Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий

Статья 209. Несостоятельность субъекта предпринимательства

1.При неспособности субъекта предпринимательства после наступления установленного срока выполнить свои денежные обязательства перед другими лицами, территориальной громадой или государством иначе как через восстановление его платежеспособности этот субъект (должник) в соответствии с частью четвертой статьи 205 настоящего Кодекса признается несостоятельным.

2.Неспособность должника восстановить свою платежеспособность и удовлетворить признанные судом требования кредиторов иначе как через применение определенной судом ликвидационной процедуры считается банкротством.

3. Субъектом банкротства (далее — банкротом) может быть лишь субъект предпринимательской деятельности. Не могут быть признаны банкротом казенные предприятия.

4.Относительно банкротства государственных коммерческих предприятий законом предусматриваются дополнительные требования и гарантии права собственности Украинского народа.

Вред, от 04.02.2005 г.

1,2. По общему правилу, установленному ст. 193 ХК Украины, хозяйственные обязательства должны выполняться надлежащим образом. Это требование распространяется и на денежные обязательства (см. ст. 198 ХК и комментарий к ней). Однако невыполнение обязательства в случае ликвидации его стороны — банкрота может в установленном законом случае быть основанием прекращения хозяйственного обязательства (см. комментарий к части 4 ст. 205 ХК).

Специальным законодательным актом, регулирующим условия и порядок восстановления платежеспособности субъекта предпринимательской деятельности — должника или признание его банкротом и применение ликвидационной процедуры, полного или частичного удовлетворения требований кредиторов, является Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 30 июня 1999 г. (новая редакция Закона Украины «О банкротстве» от 14 мая 1992 г.). Определенная в комментируемой статье несостоятельность названа в указанном Законе неплатежеспособностью. Закон устанавливает формальные количественные критерии такой неплатежеспособности, наличие которых дает возможность возбудить хозяйственным судом дело о банкротстве: бесспорные требования кредитора (кредиторов) к должнику совокупно составляют не менее трехсот минимальных размеров заработной платы; они не были удовлетворены должником в течение трех месяцев после установленного для их погашения срока, если иное не предусмотрено Законом (см. также приказ Министерства экономики Украины «Об утверждении Методических рекомендаций относительно выявления признаков неплатежеспособности предприятия и признаков действий по укрывательству банкротства, фиктивного банкротства или доведению до банкротства» от 19 января 2006 г. № 14, приказ Агентства по вопросам предупреждения банкротства предприятий и организаций «Об утверждении Методики проведения углубленного анализа финансово-хозяйственного состояния предприятий и организаций» от 27 июня 1997 г. № 81, Информационное письмо Высшего арбитражного суда Украины «О Методических рекомендациях по выявлению признаков неплатежеспособности предприятия и признаков действий по укрывательству банкротства, фиктивному банкротству или доведению до банкротства» от 11 апреля 2001 г. № 01-8/451, письмо Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства «О рассмотрении обращения» от 19 февраля 2004 г. № 971, письмо Министерства юстиции Украины «Относительно порядка выполнения решений в случае возбуждения хозяйственным судом производства по делу о банкротстве должника» от 6 июня 2005 г. № 25-32/859). В ст. 1 данного законодательного акта под денежными обязательствами понимаются обязательства должника заплатить кредитору определенную денежную сумму в соответствии с гражданско-правовым договором и на других основаниях, предусмотренных гражданским законодательством Украины, в том числе по заработной плате, а также обязательства по уплате налогов и сборов (обязательных платежей). Однако в состав денежных обязательств должника не засчитываются недоимка (пеня и штраф), определенная на момент представления заявления в хозяйственный суд, а также обязательства, которые возникли в результате причинения вреда жизни и здоровью граждан, обязательство по выплате авторского вознаграждения, обязательство перед учредителями (участниками) должника—юридического лица, которые возникли в результате такого участия. Непосредственно состав и размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, сумма кредитов с учетом процентов, которые обязан оплатить должник, определяются на день представления в хозяйственный суд заявления о возбуждении производства по делу о банкротстве, если иное не установлено законом.

Банкротством является признанная хозяйственным судом абсолютная неплатежеспособность должника, влекущая за собой применение к нему ликвидационной процедуры (см. комментарий к ст.ст. 60,212 ХК Украины) с целью удовлетворения признанных судом требований кредиторов. Прохождение процедуры банкротства рассматривается законодателем как крайняя мера в отношении должника, которая открывается только судом в случае, как правило, неполучения ожидаемых результатов, направленных на восстановление платежеспособности с использованием иных, предусмотренных законодательством процедур. Основной целью обновленного законодательства о банкротстве является поддержка должника, оказание ему помощи для выхода из трудного положения, то есть превенция его ликвидации по причине признания его банкротом.

3.Детальное понятие банкрота (субъекта банкротства) дано в ст. 1 указанного Закона. Так, определено, что субъектом банкротства является должник, неспособность которого выполнить свои денежные обязательства установлена хозяйственным судом. Должником (следовательно, банкротом) может быть признан только субъект предпринимательской деятельности, в том числе физическое лицо (см. комментарий к ст. 42 ХК Украины), неспособный выполнить свои денежные обязательства перед кредиторами (см. комментарий к ст. 210 настоящего Кодекса), в том числе обязательства по уплате страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, налогов и сборов (обязательных платежей) в течение трех месяцев после наступления установленного срока их уплаты. Субъектами банкротства не могут быть казенные предприятия (см. комментарий к ст.ст. 76, 77 ХК Украины). В соответствии со ст. 1 Закона Украины «О вос

становлении платежеспособности должника или признании его банкротом» обособленные структурные подразделения юридического лица (филиалы, представительства, отделения и т. п.) также не могут быть признаны субъектами банкротства. Кроме этого, ст. 5 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» определяет специальные правила применения законодательства, регулирующие осуществление дел о банкротстве для отдельных субъектов хозяйствования. Например, в отношении рассмотрения судом дела о признании банка банкротом данное законодательство применяется в части, которая не противоречит нормам Закона Украины «О банках и банковской деятельности» от 7 декабря 2000 г. Дела о банкротстве горных предприятий (горнодобывающие предприятия, шахты, рудники, карьеры, разрезы, обогатительные фабрики, шахтоуглестроительные предприятия), в уставных фондах которых доля государства составляет не менее 25 % и продажа акций которых началась, могут быть возбуждены не ранее чем через год от начала выполнения плана приватизации (размещения акций). Однако в соответствии с окончательными положениями Закона дела о банкротстве горных предприятий (горнодобывающие предприятия, шахты, рудники, штольни, карьеры, разрезы, обогатительные фабрики, шахтоуглестроительные предприятия), в уставных фондах которых доля государства составляет не менее 25 %, не возбуждаются с дня вступления в силу Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» до 1 января 2007 г., а соответствующие дела, которые были возбуждены после 1 января 2000 г., подлежат прекращению. Положения этого Закона по осуществлению дел о банкротстве предприятий топливно-энергетического комплекса, которые принимают участие в процедуре погашения задолженности на условиях, указанных Законом Украины «О мерах, направленных на обеспечение постоянного функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса» от 23 июня 2005 г., применяются с учетом особенностей, определенных

казанным Законом. Положения Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» не применяются к юридическим лицам — предприятиям, которые являются объектами права коммунальной собственности (см. комментарий к ст. 63 ХК Украины), если относительно них исключительно на пленарном заседании соответствующего совета органов местного самоуправления принято решение по этому вопросу.

4. Часть 4 комментируемой статьи определяет, что с целью гарантирования права собственности Украинского народа Законом предусматриваются дополнительные требования по банкротству государственных коммерческих предприятий (См. комментарий к :т.ст. 74, 75 настоящего Кодекса). Например, объем средств для проведения досудебной санации государственных предприятий за счет средств Государственного бюджета Украины ежегодно устанавливается Законом о Государственном бюджете Украины. В соответствии с п. 1 Порядка проведения досудебной санации государственных предприятий, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 17 марта 2000 г. № 515, досудебной санацией признается система мер по восстановлению платежеспособности государственного предприятия — должника, которые осуществляются органом, уполномоченным руководить государственным имуществом должника, с целью предупреждения его банкротства, до начала возбуждения производства по делу о банкротстве (см., например, приказ Министерства промышленной политики Украины «Об утверждении Положения о порядке согласования Министерством промышленной политики Украины планов санации предприятий, принадлежащих к сфере его управления» от 10 сентября 2004 г. № 446). Кроме этого, неплатежеспособные предприятия и организации, имущество которых находится в государственной собственности, вносятся в реестр неплатежеспособных предприятий и организаций в соответствии с Положением о реестре неплатежеспособных предприятий и организаций, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 25 ноября 1996 г. № 1403. Ведение реестра осуществляет государственный орган по вопросам банкротства для организации работы с отмеченными предприятиями и осуществления мер предупреждения их банкротства (см. также комментарии к ст.ст. 211, 214 ХК Украины).