Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий

Статья 211. Меры по предупреждению банкротства субъектов предпринимательства

1.Учредители (участники) субъекта предпринимательства, собственник имущества, органы государственной власти и органы местного самоуправления, наделенные хозяйственной компетенцией, в пределах своих полномочий обязаны принимать своевременные меры по предупреждению его банкротства.

2.Собственники имущества государственного (коммунального) или частного предприятия, учредители (участники) субъекта предпринимательства, который оказался неплатежеспособным должником, кредиторы и другие лица в пределах мер по предупреждению банкротства указанного субъекта могут предоставить ему финансовую помощь в размере, достаточном для погашения его обязательств перед кредиторами, включая обязательство по уплате налогов, сборов (обязательных платежей), и восстановления платежеспособности этого субъекта (досудебная санация).

3.Предоставление финансовой помощи должнику предусматривает его обязанность взять на себя соответствующие обязательства перед лицами, которые предоставили помощь, в порядке, установленном законом.

4.Досудебная санация государственных предприятий осуществляется за счет бюджетных средств, объем которых устанавливается законом о Государственном бюджете Украины. Условия проведения досудебной санации государственных предприятий за счет других источников финансирования согласовываются с органом, наделенным хозяйственной компетенцией в отношении должника, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

1-3. Комментируемая статья определяет, что учредители (участники) субъекта предпринимательства, собственник имущества, органы государственной власти и органы местного самоуправления, наделенные хозяйственной компетенцией (см. комментарий к ст.ст. 2, 8, 56, 134, 135 ХК Украины), должны принять все допустимые меры, направленные на финансовое оздоровление должника и недопущения его банкротства. Это требование Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 30 июня 1999 г. действует в отношении субъектов предпринимательской деятельности — должников и не зависит от их организационно-правовой формы и формы собственности.

Мерами по предупреждению банкротства несостоятельного должника, а также возобновлению его платежеспособности является предоставление финансовой помощи в размере, достаточном для погашения его обязательств перед кредиторами (см. п. 1.22 ст. I Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28 декабря 1994 г. (в редакции Закона от 22 мая 1997 г.), и проведение досудебной санации. Предоставление финансовой помощи осуществляется при условии выполнения должником ряда обязательств перед лицами, которые оказали такую помощь. В соответствии со ст. 1 Закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» под досудебной санацией понимается система мер по возобновлению платежеспособности должника, которые может осуществлять собственник имущества (орган, уполномоченный управлять имуществом) должника, инвестор, с целью предупреждения банкротства должника путем реорганизационных, организационно-хозяйственных, управленческих, инвестиционных, технических, финансово-экономических, правовых мероприятий в соответствии с законодательством, до начала возбуждения производства по делу о банкротстве. Следовательно, речь идет о внесудебных процедурах, общие положения которых закреплены и в специальном Законе (см. ст. 3 указанного выше Закона).

4. Часть 4 комментируемой статьи в общем виде устанавливает специальные правила осуществления досудебной санации государственных предприятий (см. также комментарий к части 4 ст. 209 ХК Украины). Аналогичные положения содержатся в части 4 ст. 3 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом». Досудебная санация государственных предприятий проводится в соответствии с законодательством, принятым для выполнения данных положений.

Инициатива о проведении досудебной санации может исходить от уполномоченных органов, предприятий, кредиторов или других лиц, которая в виде предложений подается уполномоченному органу. Уполномоченный управлять государственным имуществом должника орган в случае выявления признаков неплатежеспособности предприятия (см. комментарий к ст. 209 ХК Украины) принимает решение о проведении досудебной санации и осуществляет соответствующий контроль за исполнением ее плана например, приказ Министерства промышленной политики Украины «Относительно утверждения Положения об усовершенствовании системы контроля Минпромполитики Украины за выполнением планов досудебной санации государственными предприятиями, которые принадлежат к сфере его управления» от 17 января 2004 г. № 16).

Досудебная санация в обязательном порядке осуществляется на основании разработанного плана, утвержденного уполномоченным органом. План досудебной санации должен содержать: реквизиты предприятия; сведения о финансово-хозяйственном положении; мероприятия по возобновлению платежеспособности (реструктуризацию предприятия, перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств, отчуждение основных средств, передачу имущества в аренду, отсрочку и/или рассрочку платежей, переоформление краткосрочных кредитов в долгосрочные, сокращение численности работающих и т. п.) и сроки их осуществления; расчет необходимых средств для реализации мероприятий; определение источников финансирования мероприятий; условия участия инвесторов и кредиторов в проведении досудебной санации; ожидаемые последствия выполнения плана досудебной санации. Уполномоченный управлять государственным имуществом должника орган имеет право отклонить поданный предприятием план досудебной санации, если предложенные меры не обеспечивают возобновления платежеспособности предприятия (см. также приказ Фонда государственного имущества Украины «Об утверждении Типового плана реструктуризации и досудебной санации хозяйственных обществ, в уставных фондах которых государственная доля составляет более 50 процентов» от 17 ноября 2004 г. № 2502).

В соответствии с п. 7 Порядка проведения досудебной санации государственных предприятий, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 17 марта 2000 г. № 515, срок проведения досудебной санации не должен превышать 12 месяцев. В отдельных случаях уполномоченный орган может продолжить срок, но не более чем на 6 месяцев. Таким образом, в отдельных случаях максимальный срок досудебной санации государственного предприятия может составлять полтора года.