Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий
Статья 214. Государственная политика по вопросам банкротства
1. Государственную политику по предупреждению банкротства, обеспечению условий реализации процедур восстановления платежеспособности субъекта предпринимательства или признания его банкротом в отношении государственных предприятий и предприятий, в уставном фонде которых доля государственной собственности превышает двадцать пять процентов, а также субъектов предпринимательства других форм собственности в случаях, предусмотренных законом, осуществляет орган государственной власти по вопросам банкротства.
2.Орган государственной власти по вопросам банкротства содействует созданию организационных, экономических и других условий, необходимых для реализации процедур восстановления платежеспособности субъектов предпринимательства -должников или признания их банкротами. Полномочия органа государственной власти по вопросам банкротства определяются законом.
3.Процедуры в отношении неплатежеспособных должников, предусмотренные настоящим Кодексом, не применяются к казенным предприятиям. К государственным предприятиям, которые в соответствии с законом не подлежат приватизации, указанные процедуры применяются в части санации либо ликвидации лишь после исключения их в установленном порядке из перечня объектов, не подлежащих приватизации.
4.В случаях, предусмотренных законом, не применяются процедуры банкротства в отношении коммунальных предприятий.
5.По отдельным категориям субъектов предпринимательства законом могут быть определены особенности регулирования отношений, связанных с банкротством.
6.Отношения, связанные с банкротством, участниками которых являются иностранные кредиторы, регулируются законодательством Украины с учетом соответствующих положений международных договоров, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.
1, 2. Государство не выступает как сторонний наблюдатель в вопросах банкротства, а осуществляет государственную политику, направленную на предупреждение банкротства, а также на обеспечение условий реализации процедур возобновления платежеспособности должника или признания его банкротом (см. приказ Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины «Об утверждении Плана мероприятий по улучшению проведения государственной политики по предупреждению банкротства, обеспечению условий реализации процедур восстановления платежеспособности должников или признания их банкротами» от 15 мая 2003 г. № 118). Эффективность этих процедур, целевая направленность законодательства о несостоятельности во многом определяют стабильность функционирования предпринимательских структур, экономики государства в целом.
Государственную политику в сфере банкротства проводит государственный орган по вопросам банкротства, который действует на основании Положения о нем. Такое Положение было утверждено Указом Президента Украины «О Министерстве экономики Украины» от 23 октября 2000 г. № 1159, в соответствии с которым на Министерство экономики Украины были возложены полномочия государственного органа по вопросам банкротства, и Постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении Положения о Государственном департаменте по вопросам банкротства» от 19 апреля 2006 г. № 533 (см. также приказ Министерства экономики Украины «О ликвидации отделов по вопросам банкротства в составе Государственной инспекции по контролю за ценами и образование территориальных органов Минэкономики по вопросам банкротства» от 3 ноября 2000 г. № 238, приказы Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины «О ликвидации территориальных органов по вопросам банкротства Министерства и образования территориальных управлений (отделов) по вопросам банкротства Министерства» от 30 июля 2004 г. № 284 и «Об утверждении Типового положения о территориальных управлениях, отделах (секторах) по вопросам банкротства министерства экономики Украины» от 28 октября 2004 г. № 390).
Государственный орган по вопросам банкротства в соответствии с частью 2 ст. 2 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 30 июня 1999 г.:
—способствует созданию организационных, экономических, иных условий, необходимых для реализации процедур возобновления платежеспособности должника или признания его банкротом;
—предлагает хозяйственному суду кандидатуры арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов) для государственных предприятий или предприятий, в уставном фонде которых доля государственной собственности превышает двадцать пять процентов, относительно которых возбуждено дело о банкротстве, и в иных случаях, предусмотренных настоящим Законом;
—организует систему подготовки арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов);
—проводит лицензирование деятельности физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих деятельность как арбитражные управляющие (распорядители имущества, управляющие санацией, ликвидаторы);
— обеспечивает реализацию процедуры банкротства в отношении отсутствующего должника;
— осуществляет введение единой базы данных о предприятиях, в отношении которых возбуждено производство по делу о банкротстве, устанавливает и утверждает форму представления арбитражным управляющим информации, необходимой для ведения единой базы данных о предприятиях, в отношении которых возбуждено производство по делу о банкротстве;
— готовит и подает на утверждение Кабинета Министров Украины в установленном порядке типовые документы об осуществлении процедур банкротства;
—осуществляет другие предусмотренные законодательством полномочия.
3,4. Законодатель устанавливает исключения (или специальные правила) применения предусмотренных Хозяйственным кодексом процедур, направленных на восстановление платежеспособности или ликвидацию несостоятельных должников, в отношении отдельных субъектов хозяйствования. Специальный Закон в этой сфере определяет эти правила с точки зрения применения всех его положений или отдельных требований (например, за исключением санации или ликвидации юридических лиц — предприятий, являющихся объектами права государственной собственности, которые не подлежат приватизации (см. комментарий к ст. 146 ХК Украины). Исключения по действию установлены в целом и для ряда субъектов хозяйствования (см. комментарии к части 3 ст. 209 настоящего Кодекса). Так, положения вышеупомянутого Закона не применяются и к юридическим лицам — казенным предприятиям, учитывая функционирование их как субъектов некоммерческого ведения хозяйства (см. ст.ст. 52, 53, 62, 73, 77 ХК Украины), а также особого порядка их образования, реорганизации и ликвидации (см. ст. 76 настоящего Кодекса).
5. Особенности банкротства градообразующих предприятий (ст. 42 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом») особо опасных (ст. 43), сельскохозяйственных предприятий (ст. 44), страховщиков (ст. 45), профессиональных участников рынка ценных бумаг (ст. 46), эмитента или управляющего ипотечных сертификатов, управляющего фонда финансирования строительства или управляющего фонда операций с недвижимостью (ст. 461), субъектов предпринимательской деятельности — физических лиц (ст.ст. 47-49), а также иных, предусмотренных разделом VI Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом».
Так, при признании гражданина — субъекта предпринимательской деятельности банкротом к его заявлению в хозяйственный суд по возбуждению дела о банкротстве может быть прибавлен план погашения его долгов, который должен включать: срок его выполнения; размер суммы, которая ежемесячно будет оставаться должнику — гражданин) -предпринимателю и членам его семьи на потребление; размер суммы, которая ежемесячно будет направляться на погашение требований кредиторов.
В случае признания гражданина-предпринимателя банкротом в состав ликвидационной массы не включается имущество гражданина-предпринимателя, на которое по гражданскому процессуальному законодательству Украины не может быть направлено взыскание. Соглашения гражданина-предпринимателя, связанные с отчуждением или передачей иным способом имущества гражданина-предпринимателя заинтересованным лицам в течение года, до возбуждения производства по делу о банкротстве, могут быть признаны хозяйственным судом недействительными по заявлению кредиторов. На протяжении пяти лет после признания гражданина-предпринимателя банкротом не может быть возбуждено производство по делу о банкротстве по его заявлению. В случае признания гражданина-предпринимателя банкротом по заявлению кредитора на протяжении пяти лет после завершения расчетов с кредиторами такой гражданин-предприниматель не освобождается от последующего выполнения требований кредиторов. Неудовлетворенные требования Кредиторов могут быть заявлены в порядке, установленном гражданским законодательством Украины. Законом «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» установлены также другие особенности банкротства физического лица — субъекта предпринимательской деятельности.
6. Часть 6 комментируемой статьи определяет основы регулирования трансграничной несостоятельности. Общие положения также определены в частях 9 и 10 ст. 5 Закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом». По общему правилу, производство по делу о банкротстве при участии кредиторов-нерезидентов регулируется Хозяйственным кодексом Украины, указанным Законом, если иное не предусмотрено ратифицированными международными договорами в соответствии со ст. 9 Конституции Украины. Порядок выполнения в Украине решений судов иностранных государств по делам о банкротстве определяется соответствующими международными договорам и Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, а при отсутствии таковых решения судов иностранных государств по делам о банкротстве признаются на территории Украины в соответствии с принципом взаимности, если иное не предусмотрено законом (см. также раздел XIII «Выполнения решений иностранных судов» Закона Украины «О международном частном праве» от 23 июня 2005 г.).