Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий
Статья 183. Особенности заключения хозяйственных договоров по государственному заказу
1.Договоры по государственному заказу заключаются между определенными законом субъектами хозяйствования — исполнителями государственного заказа и государственными заказчиками, уполномоченными от имени государства заключать договоры (государственные контракты), в которых определяются хозяйственные обязательства сторон и регулируются отношения заказчика с исполнителем по выполнению государственного заказа.
2.Государство в лице Кабинета Министров Украины выступает гарантом по обязательствам государственных заказчиков.
3.Заключение сторонами договора по государственному заказу (государственного контракта) осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 181 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством. Государственный контракт заключается путем подписания сторонами единого документа.
4.Уклонение от заключения договора по государственному заказу является нарушением хозяйственного законодательства и влечет ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом и другими законами. Споры, связанные с заключением договора по государственному заказу, в том числе при уклонении от заключения договора одной или обеих сторон, разрешаются в судебном порядке.
5.Исполнитель государственного заказа освобождается от обязанности заключения государственного контракта на условиях, определенных государственным заказом, в случае признания в судебном порядке государственного заказа недействительным.
1. В соответствии с частью 2 ст. 13 ХК Украины договор по государственному заказу (государственный контракт) — это договор, заключенный государственным заказчика от имени государства с исполнителем государственного заказа, в котором определяются права и обязанности сторон и регулируются взаимоотношения заказчика и исполнится Этот договор принадлежит к плановым хозяйственным договорам, под которыми в теории хозяйственного права понимают договоры, в основе которых лежит акт государственного планирования, а обязательность их заключения для определенного круга субъектов хозяйствования императивно установлена законом. Из-за этого возможность определения их содержания ограничена государственным заказом.
В свою очередь, в соответствии с частью 1 ст. 13 ХК Украины государственный закажи является средством государственного регулирования экономики путем формирование на договорной (контрактной) основе состава и объемов продукции (работ, услуг), необходимой для государственных нужд, размещение государственных контрактов на поставку (закупку) этой продукции (выполнение работ, предоставление услуг) среди субъектов хозяйствования, независимо от их формы собственности.
Часть 1 комментируемой статьи определяет стороны договора на основании государственного заказа: субъекты хозяйствования — исполнители государственного заказа государственные заказчики, уполномоченные от имени государства заключать таю: говоры. При этом для названных сторон заключение хозяйственного договора являете обязательным, если он основан на государственном заказе (см. комментарий к ст. 179 также часть 7 ст. 181).
В соответствии с частью 1 ст. 1 Закона Украины «О поставках продукции для государственных нужд» от 22 декабря 1995 г. государственными заказчиками выступает Верховная Рада Украины и другие центральные органы государственной власти Украины, Совет Министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, государственные организации и учреждение. определенные законом о Государственном бюджете Украины, а также государственные организации и учреждения, уполномоченные Кабинетом Министров Украины заключат» государственные контракты с исполнителями государственного заказа. Исполнителями государственного заказа выступают субъекты хозяйственной деятельности Украины форм собственности, которые изготовляют и поставляют продукцию для государственных нужд в соответствии с условиями заключенного государственного контракта.
2. В соответствии со ст. 2 указанного Закона и частью 2 комментируемой статьи государство выступает гарантом по обязательствам государственных заказчиков (в лице Кабинета Министров Украины). Поставки продукции для государственных потребностей обеспечиваются за счет средств Государственного бюджета Украины и других источников финансирования, которые привлекаются для этого.
Объемы средств для закупки отмеченной продукции предусматриваются в Законе о Государственном бюджете Украины на текущий год и определяются Кабинетом Министров Украины соответствующими решениями об использовании внебюджетных источников финансирования.
3. Государственный контракт заключается в форме единого документа, подписанного сторонами, и скрепляется печатью. Упрощенная письменная форма не используется для этого контракта (см. комментарий к частям 1 и 7 ст. 181).
4. Комментируемая статья предусматривает исключения из принципа свободы договора в части недопустимости принуждения к заключению договора и прямо предписывает субъекту обязательный порядок заключения договора. При этом уклонение от заключения договора на основании государственного заказа считается нарушением хозяйственного законодательства, является основанием для хозяйственно-правовой ответственности и влечет за собой применение хозяйственных санкций в соответствии со ст. 218 ХК Украины (см. комментарий к соответствующей статье). Кроме того, ст. 4 Закона Украины «О поставках продукции для государственных нужд» тоже определяет ответственность за невыполнение государственных контрактов на поставку продукции для государственных потребностей. Например, часть 1 указанной статьи предусматривает, что в случае невыполнения или неподобающего выполнения государственного контракта на поставку продукции для государственных нужд с виновной стороны взимается предусмотренная контрактом неустойка (штраф, пеня), а также возмещаются нанесенные убытки.
5. Преддоговорные споры, которые возникают между государственным заказчиком и исполнителем государственного заказа, рассматриваются хозяйственными судами. Кроме того, государственный заказ может быть признан хозяйственным судом недействительным полностью или частично в порядке, предусмотренном ХПК Украины.