общие условия, определяющие особенности регулирования хозяйственных отношений

1.Особенности правового регулирования хозяйственных отношений определяются в зависимости от сферы общественного производства, в которой складываются эти отношения, особенностей отрасли хозяйствования, вида хозяйственной деятельности, экономической формы результата хозяйственной деятельности, пространства, на котором складываются хозяйственные отношения (внутреннем либо внешнем рынке), особенностей субъектов, между которыми возникают хозяйственные отношения.

2.Правовое регулирование хозяйственных отношений осуществляется с учетом сложившегося общественного разделения труда и объективно существующих отраслей народного хозяйства.

3.Особенности правового регулирования внешнеэкономических отношений определяются разделом VII настоящего Кодекса.

1. Глава 29 настоящего Кодекса является общей частью к разделу VI ХК Украины в связи с тем, что в ней содержится определение отраслей хозяйствования и видов хозяйственной деятельности, общие условия, которые определяют особенности регулирования хозяйственных отношений.

Механизм хозяйственной деятельности дает возможность одновременно задействовать много составляющих, среди которых весомое место занимает человеческий фактор, поскольку именно благодаря ему происходит активизация средств производства. При осуществлении хозяйственной деятельности возникают производственные отношения между людьми ввиду совместной деятельности и для обмена результатами своей деятельности. Кроме того, между непосредственными производителями отношения формируются в одной плоскости, а между производителями и собственниками средств производства — в другой. Непосредственные производители ведут деятельность по изготовлению предметов обихода, тех или иных благ, которые могут быть как жизненно необходимыми, так и удовлетворять отдельные потребности (частные или публичные). При этом наблюдается динамика рабочей силы, с одной стороны, и средств производства — с другой, а потребление произведенных благ позволяет определять экономические показатели последующих периодов осуществления хозяйственной деятельности. В результате производственного влияния человека на средства производства при ведении общественно полезной деятельности, которой является хозяйственная деятельность, создаются материальные и иные блага, направленные на удовлетворение потребностей общества. При этом полученные материальные блага вовлекаются в другие производственные процессы или потребляются обществом. Кроме того, любая деятельность, в том числе хозяйственная, включает цель, средство, результат и процесс деятельности, она всегда осознанная.

В процессе осуществления хозяйственной деятельности происходит активизация средств производства, результатом которой является создание материальной базы жизнедеятельности общества. Следовательно, хозяйственная деятельность имеет важное как социальное, так и экономическое значение. К тому же ведение хозяйственной деятельности не может проходить за пределами правового поля страны. Государство, выполняя регулятивную функцию, определяет юридическое оформление общественных отношений в сфере хозяйствования путем закрепления в нормативно-правовых актах этих отношений, указания определенных правил поведения и легального закрепления юридически значимых категорий. Одной из таких категорий является хозяйственная деятельность, которая в действующем законодательстве Украины имеет три легальных определения. Наличие такого феномена нельзя расценивать с позитивной точки зрения, поскольку основные дефиниции должны иметь одно значение для правильного правоприменения норм законодательства, которые опираются на эти дефиниции.

Процесс осуществления хозяйственной деятельности связан с производством и обменом материальных и невещественных благ. То есть хозяйствующий субъект осуществляет комплекс действий по производству (изготовлению) или по обмену объектов, которые имеют ценовое определение. Действия, связанные с производством (изготовлением), с правовой точки зрения, заключаются в деятельности, включающей все стадии технологического процесса и реализацию продукции производства, а также с выполнением работ, предоставлением услуг, которые также имеют ценовой эквивалент.

Одним из характерных признаков хозяйственных отношений является прежде всего ограниченный, по сравнению с гражданскими отношениями, круг субъектов. Второй характерный признак хозяйственных отношений — сочетание в них организационных (организация производства и оборота) и имущественных элементов. Это проявляется в том, что одним из правовых принципов возникновения и функционирования хозяйственных отношений являются государственные контракты, государственные заказы, которые согласно ст. 152 ГК Украины представляют собой акты планирования. И третий признак хозяйственных отношений проявляется в их материальном содержании, то есть в производстве, реализации продукции (товаров), выполнении работ оказании услуг.

Следовательно, хозяйственные отношения — явление многогранное. Они различны по своей сути и структуре и составляют предмет изучения экономических наук. В то же время эти отношения нуждаются в правовом регулировании, но -уже как организационные, имущественные, налоговые, административные, финансовые и другие виды отношений. В последнем случае речь идет о юридической характеристике этих отношений.

2. Согласно части 2 комментируемой статьи правовое регулирование хозяйственных отношений осуществляется с учетом сложившегося общественного разделения труда и объективно существующих отраслей народного хозяйства. Это определяет не только структуру и организационное построение производительных сил, комбинацию факторов производства, но и базовые отношения, возникающие между субъектами хозяйствования.

Общественное производство разделяется на сферы материального и невещественного производства; преимущественно умственного и физического труда. В первом случае критерий деления — форма конечного результата производственного процесса. Если потребительская стоимость, создаваемая в производственном процессе, воплощается в материальном продукте (товаре), то имеет место материальное производство. Если же результатом производства являются удовлетворение невещественных (культурных, образовательных, духовных и др.) потребностей или определенные услуги, тогда производство имеет невещественный характер. Признак последнего — совпадение во времени процесса производства и потребления услуг.

Относительно сфер умственного и физического труда, то здесь принципиально различаются характер труда и использование орудий труда. Для умственного труда характерно продуцирование идей и новых знаний, передача опыта, реализация контролирующих, регулирующих и организационных функций работника и т. п. Физический труд всегда связан с применением энергии мышц человека или непосредственным участием работника в технологических процессах.

Рынок как совокупность покупателей может быть структурирован, то есть распределен по определенными признаками на группы покупателей — сегменты. Тот или иной сегмент рынка состоит из покупателей, которые имеют родственные мотивы купли этого товара и приблизительно одинаково реагируют на маркетинговые действия предприятия (вариант продукции, рекламу, цену и т. п.). Сегментация позволяет избрать привлекательные для предприятия сферы рынка — целевые сегменты — и сконцентрировать на них основное внимание.

На основе анализа совокупности покупателей выбираются критерии сегментации, которые отличаются для рынка товаров народного потребления и рынка товаров производственного назначения. Для предметов народного потребления такие критерии устанавливаются по результатам мотивационного анализа покупателей. К ним принадлежат: географические (рынок разграничивается территориально), демографические (пол, возраст, уровень дохода, образование людей и т. п.), социальные (общественные группы, партии), психологические (тип личности, характер поведения, образ жизни и т. п.). Критерии сегментации рынка товаров производственного назначения избираются в процессе профильного анализа предприятий и организаций. Ими могут быть: географические, отраслевые, весомость потребителя (большие, средние, малые предприятия), стабильность клиентуры (постоянные, периодические, эпизодические потребители) и т. п.

3. В результате того, что отношения, возникающие на внешнем рынке, имеют много особенностей, в ХК Украины предусмотрен специальный раздел VII, посвященный внешнеэкономической деятельности, ее определению и регулированию.