1.Законом по отдельным видам обязательств может быть определен размер штрафных санкций, изменение которого по согласованию сторон не допускается.

2.В случае если нарушено хозяйственное обязательство, в котором хотя бы одна сторона является субъектом хозяйствования, относящимся к государственному сектору экономики, или нарушение связано с выполнением государственного контракта, или выполнение обязательства финансируется за счет Государственного бюджета Украины либо за счет государственного кредита, штрафные санкции применяются, если иное не предусмотрено законом либо договором, в следующих размерах: за нарушение условий обязательства по качеству (комплектности) товаров (работ, услуг) взыскивается штраф в размере двадцати процентов стоимости некачественных (некомплектных) товаров (работ, услуг);

за нарушение сроков выполнения обязательства взыскивается пеня в размере 0,1 процента стоимости товаров (работ, услуг), по которым допущена просрочка выполнения, за каждый день просрочки, а за просрочку свыше тридцати дней дополнительно взыскивается штраф в размере семи процентов указанной стоимости.

3.Законом может быть определен размер штрафных санкции также за другие нарушения отдельных видов хозяйственных обязательств, указанных в части второй настоящей статьи.

4.В случае если размер штрафных санкций законом не определен, санкции применяются в размере, предусмотренном договором. При этом размер санкций может быть установлен договором в процентном отношении к сумме невыполненной части обязательства или в некоторой, определенной денежной сумме, или в процентном отношении к сумме обязательства независимо от степени его выполнения, или в кратном размере к стоимости товаров (работ, услуг).

5.При недостижении соглашения между сторонами об установлении и размере штрафных санкций за нарушение обязательства спор может быть разрешен в судебном порядке по заявлению заинтересованной стороны в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

6.Штрафные санкции за нарушение денежных обязательств устанавливаются в процентах, размер которых определяется учетной ставкой Национального банка

Украины, за все время пользования чужими средствами, если иной размер процентов не предусмотрен законом или договором.

7. Размер штрафных санкций, применяемых во внутрихозяйственных отношениях за нарушение обязательств, определяется соответствующим субъектом хозяйствования — хозяйственной организацией.

1. Часть 1 комментируемой статьи указывает на императивный (обязательный, не подлежащий изменениям в договорном порядке) характер статьи закона, если в ней установлен размер штрафных санкций по отдельным видам обязательств. Таким образом, если в законе установлен определенный размер штрафных санкций, то стороны правоотношений не могут его ни увеличить, ни уменьшить, если самим законом не предусмотрено иное. Примером такого закона может служить Закон Украины «Об ответственности за невыполнение денежных обязательств» № 543/96-ВР, в котором предусмотрена ответственность за невыполнение денежных обязательств не более (но может быть и менее) двойной учетной ставки Национального банка Украины.

2,3. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает конкретные размеры штрафных санкций по хозяйственным обязательствам (договорам), если хотя бы одна из сторон принадлежит к государственному сектору экономики, либо нарушение связано с выполнением государственного контракта, либо выполнение обязательства финансируется за счет государственного бюджета или за счет государственного кредита. Статья имеет диспозитивный характер, то есть специальным законом или договором могут быть предусмотрены другие размеры штрафных санкций по сравнению с установленными в ней.

Анализируя комментируемую статью, можно сделать вывод, что такая норма нарушает конституционный принцип равенства всех форм собственности перед законом, то есть провозглашает приоритет защиты интересов государственной формы собственности. Статья устанавливает повышенную ответственность в виде пени за нарушение сроков выполнения обязательства (0,1% стоимости товаров (работ, услуг) вместо двойной ученой ставки Национального банка Украины, которая на момент подготовки комментария составляла 0,05 % в день), 20 % от стоимости некачественных товаров — за нарушение условий обязательства по качеству (комплектности) товаров (работ, услуг), тогда как для других форм собственности специальных оперативно-хозяйственных санкций в виде штрафов законом не установлено. Однако отмеченные размеры штрафных санкций действуют для всех сторон хозяйственного обязательства, в частности, их применение возможно и против субъектов-учредителей или управляющих государственным имуществом, если они, со своей стороны, нарушат его выполнение.

Вызывают теоретический и практический интерес формулировки комментируемой нормы, имеющие отношение к штрафной санкции в виде пени. В этой статье косвенно подтверждается, что пеня, во всяком случае в правоотношениях хозяйственных, может быть установлена не только за невыполнение денежного обязательства (см. комментарий к ст. 230 ХК), но и за невыполнение любого обязательства.

1.Часть 4 комментируемой статьи устанавливает принцип, в соответствии с которым, если размер штрафных санкций законом не установлен, стороны в договоре могут предусмотреть их размер по собственному усмотрению, исчисляя его как в процентном отношении к сумме всего обязательства или его невыполненной части, так и в определенной (твердой, фиксированной) сумме, а также в кратном отношении к стоимости товаров (работ, услуг). При демократичности такой формулировки законодатель изменяет определение штрафных санкций — штрафа и пени, которые применяются в праве гражданском, где штраф и пеня не устанавливаются в твердой сумме (исключительно в процентах от суммы обязательства), а принцип кратности штрафных санкций сумме обязательства возможен, согласно части 2 ст. 546 ГК Украины, как «другой вид обеспеченна обязательств». Можно допустить, что твердая сумма или кратность сумме обязательства и является тем видом штрафной санкции, которая в части 1 ст. 230 ХК Украины определена как неустойка.

Законодательное закрепление способа вычисления штрафных санкций в процентном отношении к сумме обязательства, независимо от степени его выполнения, на практике значительно облегчает ведение переговоров между хозяйствующими субъектами при подписании хозяйственных договоров, предметом которых являются так называемые комплексы работ, услуг или поставок. В подобных правоотношениях целесообразно и оправдано применение комментируемой нормы в виде установления штрафных санкций в процентном отношении к сумме всего обязательства, независимо от степени его выполнения, поскольку частичное выполнение обязательства не позволяет получателю таких работ, услуг или поставок использовать его результаты в своей хозяйственной деятельности, так как отсутствует факт достижения конечной цели договора (например, при строительстве объекта недвижимости).

5. Возможность передачи спора о размере и установлении штрафных санкций за нарушение обязательства на рассмотрение суда, на что указывает часть 5 комментируемой статьи, для субъектов хозяйствования — не лучший способ установления правоотношений. Однако эта норма приобретает чрезвычайно актуальный характер в сфере правоотношений с естественными или другими монопольными образованиями, когда субъект хозяйствования обязан установить определенные правоотношения, в частности, заключить договор с субъектом хозяйствования, который занимает монопольное положение на рынке определенного товара (работ, услуг) или входит в состав естественных монополий. Примером могут служить договоры с энергетическими компаниями о поставках электроэнергии и других видов ресурсов, договорах аренды земли территориальной громады и т. п. Реализуя свое право, предоставленное комментируемой статьей, субъект хозяйствования в судебном порядке может уменьшить неоправданно высокие штрафные санкции, если они были навязаны договором с монопольным образованием, или установить штрафные санкции, если они будут обеспечением выполнения обязательств противоположной стороной.

6,7. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает, что за все время несанкционированного пользования чужими средствами штрафные санкции могут быть установлены в процентах, размер которых определяется учетной ставкой Национального банка Украины. Учетная ставка НБУ — один из монетарных инструментов, с помощью которого Национальный банк определяет для субъектов денежно-кредитного рынка ориентир относительно стоимости привлеченных и размещенных средств на определенный период, то есть является, согласно Закону Украины «О Национальном банке Украины» от 20 мая 1999 г. № 679-Х1У, ориентиром цены на деньги. Норма статьи является диспозитивной, поскольку иной размер процентов может быть предусмотрен законом или договором.

В правоприменительной деятельности необходимо учитывать, что нормы комментируемой статьи рассматривают факт пользования чужими средствами как основание для начисления штрафных санкций, то есть как нарушение условий хозяйственных обязательств, и отличать эти проценты от правовой природы процентов по обязательствам, предусмотренным ст. 536 ГК Украины.