Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий
Статья 241. Штраф как административно-хозяйственная санкция
1.Административно-хозяйственный штраф — это денежная сумма, уплачиваемая субъектом хозяйствования в соответствующий бюджет при нарушении им устан0овленных правил осуществления хозяйственной деятельности.
2.Перечень нарушений, за которые с субъекта хозяйствования взыскивается штраф, размер и порядок его взыскания определяются законами, регулирующими налоговые и другие отношения, в которых допущены правонарушения.
3.Административно-хозяйственный штраф может применяться в определенных законом случаях одновременно с другими административно-хозяйственными санкциями, предусмотренными статьей 239 настоящего Кодекса.
1. Настоящая статья посвящена одному из видов административно-хозяйственных санкций, который используется в действующем законодательстве, — административно-хозяйственному штрафу. Она дает определение этого понятия. Административно-хозяйственный штраф — это денежная сумма, которая уплачивается в Государственный бюджет субъектом хозяйствования — правонарушителем в предусмотренных законом случаях.
Административно-хозяйственный штраф может применяться:
а) в процентном или кратном отношении к сумме нарушения;
б) в определенном количестве не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Административно-хозяйственный штраф применяется:
а) только в вертикальных отношениях;
б) по постановлению компетентных органов (антимонопольных — за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции, санитарно-эпидемиологической службы — за нарушение санитарно-эпидемиологических требований, государственных органов контроля над ценами — за нарушение государственной дисциплины и другими, как правило, в судебном порядке);
в) только при наличии противоправного поведения (фактическое основание);
г) только в соответствии с законом (юридическое основание);
д) без соблюдения претензионного порядка.
2,3. Размеры и порядок взыскания административно-хозяйственных штрафов, а также перечень нарушений, за которые с субъекта хозяйствования взыскивается штраф, предусмотрены в ряде законов. Так, в соответствии с п. п. 6 и 7 ст. 11 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» (в редакции от 24 декабря 1993 г.) органы государственной налоговой службы в предусмотренном законом порядке имеют право изымать (с оставлением копий) у предприятий, учреждений и организаций документы, которые свидетельствуют о сокрытии (занижении) объектов налогообложения, неуплату налогов, других платежей, и изымать у граждан — субъектов предпринимательской деятельности, которые нарушают порядок осуществления предпринимательской деятельности, регистрационные удостоверения или специальные разрешения (лицензии, патенты и др.) с последующей передачей материалов органам, которые эти документы выдали. Кроме этого, эти органы имеют право применять к предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам финансовые санкции в размерах, установленных законом. Они также могут применяться к юридическим и физическим лицам — субъектам хозяйствования, которые в установленный законом срок не сообщили об открытии или закрытии счетов в банках, а также в учреждения банков, которые не подали соответствующим органам государственной налоговой службы в установленный законом срок уведомлений о закрытии счетов налогоплательщиков или начали осуществление расходных операций по счетам налогоплательщиков к получению документально подтвержденного сообщения соответствующего органа государственной налоговой службы о взятии счета на учет в органах государственной налоговой службы, штрафные санкции в размере двадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
В соответствии со ст. 17 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21 декабря 2000 г. предусматриваются штрафные санкции за нарушения налогового законодательства, которые налагаются на налогоплательщика, в размерах, определенных настоящей статьей, кроме штрафных санкций за нарушения валютного законодательства, которые устанавливаются отдельным законодательством. Штрафные санкции налагаются контролирующими органами, а в отдельных случаях самостоятельно насчитываются и платятся налогоплательщиком.
Налогоплательщик, который не подает налоговую декларацию в сроки, определенные законодательством, платит штраф в размере десяти необлагаемых минимумов доходов граждан за каждую такую неподачу или ее задержку.
В случае когда контролирующий орган самостоятельно определяет сумму налогового обязательства налогоплательщика, когда налогоплательщик не подает в установленные сроки налоговую декларацию, дополнительно к этому штрафу налогоплательщик платит штраф в размере 10 % суммы налогового обязательства за каждый полный или неполный месяц задержки налоговой декларации, но не более 50 % от суммы начисленного налогового обязательства и не менее десяти необлагаемых минимумов доходов граждан.
В случае когда контролирующий орган самостоятельно начисляет сумму налогового обязательства налогоплательщика, если данные документальных проверок результатов деятельности налогоплательщика свидетельствуют о занижении или же завышении суммы налоговых обязательств, которые были заявлены в налоговых декларациях, такой налогоплательщик обязан оплатить штраф в размере 10 % от суммы недоплаты (занижение суммы налогового обязательства) за каждый из налоговых периодов, установленных для такого налога, сбора (обязательного платежа), начиная с налогового периода, на который приходится такая недоплата, и заканчивая налоговым периодом, на который приходится получение таким налогоплательщиком налогового уведомления от контролирующего органа, но не более 50 % такой суммы и не менее десяти необлагаемых минимумов доходов граждан совокупно за весь срок недоплаты, независимо от количества налоговых периодов, которые прошли.
В случае когда налогоплательщик не платит согласованную сумму налогового обязательства в течение предельных сроков, определенных настоящим Законом, такой плательщик налога обязан оплатить штраф в следующих размерах:
а) при задержке до 30 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты согласованной суммы налогового обязательства, — в размере 10 % погашенной суммы налогового долга;
б) при задержке от 31 до 90 календарных дней включительно, следующих за последним днем предельного срока уплаты согласованной суммы налогового обязательства, — в размере 20 % погашенной суммы налогового долга;
в) при задержке более 90 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты согласованной суммы налогового обязательства, — в размере 50 % погашенной суммы налогового долга.
В соответствии со ст. 21 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22 мая 1997 г. по окончании установленных сроков уплаты налога в бюджеты суммы, которые не были внесены, взимаются с начислением пени в соответствии с Законом.
В соответствии со ст. 52 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» от 11 января 2001 г. за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции органами Антимонопольного комитета налагаются штрафы на объединения, субъектов хозяйствования: юридических лиц, физических лиц, группу субъектов хозяйствования — юридических и/или физических лиц, которая в соответствии с этим Законом признается субъектом хозяйствования в случаях, когда несколько юридических и/или физических лиц — субъектов хозяйствования, которые входят в группу, признаваемую субъектом хозяйствования, осуществили действия, которые привели к нарушению законодательства о защите экономической конкуренции этим субъектом хозяйствования и/или имеют права, без которых осуществление правонарушения было бы невозможным, и/или получили или могут получить преимущества в конкуренции или любые другие преимущества.
Органы Антимонопольного комитета налагают штрафы на перечисленных выше субъектов хозяйствования: за антиконкурентные согласованные действия; злоупотребление монопольным (доминирующим) положением; невыполнение решений органов Антимонопольного комитета Украины или их невыполнение в полном объеме; при наличии незаконно полученной прибыли; за согласованные действия, которые могут быть разрешены соответствующими органами Антимонопольного комитета, если они осуществлены до получения в установленном порядке такого разрешения; принуждение других субъектов хозяйствования к определенным согласованным действиям и участию в концентрации субъектов хозяйствования; неправомерное использование рыночного положения; дискриминацию конкурентов; несоблюдение условий перепродажи долей (акций, паев), приобретенных у субъекта хозяйствования; нарушение положений, согласованных с органами Антимонопольного комитета, учредительных документов субъекта ведения хозяйства, созданного в результате концентрации, если это приводит к ограничению конкуренции; концентрацию без получения соответствующего разрешения органов Антимонопольного комитета в случае, если наличие такого разрешения необходимо; невыполнение участниками согласованных действий, концентрации требований и обязательств, которыми обусловлено решение о предоставлении разрешения на согласованные действия; склонение других субъектов хозяйствования к совершению правонарушений законодательства о защите экономической конкуренции или содействие совершению таких нарушений; неподачу Антимонопольному комитету, его территориальному отделению в установленные органами комитета или нормативно-правовыми актами сроки информации или предоставление ее в неполном объеме или недостоверной и другие нарушения.
В соответствии со ст. 21 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» от 7 июня 1996 г. осуществление субъектами хозяйствования — юридическими лицами и их объединениями действий, определенных Законом как недобросовестная конкуренция, влечет наложение на них Антимонопольным комитетом Украины, его территориальными отделениями штрафов в размере до 3 % от выручки от реализации товаров, выполнения работ, предоставления услуг субъектом хозяйствования за последний отчетный год, который предшествовал году, в котором налагается штраф. В случае если расчет выручки субъекта хозяйствования невозможен или выручка отсутствует, штрафы, указанные в части 1 ст. 21 Закона, налагаются в размере до 5 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан.
В соответствии со ст. 17 Закона Украины «О естественных монополиях» от 20 июня 2000 г. Национальные комиссии по регулированию деятельности субъектов естественных монополий налагают штрафы на субъектов естественных монополий:
а) за несвоевременное предоставление информации органам, регулирующим деятельность субъектов естественных монополий;
б) непредоставление информации органам, регулирующим деятельность субъектов естественных монополий, предоставление сознательно неправдивых данных;
в) невыполнение или несвоевременное выполнение решений органов, регулирующих деятельность субъектов естественных монополий, и нарушение условий и правил осуществления предпринимательской деятельности в сферах естественных монополий и на смежных рынках.
Сумма штрафов, которые налагаются на субъекты естественных монополий, перечисляется в Государственный бюджет Украины. В соответствии со ст. 19 Закона Украины «О естественных монополиях» от 20 июня 2000 г. прибыль, полученная субъектами естественных монополий в результате нарушения норм этого Закона, взимается в судебном порядке в Государственный бюджет Украины. Выручка, полученная субъектами естественных монополий в результате нарушения установленных органами, регулирующими деятельность субъектов естественных монополий, уровня цен (тарифов), взимается в соответствующий бюджет в соответствии с законодательством о ценах и ценообразовании. Ущерб, причиненный деятельностью или бездействием субъектов естественных монополий в результате нарушения норм этого Закона, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Украины.
Взыскание штрафов за нарушение законодательства о защите прав потребителей предусмотрено ст. 23 Закона Украины «О защите прав потребителей» от 15 декабря 1993 г.
Административно-хозяйственный штраф может применяться в определенных законом случаях в сочетании с другими административно-хозяйственными санкциями, предусмотренными ХК Украины.