Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий

Статья 181. Общий порядок заключения хозяйственных договоров

1.Хозяйственный договор по общему правилу составляется в форме единого документа, подписанного сторонами и скрепленного печатями. Допускается заключение хозяйственных договоров упрощенным способом, то есть путем обмена письмами, факсограммами, телеграммами, телефонограммами и т. п., а также путем подтверждения принятия к выполнению заказов, если законом не установлены специальные требования к форме и порядку заключения данного вида договоров.

2.Проект договора может быть предложен любой из сторон. В случае если проект договора составлен как единый документ, он предоставляется другой стороне в двух экземплярах.

3.Сторона, получившая проект договора, при согласии с его условиями оформляет договор в соответствии с требованиями части первой настоящей статьи и возвращает один экземпляр договора другой стороне или направляет ответ на письмо, факсограмму и т.п. в двадцатидневный срок после получения договора.

4.При наличии возражений по отдельным условиям договора сторона, получившая проект договора, составляет протокол разногласий, о чем делается оговорка в договоре, и в двадцатидневный срок направляет другой стороне два экземпляра протокола разногласий вместе с подписанным договором.

5.Сторона, получившая протокол разногласий к договору, обязана в течение двадцати дней рассмотреть его, в этот же срок принять меры для урегулирования разногласий с другой стороной и включить в договор все принятые предложения, а разногласия, оставшиеся неурегулированными, передать в этот же срок в суд, если на это имеется согласие другой стороны.

6.При достижении сторонами согласия по всем или отдельным условиям, указанным в протоколе разногласий, такое согласие должно быть подтверждено в письменной форме (протоколом согласования разногласий, письмами, телеграммами, телетайпограммами и т. п.).

7.Если сторона, получившая протокол разногласий по условиям договора, основанного на государственном заказе или такого, заключение которого является обязательным для сторон на основании закона, или сторона — исполнитель по договору, в установленном порядке признанный монополистом на определенном рынке товаров (работ, услуг), которая получила протокол разногласий, не передаст в указанный двадцатидневный срок в суд разногласия, оставшиеся неурегулированными, то предложения другой стороны считаются принятыми.

8.В случае если стороны не достигли согласия по всем существенным условиям хозяйственного договора, такой договор считается незаключенным (не состоявшимся). Если одна из сторон осуществила фактические действия по его выполнению, правовые последствия таких действий определяются нормами Гражданского кодекса Украины.

1. Для заключения договора необходимо согласовать все его существенные условия в надлежащей форме. Поскольку договор — один из видов правомочий, к его форме применяются общие правила о форме правомочий, изложенных в ст. 205 ГК Украины. Особенность хозяйственных договоров заключается в том, что при их заключении применяются определенные технико-юридические процедуры, то есть порядок выражения предложения заключить договор и его принятие в значительной мере формализирован. При заключении договора стороны должны определить условия договора, отвечающие их реальным намерениям и экономическим интересам, а также юридически оформить договор.

Часть 1 комментируемой статьи устанавливает требования к форме хозяйственных договоров. По общему правилу хозяйственные договоры заключаются в письменной форме (но возможно их заключение и в устной форме в соответствии со ст. 206 ГК Украины), которая обеспечивает определенность позиций сторон относительно условий договора и способствует выяснению его содержания. Хозяйственный договор, как правило, заключается путем составления единого документа, подписанного сторонами и скрепленного печатью. Но возможно заключение договора упрощенным способом (если не установлены специальные требования к форме и порядку заключения определенного вида договора, от которых стороны не имеют права отступать) — путем обмена документами с помощью почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или другой связи, позволяющей установить: документ выходит от стороны по договору, а также путем принятия заказа. Если договор заключается в упрощенной форме, следует учитывать, что в документах, которыми обмениваются стороны, должны содержаться все существенные условия договора определенного вида.

Относительно нотариального удостоверения хозяйственных договоров и обязательной государственной регистрации хозяйственных договоров определенного вида, нужно руководствоваться ст.ст. 209-210 ГК Украины, а также другими законодательными актами, которые предусматривают обязательное нотариальное удостоверение или государственную регистрацию договоров. Например, в соответствии со ст. 14 Закона Украины «О концессиях» от 16 июля 1999 г. концессионные договоры регистрируются Фондом государственного имущества в специальном реестре.

Для заключения реального договора нужна не только договоренность сторон, которая требует необходимой формы, но и переданное соответствующее имущество, также должным образом оформленное.

2. Порядок заключения договора состоит в том, что одна из сторон направляет другой свое предложение о заключении договора (оферту), а сторона, получив оферту, принимает предложение заключить договор.

Проект договора, который предоставляется любой из сторон договора, выступающей инициатором заключения договора, является офертой, которая должна отвечать следующим обязательным требованиям: во-первых, быть адресованной конкретному лицу (лицам); во-вторых, быть достаточно определенной; в-третьих, выражать намерение лица, сделавшего ее, заключить договор с адресатом, которым будет принято предложение; в-четвертых, содержать указание на существенные условия, на которых предлагается заключить договор.

Можно выделить следующие стадии заключения договора: преддоговорные контакты сторон (переговоры), оферта, рассмотрение оферты, акцепт оферты. При этом две стадии: оферта и акцепт оферты — обязательны для всех случаев заключения договора. Стадия преддоговорных контактов сторон носит факультативный характер и используется по усмотрению сторон. Что касается стадии рассмотрения оферты ее адресатом, то она имеет правовое значение только в случаях, когда законодательство по отдельным видам договоров устанавливает срок и порядок рассмотрения проекта договора. Хоть большинство хозяйственных договоров заключается через составление и рассмотрение проекта договора, однако из комментируемой статьи не стоит делать вывод, что любое хозяйственное обязательство проходит стадию рассмотрения оферты. Так, в обязательстве, которое вытекает из перевозки пассажира, оферта не имеет вида проекта договора и, соответственно, на нее не распространяются правила пунктов комментируемой статьи.

Форма оферты может быть разной: единый документ, письмо, телефакс и т. п. Следствием предоставления проекта договора является отклик конкретного адресата (или неопределенного круга адресатов) оферты и выражение его согласия заключить договор в любой форме на отмеченных в оферте условиях, тогда договор следует признавать заключенным. Связанность фактом осуществления оферты означает, что лицо, которое сделало предложение заключить договор, в случае безоговорочного акцепта предложения его адресатом автоматически становится стороной в договорном обязательстве.

В соответствии с п. 3 ст. 641 ГК Украины оферент не может отозвать оферту после ее принятия адресатом на протяжении срока, указанного в оферте (безотзывность оферты), если иное не указано в предложении или не вытекает из ее сути или обстоятельств, при которых она была сделана.

Вместе с тем далеко не всякое предложение вступить в договорные отношения может быть признано офертой. В некоторых случаях такого рода предложения могут считаться лишь предложением сделать оферту. Так, реклама товаров, работ и услуг не является офертой. Реклама направлена к неопределенному кругу лиц и, как правило, не приобретает достаточной определенности для заключения договора, квалифицируется лишь как приглашение лицам обращаться к рекламодателю с просьбой о продаже товара, выполнения, предоставления услуг и с предложением о заключении договора (приглашение делать оферты).

3. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает правила акцепта не любого хозяйственного обязательства, а такого, которое было вызвано офертой, составленной в форме проекта договора. Если оферта составлена в другой форме, то применению подлежат ст.ст. 641-646 ГК Украины.

Акцептом, то есть ответом лица, которому была направлена оферта в виде проекта договора, о принятии ее условий, если договор заключается в письменной форме, является подписание адресатом предложенного проекта договора без возражений относительно его условий или посылания другого документа. Акцепт посылается в виде договора или письма, факсограммы и т. п., но с обязательным соблюдением срока для ответа — 20 дней. Установка обязательного срока для ответа на акцепт в известной мере — это ограничение свободы договора, поскольку обычно это прерогатива оферента — определять, в какой срок он желает получить ответ на предложение. Срок для ответа раньше устанавливался только для обязательных договоров, а теперь, судя по содержанию статьи, распространяется на всех субъектов хозяйственных договоров, которые в письменном виде предлагают заключить договор.

Получение акцепта лицом, которое направило оферту, является свидетельством того, что договор заключен. Поэтому отзыв акцепта возможен лишь до этого момента.

В случаях, когда извещение об отзыве акцепта опережает сам акцепт (то есть акцепт еще не получен лицом, которое направило оферту) или поступает одновременно с ним, акцепт считается неполученным (ст. 642 ГК Украины).

4. В том случае, если сторона, которая получила проект договора, намеревается заключить договор, но не согласна с отдельными его условиями, она составляет два экземпляра протокола разногласий вместе с подписанным договором. Обычно ответ о согласии заключить договор на других условиях считается не акцептом, а новой офертой, то есть предложением заключить договор на новых условиях (ст. 646 ГК Украины). Формулировка же статьи, которая комментируется, позволяет сделать вывод — имеет место акцепт оферты на других условиях в. виде протокола разногласий.

5. Протокол разногласий рассматривается стороной, которая его получила, не более 20 дней. За это время сторона должна провести мероприятия по урегулированию разногласий. Урегулирование разногласий и конфликтов, которые возникают при заключении хозяйственного договора, могут быть осуществлены компромиссным путем, то есть путем взаимных уступок.

Если сторонам, даже после проведения всех мероприятий по урегулированию расхождений, не удается достичь согласия по отдельным условиям договора, то сторона, которая получила протокол разногласий, имеет право передать на рассмотрение суда неурегулированные разногласия, но при обязательном согласии на это другой стороны (см. комментарий к ст. 187).

6. Закон обязывает стороны, которые достигли согласия по вопросам, которые содержатся в протоколе разногласий, оформить такое согласие в письменном виде.

7. Часть 7 комментируемой статьи содержит специальное правило, которое предусматривает особый порядок рассмотрения преддоговорных споров сторон по договорам, основанным на государственном заказе или заключение которых обязательно для сторон на основании закона, а также если сторона-исполнитель по договору признана монополистом на определенном рынке товаров (работ, услуг). Норма этой части направлена на защиту в процессе заключения хозяйственного договора интересов экономически более слабой стороны от возможных злоупотреблений монопольным (доминирующим) положением контрагентом (навязывание таких условий договора, которые ставят контрагентов в неравное положение, или дополнительных условий, которые не касаются предмета договора, включая навязывание товара, не нужного контрагенту, монопольное установление высоких или дискриминационных цен (тарифов) и т. п.).

Законом Украины «О поставках продукции для государственных нужд» от 22 декабря 1995 г. не регулируется порядок и сроки, в течение которых должна быть направлена оферта о заключении государственного контракта, а также не определен субъект, на которого возлагается обязанность предоставления проекта договора. В связи с этим Высший арбитражный суд Украины в письме «О Законе Украины «О поставках продукции для государственных нужд» от 12 марта 1996 г. разъяснил, что разработка и предоставление другой стороне проекта государственного контракта может осуществлять как государственный заказчик, так и исполнитель государственного заказа.

8. Согласно ст. 638 ГК Украины договор заключен, если стороны в надлежащей форме достигли согласия по всем существенным его условиям. Именно такой подход Высшего хозяйственного суда Украины изложен в п. 17 разъяснения № 02-5/1 И. На основании комментируемой статьи, когда стороны не достигли согласия по всем существенным условиям хозяйственного договора, такой договор считается не заключенным (не состоявшимся). Это означает, что договор не состоялся как юридический факт, что порождает определенные права и обязанности сторон.

Если одна из сторон осуществила фактические действия относительно выполнения договора (такие действия носят название конклюдентных), правовые последствия таких действий определяются ГК Украины. Если сторона уже передала определенное имущество другой стороне, то при квалификации хозяйственным судом такого договора не заключенным возможно представление иска относительно неосновательного обогащения, а в случае уничтожения или повреждения имущества — иска о возмещении причиненного ущерба.