Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий

Статья 215. Ответственность за нарушение законодательства о банкротстве

1.В случаях, предусмотренных законом, субъект предпринимательства — должник, его учредители (участники), собственник имущества, а также другие лица несут юридическую ответственность за нарушение требований законодательства о банкротстве, в частности фиктивном банкротстве, сокрытие банкротства или умышленное доведение до банкротства.

2.Фиктивным банкротством признается заведомо неправдивое заявление субъекта предпринимательства в суд о неспособности выполнить обязательство перед кредиторами и государством. Установив факт фиктивного банкротства, то есть фактическую платежеспособность должника, суд отказывает должнику в удовлетворении заявления о признании банкротом и применяет санкции, предусмотренные законом.

3.Умышленным банкротствам признается устойчивая неплатежеспособность субъекта предпринимательства, вызванная целенаправленными действиями собственника имущества или должностного лица субъекта предпринимательства, если это причинило существенный материальный ущерб интересам государства, общества или интересам кредиторов, которые охраняются законом.

4.Сокрытие банкротства, фиктивное банкротство или умышленное доведение до банкротства, а также неправомерные действия в процедурах неплатежеспособности, связанные с распоряжением имуществом должника, которые причинили существенный ущерб интересам кредиторов и государства, влекут уголовную ответственность виновных лиц в соответствии с законом.

1. Часть 1 комментируемой статьи формулирует в общем виде положение о юридической ответственности за нарушение законодательства о банкротстве, основанием которой является нарушение требований законодательства о восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом. Отмечены такие правонарушения, как фиктивное банкротство, укрывательство банкротства, преднамеренное доведение до банкротства, а также субъекты правонарушений: должник, его учредители (участники), собственник имущества, а также другие лица (например, служебное лицо субъекта хозяйствования, руководитель должника).

2,3. Обращаясь с заявлением в хозяйственный суд относительно возбуждения дела о банкротстве, должник должен предоставить информацию о сумме требований кредиторов по денежным обязательствам в размере, который им не оспаривается, размере задолженности по страховым взносам на общеобязательное государственное пенсионное страхование, по налогам и сборам (обязательным платежам), а также о другой задолженности, указанной в ст. 7 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 30 июня 1999 г. К заявлению добавляются документы, которые подтверждают неплатежеспособность должника. Судья хозяйственного суда на основаниях, указанных в ст.ст. 8 и 9 данного Закона, может отказать в принятии заявления по возбуждению дела о банкротстве или вернуть заявление и приложенные к нему документы без рассмотрения, в частности, в случае несоблюдения срока просрочки денежного обязательства в течение трех месяцев, определенного в ст. 1 Закона.

Если хозяйственный суд во время рассмотрения устанавливает в деле факт сознательно неправдивого заявления должника о неспособности выполнить обязательство перед кредиторами и государством, то такое производство должно быть прекращено в соответствии со ст. 79 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, а материалы переданы в следственные органы. Впоследствии возбужденное дело о банкротстве может быть прекращено Высший хозяйственный суд Украины отметил (информационное письмо Высшего арбитражного суда Украины от 11 апреля 2001 г. № 01-8/451), что при рассмотрении дел о банкротстве, в частности, для решения вопросов по направлению соответствующих сообщений органам внутренних дел или прокуратуре, судьи должны учитывать Методические рекомендации по выявлению признаков неплатежеспособности предприятия и признаков действий по сокрытию банкротства, фиктивному банкротству или доведению до банкротства, утвержденных приказом Министерства экономики Украины от 17 января 2001 г. № 10 (действуют в редакции приказа Министерства экономики Украины от 19 января 2006 г. № 14). Согласно п. 3.2.2.1 Методических рекомендаций определено, что фиктивным может быть признано банкротство в случае, если предприятие-должник (при наличии у него возможности) не удовлетворило требования кредиторов и обязательства перед бюджетом в полном объеме на момент его обращения в хозяйственный суд с заявлением о признании своей неплатежеспособности. Для того чтобы сделать соответствующий вывод, необходимо определить коэффициент покрытия путем сопоставления размера оборотных активов предприятия и его долгосрочных и текущих обязательств. При этом к долгосрочным и текущим обязательствам следует отнести как основную сумму долга, так и проценты, штрафы, пени и неустойки относительно этого долга, в случае, если они отмечены в стандартах бухгалтерского учета или есть решение суда об их взыскании. Если же на предприятии коэффициент покрытия превышал единицу при нулевое или позитивной рентабельности, это может свидетельствовать о наличии признаков фиктивного банкротства на предприятии. Если же действия, которые подпадают под понятие «фиктивное банкротство», нанесли большой материальный ущерб, то по уголовному законодательству виновные лица привлекаются к уголовной ответственности (см. комментарий к части 4 статьи, которая комментируется).

Умышленное банкротство, определенное в комментируемой статье, является идентичным понятию «доведение до банкротства», которое содержится в законодательстве о банкротстве и уголовном законодательстве Украины. В соответствии с п. 3.2.2.2 указанных Методических рекомендаций экономическими признаками действий по доведению до банкротства может считаться такое финансово-экономическое состояние должника, когда исполнение условий договоров привело к ухудшению показателей оценки его финансового состояния. Выявление признаков доведения до банкротства возможно в случае, если в суде было начато дело о банкротстве предприятия и есть признаки неправомерных действий ответственных лиц должника, которые довели его до финансовой несостоятельности. Признаком доведения до банкротства является наличие действий соответствующих лиц должника, которые привели к ухудшению платежеспособности предприятия, в связи с чем должник был не в состоянии удовлетворить в полном объеме требования кредиторов или оплатить обязательные платежи. В первую очередь необходимо определить, изменился ли уровень обеспечения обязательств кредиторов за период который анализируется. В случае если такие изменения имели место, необходимо выяснить условия заключения, выполнение договоров, в соответствии с которыми произошли эти изменения. Если показатели ухудшились в течение периода, который анализируется необходимо выяснить, при условии выполнения каких именно договоров это произошло. Договоры следует проверить на соответствие рынку товаров и услуг относительно конъюнктуры (цены, объема продажи, качества, конкурентности), а также проверить выгодность условий выполнения договоров для должника. Обязательным признаком преднамеренного банкротства является наличие большого материального ущерба, причиненного интересам государства или кредитора.

В соответствии со ст. 2 Закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» на запросы суда, прокуратуры или другого уполномоченного органа относительно государственных предприятий или предприятий, в уставном фонде которых доля государственной собственности превышает 25 %, выводы готовит государственный орган по вопросам банкротства, а согласно ст. 13 Закона выявляет признаки фиктивного банкротства или доведения до банкротства, например, распорядитель имущества несостоятельного должника.

4. В соответствии с п. 3.2.2.3 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Министерства экономики от 19 января 2006 г. № 14, если на отдельных стадиях производства по делу о банкротстве будет установлено, что должником представлены недостоверные сведения о своем имуществе в финансовой отчетности или в других документах, которые свидетельствуют о его финансовом и имущественном состоянии, то в таких случаях возможны признаки укрывательства банкротства. Уголовная ответственность за укрывательство стойкой финансовой несостоятельности (ст. 220 УК Украины), а также за фиктивное банкротство (ст. 218 УК Украины), доведение до банкротства (ст. 219 УК Украины), незаконные действия в случае банкротства (ст. 221 УК Украины) наступав только при наличии большого материального ущерба, причиненного кредиторам или государству, то есть такого, который в пятьсот и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.

Так, в соответствии со ст. 218 УК Украины фиктивным банкротством считается заведомо неправдивое официальное заявление гражданина — учредителя или собственника субъекта хозяйственной деятельности, а также служебного лица субъекта хозяйственной деятельности, а также гражданина — субъекта предпринимательской деятельности о финансовой несостоятельности выполнения требований со стороны кредиторов и обязательств перед бюджетом. Доведением до банкротства в соответствии со ст. 219 УК Украины признается умышленно, из корыстных побуждений, другой личной заинтересованности или в интересах третьих лиц совершение собственником или служебным лицом субъекта хозяйственной деятельности действий, которые привели к стойкой финансовой несостоятельности субъекта хозяйственной деятельности. Укрывательство стойкой финансовой несостоятельности в ст. 220 УК Украины определено как преднамеренное укрывательство гражданином — учредителем или собственником субъекта хозяйственной деятельности, а также служебным лицом субъекта хозяйственной деятельности своей стойкой финансовой несостоятельности путем представления недостоверных сведений. Преднамеренное укрывательство имущества или имущественных обязанностей, сведений об имуществе, передача имущества в другое владение или его отчуждение или уничтожение, а также фальсификация, укрывательство или уничтожение документов, которые отображают хозяйственную или финансовую деятельность, если эти действия совершены гражданином — учредителем или собственником субъекта хозяйственной деятельности, а также служебным лицом субъекта хозяйственной деятельности в случае банкротства, признаются незаконными действиями в случае банкротства и квалифицируются в соответствии со ст. 221 УК Украины.