Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий

Статья 191. Государственные и коммунальные цены

1.Государственные фиксированные и регулированные цены устанавливаются на ресурсы, оказывающие определяющее влияние на общий уровень и динамику цен, а также на продукцию и услуги, которые имеют существенное социальное значение для населения. Перечень указанных ресурсов, продукции, услуг утверждает Кабинет Министров Украины.

2.В соответствии с законом государственные цены устанавливаются также на продукцию (услуги) субъектов хозяйствования — естественных монополистов. Перечни видов продукции (услуг) указанных субъектов утверждаются Кабинетом Министров Украины.

3.Государственные цены устанавливаются на импортные товары, приобретенные за счет средств Государственного бюджета Украины.

4.Законом может быть предусмотрено установление коммунальных цен на продукцию и услуги, производство которых осуществляется коммунальными предприятиями.

5.Государственное регулирование цен осуществляется путем установления фиксированных государственных и коммунальных цен, предельных уровней цен, предельных уровней торговых надбавок и снабженческих вознаграждений, предельных нормативов рентабельности или путем введения обязательного декларирования изменения цен.

6.Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления при установлении фиксированных цен, применение которых делает невозможным получение прибыли субъектами предпринимательства, обязаны предоставить этим субъектам дотацию в соответствии с законом.

1-3. В соответствии со ст. 9 Закона Украины «О ценах и ценообразовании» от 3 декабря 1990 г. государственные фиксированные и регулируемые цены и тарифы устанавливаются на ресурсы, которые оказывают определяющее влияние на общий уровень и динамику цен, на товары и услуги, которые имеют решающее социальное значение, а также на продукцию, товары и услуги, производство которых сосредоточено на предприятиях, которые занимают монопольное (доминирующее) положение на рынке.

Государственные фиксированные и регулируемые цены и тарифы устанавливаются государственными органами Украины. Решениями Конституционного Суда Украины были уточнены полномочия государственных органов в области регулирования цен и ценообразования. Так, в решении Конституционного Суда Украины о ценах и тарифах на жилищно-коммунальные и другие услуги от 10 февраля 2000 г. № 2-рп/2000 указано, что в соответствии с Конституцией Украины и Законом Украины «О ценах и ценообразовании» Верховная Рада Украины определяет принципы внутренней и внешней политики, в том числе ценовой. Неотъемлемой частью реализации основ политики ценообразования в государстве является определение механизма и конкретных органов, на которые возложены обязанности по обеспечению осуществления политики в этой сфере. Такими органами, в частности, являются: Кабинет Министров Украины, который определяет перечень продукции, товаров и услуг, на которые могут быть утверждены соответствующими органами исполнительной власти фиксированные и регулируемые цены и тарифы, порядок реализации полномочий этих органов в области установления и применения цен и тарифов, осуществления контроля за ценами (тарифами); органы Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления, которые устанавливают тарифы оплаты бытовых, коммунальных, транспортных и других услуг (см. также решение Конституционного Суда Украины в деле по конституционному представлению 45 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положений ст.ст. 6, 9 Закона Украины «О государственном регулировании производства и реализации сахара» (дело об определении минимальной цены на сахар) от 15 апреля 2004 г. № 10-рп/2004).

Полномочия центральных органов исполнительной власти, Совета Министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций по регулированию (установлению фиксированных и предельных уровней цен (тарифов), торговых (снабженческо-сбытовых) надбавок, нормативов рентабельности, внедрению обязательного декларирования изменения) цен и тарифов на отдельные виды продукции, товаров и услуг в соответствии с перечнем утверждены Постановлением Кабинета Министров Украины «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов по регулированию цен (тарифов)» от 25 декабря 1996 г. № 1548. Для выполнения этого постановления соответствующие государственные органы утверждают перечни товаров (работ, услуг), цены на которые являются регулируемыми или фиксированными. Например, общим приказом Министерства охраны здоровья Украины и Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 3 декабря 2001 г. № 480/294 был утвержден Перечень отечественных и импортных лекарственных средств и изделий медицинского назначения, цены на которые подлежат государственному регулированию (см. также письмо Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины «Относительно порядка определения цен на лекарства» от 16 октября 2002 г. № 32/5-5/955, письмо Государственной инспекции по контролю за ценами от 27 февраля 2004 г. № 32/5-5/303). Постановлением Кабинета Министров Украины от 13 июня 2002 г. № 803 был утвержден Перечень социально значимых товаров и услуг, по которым будет проводиться постоянный мониторинг цен и тарифов на потребительском рынке регионов (например, мука пшеничная высшего сорта, рис, сыр мягкий, масло и др.; дизельное горючее, бензин (марки А-76, А-95)), а также товаров и услуг, которые реализуются по регулируемым ценам и тарифам (например, электрическая энергия, услуги городского пассажирского транспорта и т. д.). Перечень объектов государственного ценового регулирования, например, на 2006/07 маркетинговый год был утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 10 июня 2006 г. № 817. Механизм расчета и утверждения розничных цен на природный газ, который поставляется населению, определен Постановлением Кабинета Министров «О мерах по дальнейшему усовершенствованию механизма обеспечения природным газом отечественных потребителей» от 8 декабря 2006 г. № 1697.

В соответствии со ст. 8 Закона Украины «О естественных монополиях» от 20 апреля 2000 г. предметом регулирования деятельности субъектов естественных монополий являются, в частности, цены (тарифы) на товары, которые производятся (реализуются) такими субъектами. Ценовую политику формируют в соответствующих сферах естественных монополий национальные комиссии регулирования естественных монополий (см., например, письмо Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины «Об усилении контроля над порядком ценообразования на предприятиях-монополистах» от 15 октября 2004 г. № 03-30-09/4548).

В Постановлении Кабинета Министров Украины «О ценообразовании в условиях реформирования экономики» от 21 октября 1994 г. № 733 была определена необходимость сокращения объемов государственного регулирования цен и тарифов, ограничение регулирования только естественными и отдельными искусственными монопольными образованиями. Положение, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины от 22 февраля 1995 г. № 135, определяет порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги субъектов естественных монополий и субъектов хозяйствования, которые нарушают требования законодательства о защите экономической конкуренции, устанавливая такие цены или другие условия приобретения или реализации товара, которые невозможно бы было установить при условии существования значительной конкуренции на рынке, или применяя различные цены или различные другие условия к равнозначным соглашениям с субъектами хозяйствования, продавцами или покупателями без объективно оправданных на то причин. Этот порядок определяет, что, кроме Кабинета Министров Украины, решения о внедрении и отмене государственного регулирования цен на продукцию отмеченных выше субъектов принимается на общегосударственных рынках — Министерством экономики Украины вместе с Антимонопольным комитетом Украины; на региональных — Советом Министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями вместе с соответствующими органами Антимонопольного комитета Украины (см. также письмо Министерства экономики Украины «О государственном регулировании цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги монопольных образований» от 17 февраля 2000 г. № 54-27/131).

Общие правовые и экономические основы осуществления процедур закупок товаров, работ и услуг за счет государственных средств установлены Законом Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» от 22 февраля 2000 г. В соответствии со ст. 1 этого Закона под государственной закупкой понимается приобретение заказчиком товаров, работ и услуг за государственные средства, то есть средства Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов, государственные кредитные ресурсы, а также средства Национального банка Украины, государственных целевых фондов, Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования, средства общеобязательного государственного социального страхования, страхования на случай безработицы, общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и потреблением, средства, предусмотренные Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю трудоспособности», гуманитарная помощь в денежной форме, средства государственных, казенных, коммунальных предприятий и хозяйственных обществ, в которых государственная доля превышает 50 %, которые направляются на приобретение товаров, работ и услуг в порядке, установленном этим Законом, при этом осуществление закупки одним заказчиком в интересах другого запрещается, кроме случаев осуществления закупки товаров на принципах межведомственной координации. В соответствии со ст. 6 этого Закона с целью создания надлежащих условий для защиты отечественного рынка заказчик предоставляет преимущество тендерному предложению, поданному отечественным производителем, путем применения преференциальной поправки к ее цене, при условии, что ожидаемая стоимость предмета закупки не превышает суммы, эквивалентной: для товаров — 200 тыс. евро; для услуг — 300 тыс. евро; для работ — 4 млн евро. Размер преференциальной поправки должен составлять 10 % цены тендерного предложения.

4. Конституция Украины, Хозяйственный кодекс Украины (см. ст.ст. 63, 78 ХК Украины и комментарий к ним), Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21 мая 1997 г. предоставляют полномочия, в частности, исполнительным органам сельских, поселковых, городских советов по установлению тарифов (цен) по оплате бытовых, коммунальных, транспортных и других услуг, которые предоставляются предприятиями и организациями коммунальной собственности соответствующего территориального общества (см. также решение Конституционного Суда Украины в деле о коммунальных услугах от 2 марта 1999 г. № 2-рп/99). Кроме собственных, к делегированным полномочиям этих органов местного самоуправления в соответствии с указанным Законом относится осуществление контроля за соблюдением соответствующих цен и тарифов. Часть 4 комментируемой статьи такие цены называет коммунальными. Их следует рассматривать как разновидность государственных цен с учетом законодательных требований относительно субъектов хозяйствования, которые производят (предоставляют) товары (слуги) (коммунальные предприятия, организации), а также органа (органа местного самоуправления), который осуществляет ценовое регулирование в соответствии с его законодательно установленной компетенцией.

5. В части 5 комментируемой статьи указаны методы государственного регулирования цен и тарифов. Перечень методов, как следует из содержания статьи, исчерпывающий, в отличие от Закона «О ценах и ценообразовании» (см. ст. 8 указанного Закона). Государственные органы самостоятельно определяют порядок и методы регулирования иен и тарифов (в рамках действующего законодательства), с учетом возмещения предприятиям производственных расходов и получения ими прибыли, необходимой для хозрасчетной деятельности (см. письмо Министерства экономики Украины «О порядке ценообразования» от 15 октября 1997 г. № 27-23/142, обзорное письмо Высшего хозяйственного суда Украины «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о ценах и ценообразовании (по материалам дел, рассмотренных в кассационном порядке Высшим хозяйственным судом Украины)» от 16 декабря 2004 г. № 01-8/3273). Так, в соответствии с п. 4 Положения о государственном регулировании цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги монопольных образований, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 22 февраля 1995 г. № 135, регулирование цен на продукцию монопольных образований осуществляется путем установления фиксированных цен, предельных уровней цен, уровней торговых надбавок и снабженческого-сбытовых наценок, предельных нормативов рентабельности или путем внедрения обязательного декларирования изменения цен. Исключение установлено этим Наложением относительно цен (тарифов) на продукцию, которая экспортируется, новую продукцию, изготовленную с применением запатентованного изобретения и высокоэффективной технологии, созданной специально для этой продукции (в течение трех лет с момента постановки ее на производство).

6. Регулирование цен должно не только иметь социальную направленность, но и быть взвешенным, учитывать специфику предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования, связанную также с целевой направленностью на получение прибыли. Поэтому часть 6 комментируемой статьи предусматривает необходимость учета органами исполнительной власти и органами местного самоуправления этого положения путем предоставления дотаций в соответствии с законом с целью компенсации потерь, которое возникли при установлении фиксированных цен на товары (работы, услуги). Так, в част 1 ст. 9 Закона Украины «О естественных монополиях» установлено, что при регулировании цен (тарифов) на товары субъектов естественных монополий учитываются: расхода которые согласно законам о налогообложении относят к валовым расходам производства и оборота; налоги и сборы (обязательные платежи) в бюджеты и в государственные целевые фонды; стоимость основных производственных фондов, амортизационные отчисления, потребности в инвестициях, необходимых для воссоздания основных производственных фондов; ожидаемая прибыль от возможной реализации товаров по разным ценам (тарифами); отдаленность разных групп потребителей от места производства товаров. соответствие качества товаров, которые производятся (реализуются), потребностям потребителей; государственные дотации и другие формы государственной поддержки.