Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий

Статья 237. Основания и порядок применения оперативно-хозяйственных санкций

1.Основанием для применения оперативно-хозяйственных санкций является факт нарушения хозяйственного обязательства другой стороной. Оперативно-хозяйственные санкции применяются стороной, потерпевшей от правонарушения, во внесудебном порядке и без предварительного предъявления претензии нарушителю обязательства.

2.Порядок применения сторонами конкретных оперативно-хозяйственных санкций определяется договором. При несогласии с применением оперативно-хозяйственной санкции заинтересованная сторона может обратиться в суд с заявлением об отмене такой санкции и возмещении убытков, причиненных ее применением.

3.Оперативно-хозяйственные санкции могут применяться одновременно с возмещением убытков и взысканием штрафных санкций.

1. Как отмечалось (комментарий к ст. 235 настоящего Кодекса), оперативно-хозяйственные санкции применяются стороной, потерпевшей от правонарушения, при наличии исключительно факта его нарушения, без выяснения причин и условий такого нарушения, то есть независимо от наличия вины, в одностороннем порядке, без предъявления претензии и передачи спора на решение суда.

2. В связи с тем, что оперативно-хозяйственные санкции имеют исключительно договорный характер, порядок их применения также должен определяться договором. Комментируемая норма предоставляет право заинтересованной стороне (должнику) в случае несогласия с применением оперативно-хозяйственной санкции обратиться в суд с заявлением об отмене такой санкции и возмещением убытков, причиненных ее применением. Иск заинтересованной стороны должен основываться на отсутствии события правонарушения, то есть самого факта нарушения обязательства. Именно в этой связи целесообразно в хозяйственных договорах четко определять признаки, по которым пострадавшая сторона установит наступление события правонарушения и как оно фиксируется, что особенно актуально в договорах на выполнение работ или предоставление услуг.

3. Часть 3 комментируемой статьи определяет возможность одновременного применения оперативно-хозяйственных санкций, штрафных санкций и возмещения убытков, независимо от того, что все перечисленные меры воздействия объединены одним родовым признаком — хозяйственных санкций за неисполнение обязательств в сфере хозяйствования. Такая позиция законодателя обусловлена тем, что они направлены на предотвращение разных видов правонарушений в сфере хозяйственной деятельности.