Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий
Статья 212. Процедуры, применяемые в отношении неплатежеспособного должника
1.В случаях, предусмотренных законом, в отношении неплатежеспособного должника применяются следующие процедуры: распоряжение имуществом должника; мировое соглашение; санация (восстановление платежеспособности) должника; ликвидация банкрота.
2.Санация должника или ликвидация банкрота осуществляется с соблюдением требований антимонопольно-конкурентного законодательства.
3.Со дня вынесения определения о возбуждении производства по делу о банкротстве реорганизация юридического лица — должника собственником (уполномоченным им органом), а также передача имущества должника в уставный фонд допускаются лишь в случаях и порядке, предусмотренных законом.
1. Часть 1 комментируемой статьи содержит перечень судебных процедур банкротства, которые могут быть применены к неплатежеспособному должнику. Производство по делам о банкротстве регулируется Хозяйственным кодексом Украины, Хозяйственным процессуальным кодексом Украины, Законом Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 30 июня 1999 г., другими законодательными актами Украины. При этом, как отмечено в п. 2.1 рекомендаций Президиума Высшего хозяйственного суда Украины «О некоторых вопросах практики применения Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 4 июня 2004 г. № 04-5/119312, Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 30 июня 1999 г. следует рассматривать как законодательный акт, содержащий специальные нормы, которые имеют приоритет по сравнению с общими нормами регулирования порядка производства по делам о банкротстве, возобновлении платежеспособности должника, признании его банкротом и применении ликвидационной процедуры, заключении мирового соглашения между должником и кредиторами, удовлетворении требований кредиторов и т. п.
Дела о банкротстве подведомственны хозяйственным судам и рассматриваются ими по местонахождению должника. Право на обращение в суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве имеют должник и кредитор. В обязательном порядке должник подает в хозяйственный суд и план санации. По общему правилу, должник подает заявление в хозяйственный суд при наличии имущества, достаточного для покрытия судебных расходов, а в отдельных случаях это является его прямой обязанностью (см. часть 5 ст. 7 Закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом»).
Введение процедуры распоряжения имуществом должника и назначение распорядителя имуществом делает судья, который принял заявление о возбуждении дела о банкротстве, в постановлении о возбуждении производства по делу о банкротстве или в постановлении, принятом на подготовительном заседании. В соответствии со ст. 1 указанного Закона под распоряжением имуществом должника следует понимать систем) мероприятий по надзору и контролю над управлением и распоряжением имуществом должника с целью обеспечения сохранения и эффективного использования имущественных активов должника и проведения анализа его финансового состояния. Распорядителем имущества может быть назначено физическое лицо, на которое в установленном законом порядке возлагаются полномочия по надзору и контролю над управлением и распоряжением имуществом должника на период производства по делу о банкротстве в порядке, установленном Законом «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (см. ст. 13 Закона).
Мировое соглашение (прощение долгов) — это договоренность между должником и кредитором (группой кредиторов) об отсрочке и/или рассрочке платежей или прекращении обязательства по соглашению сторон. В соответствии со ст. 35 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» не подлежит прощению (списанию) по условиям мирового соглашения задолженность по уплате страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование. Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии производства по делу о банкротстве, в соответствии с п. 12.2 рекомендаций Президиума Высшего хозяйственного суда Украины «О некоторых вопросах практики применения Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 4 июня 2004 г. № 04-5/119312, в том числе и после вынесения постановления о признании должника банкротом. Но судам следует рассчитывать на то, что мировое соглашение не может быть заключено до публикации в официальных печатных органах объявления о возбуждении производства по делу о банкротстве, поскольку это являете* правомочием, которое влияет на права и обязанности всех кредиторов в деле о банкротстве. Кроме того, мировое соглашение не может быть заключено после расчетов с кредиторами в процедуре ликвидации. Закон определяет случаи, когда допускается заключение мирового соглашения: только по требованиям, обеспеченным залогом, требованиям второй и следующих очередей (см. ст. 31 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом»). Мировое соглашение заключается в письменной форме и подлежит утверждению хозяйственным судом, о чем указывается в определении хозяйственного суда о прекращении производства по делу о банкротстве. Следовательно, утвержденные хозяйственным судом мировые соглашения являются основанием для прекращения производства по делу о банкротстве. Односторонний отказ от мирового соглашения не допускается. Однако мировое соглашение может быть не утверждено хозяйственным судом, может быть признано недействительным, может быть расторгнуто по решению хозяйственного суда (детальное правовое регулирование этих вопросов содержится в разделе IV Закона Украины «О восстановлении г тежеспособности должника или признании его банкротом»).
В соответствии со ст. 1 указанного Закона санацией признается система мер, осуществляемых при производстве по делу о банкротстве с целью предотвращения признания должника банкротом и его ликвидации, направленная на оздоровление финансово-хозяйственного состояния должника, а также удовлетворения в полном объеме или частично требований кредиторов путем кредитования, реструктуризации предприятия, долгов и капитала и/или изменения организационно-правовой и производственной структуры должника. Инвесторы, то есть физические лица и/или юридические лица, которые желают принять участие в санации, подают распорядителю имущества заявление об участии в санации должника и соответствующий план санации. План санации может содержать условия о: выполнении обязательств должника третьими лицами; обмене требований кредиторов на активы должника и/или его корпоративные права; удовлетворении требований кредиторов иным способом, не противоречащим закону (см. ст. 18 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом»). Мерами по восстановлению платежеспособности должника, которые содержат план санации, могут быть: реструктуризация предприятия; перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; реструктуризация активов должника в соответствии с требованиями Закона; продажа имущества должника как целостного имущественного комплекса (для негосударственных предприятий); другие меры. План санации должен быть утвержден хозяйственным судом, о чем выносится определение. Санация вводится определением о проведении санации должника и назначением управляющего санацией, которая принимается хозяйственным судом на срок не более 12 месяцев. По ходатайству комитета кредиторов или управляющего санацией или инвесторов этот срок может быть продлен до шести месяцев или сокращен. В соответствии со ст. 40 Закона утверждение отчета управляющего санацией должника в порядке, предусмотренном Законом, является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве (см. также ст.ст. 17-21 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом»).
Ликвидационная процедура открывается принятием хозяйственным судом постановления о признании должника банкротом в случаях, предусмотренных Законом Украины -О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом», а именно:
—по ходатайству комитета кредиторов о введении процедуры ликвидации (часть 8 ст. 16 Закона);
—в результате наступления обстоятельств, предусмотренных частью 8 ст. 50 Закона; при наличии неудовлетворительных последствий процедуры санации (часть 6 ст.18, часть 12 ст. 19, части 6, 11 ст. 21 Закона);
—в случае применения судом упрощенных процедур банкротства (ст.ст. 51, 52 Закона);
—в случае банкротства граждан-предпринимателей (ст.ст. 47-49 Закона). Одновременно хозяйственный суд назначает ликвидатора в порядке, предусмотренном для назначения управляющего санацией.
Ликвидатор (ликвидационная комиссия) выполняет свои полномочия (см. ст. 25 Закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом») до завершения ликвидационной процедуры в порядке, установленном Законом и другими нормативно-правовыми актами. Срок ликвидационной процедуры не может превышать 12 месяцев, но в отдельных случаях он может быть продлен хозяйственным судом на шесть месяцев. Ликвидатор обязан осуществить ликвидационные мероприятия и передать на утверждение суда отчет и ликвидационный баланс в установленный срок, однако невыполнение ликвидатором этих действий в предельные сроки, определенные Законом, не является основанием для прекращения производства по делу. В срок ликвидационной процедуры не включается время рассмотрения отчета и ликвидационного баланса в суде. Основным назначением ликвидационного процесса является удовлетворение требований кредитора (кредиторов) в порядке установленной Законом очередности путем продажи имущества банкрота. Как следствие возможна ликвидация юридического лица — банкрота. Легальное определение понятия «ликвидация» содержится в ст. 1 указанного выше Закона. Ликвидация — прекращение деятельности субъекта предпринимательской деятельности, признанного хозяйственным судом банкротом, с целью осуществления мероприятий для удовлетворения признанных судом требований кредиторов, путем продажи его имущества. Если же имущества банкрота хватило для удовлетворения всех требований кредиторов, он считается не имеющим долгов и может продолжать предпринимательскую деятельность в соответствующей законодательству организационно-правовой форме.
2. Часть 2 комментируемой статьи определяет, что мероприятия, проведенные в пределах процедуры санации или ликвидации несостоятельного должника, не должны противоречить требованиям законодательства об ограничении монополизма и защите добросовестной конкуренции на рынке (см. главу 3 ГК Украины). Таким образом, удовлетворение требований кредиторов и урегулирование проблемы неплатежеспособности должника не должны привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции на рынке и, как следствие, монополизации товарных рынков, усилению рыночной власти отдельных субъектов хозяйствования. Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 30 июня 1999 г. содержит аналогичные предписания (см. часть 2 ст. 4, часть 3 ст. 25). В процессе рассмотрения дела о банкротстве предприятий (объединений, хозяйственных обществ), в которых более 75 % имущества принадлежит государству, соответственно до постановления хозяйственного суда, например, могут быть проведены их разделение и обособление структурных подразделений и единиц от предприятий и объединений. Положение о порядке разделения предприятий и объединений и отделение от них структурных подразделений и единиц было утверждено общим приказом Министерства экономики Украины. Министерства статистики Украины и Антимонопольного комитета Украины от 20 апреля 1994 г. № 43/79/5.
3. Положение, которое содержится в части 3 комментируемой статьи, определено также в части 14 ст. 11 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом». Это ограничение введено в первую очередь с целью сохранения имущества несостоятельного должника для возможного возобновления его платежеспособности и последующего удовлетворения требований кредиторов. Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» предусматривает ряд положений, направленных на достижение отмеченных целей: введение моратория на удовлетворение требований кредиторов (см. ст. 12 Закона); установление обязанности арбитражного управляющего (распорядителя имуществом, управляющего санацией, ликвидатора) осуществлять мероприятия по защите имущества должника (см. ст.ст. 3-1, 13, 17, 25 Закона) и др.