1.Свободные цены определяются на все виды продукции (работ, услуг), за исключением тех, на которые установлены государственные цены.

2.Свободные цены определяются субъектами хозяйствования самостоятельно по согласию сторон, а во внутрихозяйственных отношениях — также по решению субъекта хозяйствования.

1, 2. В части 1 комментируемой статьи установлено общее правило, в соответствии с которым свободные цены определяются на все виды продукции, работ и услуг (за исключением тех, на которые установлены государственные цены).

В соответствии со ст. 7 Закона Украины «О ценах и ценообразовании» от 3 декабря 1990 г. свободные цены и тарифы устанавливаются на все виды продукции, товаров и услуг, за исключением тех, на которые осуществляется государственное регулирование цен и тарифов. Политика ценообразования, проводимая государством, направлена, в частности, на расширение сферы применения свободных цен. Это объясняется тем, что функционирование рыночной экономики невозможно при тотальном регулировании цен государством и требует оборота товаров (работ, услуг) по свободным (рыночными) ценам, с установленными законодательством исключениями (см. комментарий к ст.ст. 189, 191 ХК Украины).

Цена на продукцию (товары, работы, услуги) формируется не только с учетом показателей стоимости (см. комментарий к ст. 189 ХК Украины), но и ряда других факторов: спроса и предложения, характеристики товарного рынка, наличия или отсутствия конкурентных отношений на нем, а также установки государством «правил игры» для участников хозяйственных отношений на товарном рынке, например, недопущения установления цен, сформированных путем сговора между конкурентами, монопольных цен при злоупотреблении субъектом хозяйствования монопольным (доминирующим) положением на рынке, необходимости надлежащего доведения информации о ценах с целью соблюдения прав потребителей (см. приказ Министерства внешних экономических связей и торговли Украины «Об утверждении Инструкции о порядке обозначения розничных цен на товары народного потребления в предприятиях розничной торговли и общественного питания» от 4 января 1997 г. № 2, письмо Министерства экономики Украины от 17 января 2001 г. № 55-38/15) и ряда других показателей.

Свободные цены и тарифы на продукцию и услуги определяются продавцами самостоятельно, исходя из условий, которые сложились на рынке (см. письмо Министерства экономики Украины от 15 октября 1997 г. № 27-23/142). Подробнее порядок формирования свободных цен был определен Положением о порядке формирования и применения свободных (рыночных) цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденным постановлением Главного управления ценовой политики Министерства экономики Украины от 27 декабря 1991 г. № 15. В налоговом законодательстве, в частности, в подпункте 1.20.1 пункта 1.20 ст. 1 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28 декабря 1994 г. (в редакции Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 22 мая 1997 г.) содержится понятие «справедливая рыночная цена» и общие критерии по ее установлению. Справедливая рыночная цена — это цена, по которой товары (работы, услуги) передаются другому собственнику при условии, что продавец желает передать такие товары (работы, услуги), а покупатель желает их получить при отсутствии какого-либо принуждения, обе стороны являются взаимно независимыми юридически и фактически, владеют достаточной информацией о таких товарах (работах, услугах), а также ценах, которые сложились на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг).

Необходимо учитывать также положение части 2 ст. 8 Закона Украины «О ценах и ценообразовании», в соответствии с которым в случае избыточного роста цен, ранее выведенных из-под контроля по решению Кабинета Министров Украины, исполнительных комитетов областных, городских (городов республиканского подчинения) советов, допускается временное возвращение к государственному регулированию цен и тарифов. С целью изучения состояния и динамики развития ценовых процессов на региональных и общегосударственных рынках продукции, товаров и услуг и внесении на основании полученных данных Кабинету Министров Украины, центральным и местным органам исполнительной власти предложений относительно стабилизации ценовой ситуации на потребительском рынке Государственная инспекция по контролю за ценами (действует на основании постановления Кабинета Министров Украины «О Государственной инспекции по контролю за ценами» от 13 сентября 2000 г. № 1432) организует и непосредственно проводит мониторинг цен и тарифов на отдельные виды социально значимых товаров и услуг в соответствии с Порядком проведения мониторинга цен и тарифов на потребительском рынке, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 13 июня 2002 г. № 803. Это постановление правительством было принято к исполнению распоряжением Президента Украины «О совершенствовании наблюдений за ценами и тарифами» от 19 ноября 2001 г. № 328/2001-рп. Информация о результатах мониторинга цен и тарифов в разрезе регионов предоставляется: Минэкономики, Антимонопольному комитету (см. также приказ Антимонопольного комитета Украины, Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины «Об организации взаимодействия между Антимонопольным комитетом и Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции Украины в сфере контроля над ценами» от 2 февраля 2005 г. № 1/27) и Национальному банку с соответствующими выводами и предложениями по улучшению ценовой ситуации в электронном и бумажном варианте; Госкомстату с целью углубления анализа данных по изменению цен и тарифов на потребляемые товары и услуги, которые поступают от территориальных органов государственной статистики в соответствии с п. 11 Порядка проведения мониторинга цен и тарифов на потребительском рынке (в редакции Постановления Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в Постановление Кабинета Министров Украины от 13 июня 2002 г. № 803»).