1.Штрафными санкциями в настоящем Кодексе признаются хозяйственные санкции в виде денежной суммы (неустойка, штраф, пеня), которую участник хозяйственных отношений обязан уплатить при нарушении им правил осуществления хозяйственной деятельности, невыполнении или ненадлежащем выполнении хозяйственного обязательства.

2.Субъектами права применения штрафных санкций являются участники отношений в сфере хозяйствования, указанные в статье 2 настоящего Кодекса.

1. Часть 1 комментируемой статьи, в развитие понятия хозяйственных санкций (ст. 217 настоящего Кодекса), указывает на три вида штрафных санкций, которые применяются в хозяйственной деятельности, — неустойку, штраф, пеню. До вступления в силу Хозяйственного кодекса Украины штраф и пеня в ГК УССР выступали как видовые понятия, объединенные родовым понятием неустойки (как общее и особенное). Аналогичный подход сохранился в современном гражданском праве (часть 1 ст. 549 ГК Украины). Таким образом, комментируемая норма вступает в определенное противоречие с нормами части 1 ст. 549 ГК Украины, поскольку из ее содержания вытекает, что штраф и пеня не являются разновидностями неустойки, а имеют самостоятельный характер. При этом нормы ХК Украины не содержат определения неустойки как самостоятельного вида санкций, не определяют ее признаков и отличительных черт по сравнению с другими видами - штрафом и пеней, за исключением разве что части 4 ст. 231 ХК Украины (см. комментарий). Поэтому в правоприменительной деятельности доныне хранится родовой подход к понятию неустойки, что является вполне оправданным.

Комментируемая норма, как и ХК в целом, не раскрывает особенности штрафа и пени, а лишь определяет общую материальную природу штрафных санкций, указывая на способ их выполнения — это денежная сумма, которую необходимо уплатить. Более подробная информация о штрафе и пене содержится в уже упомянутой ст. 549 ГК Украины: штраф вычисляется в процентах от суммы невыполненного или ненадлежащим образом выполненного обязательства, а пеня — также в процентах, но от суммы ненадлежащим образом выполненного денежного обязательства, за каждый день просрочки. При этом не устанавливается запрещение на применение штрафа за каждый день просрочки и по денежным обязательствам, но, вопреки ранее сформированной хозяйственной практике, штраф не определяется в твердой денежной сумме. Вместе с тем нормы ХК Украины более демократично определяют сферу применения как штрафа, так и пени (см. комментарий к части 2 ст. 231, а также содержание части 4 ст. 231 ХК Украины).

Из содержания комментируемой нормы вытекает, что в хозяйственных отношениях исключается возможность погашения (возмещения, уплаты) штрафных санкций имуществом, отличным от денежных средств, что в определенном смысле ограничивает должника в практической реализации своей обязанности. Такое ограничение может казаться неоправданным, потому что в процессе ведения хозяйства часто возникают ситуации, когда субъект хозяйствования не владеет в достаточном количестве денежными средствами, в том числе и для уплаты штрафных санкций, однако имеет запасы продукции на складах или другие материальные ценности, которые могут заинтересовать пострадавшую от невыполнения обязательства сторону (например, при выполнении договоров поставки, купли-продажи). Однако, исходя из буквального толкования комментируемой нормы, обязанная по хозяйственному обязательству сторона не имеет права, например, «допоставить» товар в счет уплаты штрафных санкций за просрочку поставки. Исходя из принципа верховенства права и свободы предпринимательской деятельности, кажется более оправданной формулировка части 1 ст. 549 ГК Украины, в которой допускается уплата штрафных санкций и в другой, отличной от денежной, форме (при согласии сторон правоотношений). Однако субъектам хозяйствования стоит учитывать налоговые последствия передачи материальных ценностей одним субъектом другому, в том числе и в счет погашения штрафных санкций. С точки зрения налогового права, такая передача приравнивается к операции по продаже товаров (продукции), а следовательно, подлежит администрированию сторонами правоотношений как по налогу на прибыль предприятий, так и по налогу на добавленную стоимость.

1.Часть 2 комментируемой статьи ссылается на нормы ст. 2 ХК Украины, с помощью которых поясняется, что субъектами применения штрафных санкций являются участники отношений в сфере хозяйствования — потребители, органы государственной власти и местного самоуправления, наделенные хозяйственной компетенцией, а также граждане, общественные и другие организации, которые выступают учредителями субъектов хозяйствования или осуществляют в отношении них организационно-хозяйственные полномочия на основе отношений собственности. При практическом применении комментируемой нормы, а также в некоторых дискуссионных научных изданиях встречается ошибочное утверждение, что перечисленные в ст. 2 ХК Украины субъекты имеют лишь «право штрафовать». Комментируемая норма устанавливает субъектов правоотношений в хозяйственных обязательствах, следовательно, кроме права применения штрафных санкций, с одной стороны, эти субъекты также обязаны уплачивать штрафные санкции, если такая обязанность возложена на них в соответствии с законом или договором.

Из буквального прочтения комментируемых норм вытекает, что лица без гражданства и иностранцы не являются субъектами применения штрафных санкций, что является неправильным, так как, с одной стороны, такая позиция ограничивает правоспособность указанных субъектов в применении к другим субъектам штрафных санкций, а с другой стороны — предоставляет неоправданную «амнистию» при обязанности их платить. Практическое применение комментируемой нормы требует системного подхода. Следует руководствоваться общими нормами ст. 26 Конституции Украины, согласно которым иностранцы и лица без гражданства пользуются такими же правами и свободами, а также несут те же обязанности, как и граждане Украины.