Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий

Статья 222. Досудебный порядок реализации хозяйственно-правовой ответственности

1. Участники хозяйственных отношений, нарушившие имущественные права или законные интересы других субъектов, обязаны восстановить их, не ожидая предъявления им претензии или обращения в суд.

2. При необходимости возмещения убытков или применения иных санкций субъект хозяйствования либо другое юридическое лицо — участник хозяйственных отношений, чьи права или законные интересы нарушены, с целью непосредственного урегулирования спора с нарушителем этих прав или интересов имеет право обратиться к нему с письменной претензией, если иное не установлено законом.

3. В претензии указываются:

полное наименование и почтовые реквизиты заявителя претензии и лица (лиц), которому претензия предъявляется; дата предъявления и номер претензии;

обстоятельства, на основании которых предъявлена претензия; доказательства, подтверждающие эти обстоятельства; требования заявителя со ссылкой на нормативные акты; сумма претензии и ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке; платежные реквизиты заявителя претензии; перечень документов, прилагаемых к претензии.

4. Документы, подтверждающие требования заявителя, прилагаются в оригиналах либо надлежащим образом заверенных копиях. Документы, имеющиеся у другой стороны, могут не прилагаться к претензии.

5. Претензия подписывается полномочным лицом заявителя претензии или его представителем и направляется адресату рекомендованным или ценным письмом или вручается адресату под роспись.

6. Претензия рассматривается в месячный срок со дня ее получения, если иной срок не установлен настоящим Кодексом или другими законодательными актами. Обоснованные требования заявителя получатель претензии обязан удовлетворить.

7. При рассмотрении претензии стороны при необходимости должны сверить расчеты, провести экспертизу или совершить другие действия для обеспечения досудебного урегулирования спора.

8. О результатах рассмотрения претензии заявитель должен быть уведомлен письменно. Ответ на претензию подписывается полномочным лицом или представителем получателя претензии и направляется заявителю рекомендованным или ценным письмом или вручается ему под роспись.

9. Исключена. Вред, от 23.06.2005 г.

1. Часть 1 комментируемой статьи содержит декларативное положение о том, что участники хозяйственных отношений, которые нарушили имущественные права или законные интересы других субъектов, обязаны восстановить их, не ожидая предъявления им претензии или обращения в суд.

2. В соответствии с частью 2 комментируемой статьи в случае необходимости возмещения убытков или применения иных санкций субъект хозяйствования или другое юридическое лицо — участник хозяйственных отношений, чьи права или законные интересы нарушены, с целью непосредственного урегулирования спора с нарушителем этих прав или интересов имеет право обратиться к нему с письменной претензией, если иное не установлено законом.

Таким образом, установлено право субъекта хозяйствования на досудебное урегулирование споров, которое до недавнего времени было обязанностью.

Основанием для этого стало, во-первых, решение Конституционного Суда Украины по делу № 1-2/2002, которым было установлено, что обязательное досудебное урегулирование споров, исключающее возможность принятия искового заявления до рассмотрения и осуществления по нему правосудия, нарушает право личности на судебную защиту. Возможность использования субъектами правоотношений досудебного урегулирования споров может быть дополнительным средством правовой защиты, которое государство предоставляет участникам определенных правоотношений, что не противоречит принципу осуществления правосудия исключительно судом. Исходя из необходимости повышения уровня правовой защиты, государство может стимулировать решение правовых споров в пределах досудебных процедур, однако их использование является правом, а не обязанностью лица, которое нуждается в такой защите. Право на судебную защиту не лишает субъектов правоотношений возможности досудебного урегулирования споров. Это может быть предусмотрено гражданско-правовым договором, когда субъекты правоотношений добровольно избирают средство защиты их прав. Досудебное урегулирование спора может иметь место также по волеизъявлению каждого из участников правоотношений и при отсутствии в договоре оговорок относительно такого урегулирования спора. Таким образом, избрание определенного средства правовой защиты, в том числе и досудебного урегулирования спора, является правом, а не обязанностью лица, которое добровольно, исходя из собственных интересов, его использует. Установление законом обязательного досудебного урегулирования спора ограничивает возможность реализации права на судебную защиту. Во-вторых, возможность, а не обязанность субъекта хозяйствования применять досудебный порядок решения споров установлен Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно досудебного урегулирования споров» от 23 июня 2005 г.

Следует отметить также, что часть 2 комментируемой статьи частично ограничивает право субъекта хозяйствования на досудебное урегулирование споров лишь в случае, когда есть необходимость возмещения убытков или применения других санкций. Если законом уже предоставлено такое право, то субъекты должны реализовывать его по своему усмотрению, а ограничивать их частными случаями является незаконным.

3. В случае представления претензии частью 3 комментируемой статьи установлены требования к ее содержанию. Так, в претензии должны быть указаны:

- полное наименование и почтовые реквизиты заявителя претензии и лица (лиц), которому претензия предъявляется;

— дата предъявления и номер претензии;

— обстоятельства, на основании которых предъявлена претензия;

— доказательства, которые подтверждают эти обстоятельства;

— требования заявителя со ссылкой на нормативные акты;

— сумма претензии и ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке;

— платежные реквизиты заявителя претензии;

— перечень документов, которые прилагаются к претензии.

4-7. Частями 4-7 комментируемой статьи установлены общие требования относительно оформления и направления претензии другой стороне, а также срок ее рассмотрения, который установлен продолжительностью в один месяц. Такой же срок установлен и хозяйственным процессуальным законодательством, в частности, ст. 7 ХПК Украины.

В соответствии с требованиями части 7 комментируемой статьи при рассмотрении претензии предприятия или организации в случае необходимости должны сверить расчеты, провести экспертизы или совершить другие действия, направленные на урегулирование спора.

8. Частью 8 комментируемой статьи установлен обязательный письменный порядок сообщения о результатах рассмотрения претензии. Ответ на претензию подписывается полномочным лицом или представителем получателя претензии и посылается заявителю заказным или ценным письмом или вручается ему под расписку.