Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий

Статья 179. Общие условия заключения договоров, порождающие хозяйственные обязательства

1.Имущественно-хозяйственные обязательства, возникающие между субъектами хозяйствования или между субъектами хозяйствования и нехозяйствуюшнми субъектами — юридическими лицами на основании хозяйственных договоров, являются хозяйственно-договорными обязательствами.

2.Кабинет Министров Украины, уполномоченные им органы исполнительней власти могут рекомендовать субъектам хозяйствования ориентировочные условиями хозяйственных договоров (примерные договоры), а в определенных законом случаях — утверждать типовые договоры.

3.Заключение хозяйственного договора обязательно для сторон, если он основа на государственном заказе, выполнение которого является обязанностью для субъекта хозяйствования в случаях, предусмотренных законом, или имеется прямое указание закона относительно обязательности заключения договора для определенных категорий субъектов хозяйствования либо органов государственной власти или органов местного самоуправления.

4.При заключении хозяйственных договоров стороны могут определять содержание договора на основе:

  • свободного волеизъявления, когда стороны имеют право согласовывать по своему усмотрению любые условия договора, не противоречащие законодательству;
  • примерного договора, рекомендованного органом управления субъектам хозяйствования для использования при заключении ими договоров, когда стороны имеют право по взаимному согласию изменять отдельные условия, предусмотренные примерным договором, или дополнять его содержание;
  • типового договора, утвержденного Кабинетом Министров Украины, либо в случаях, предусмотренных законом, другим органом государственной власти, когда стороны не могут отступать от содержания типового договора, но имеют право конкретизировать его условия;
  • договора присоединения, предложенного одной стороной для других возможных субъектов, когда эти субъекты при вступлении в договор не имеют права настаивать на изменении его содержания.

5.Содержание договора, заключаемого на основании государственного заказа, должно соответствовать этому заказу.

6.Субъекты хозяйствования, обеспечивающие потребителей, указанных в части первой настоящей статьи, электроэнергией, связью, услугами железнодорожного и иных видов транспорта, а в случаях, предусмотренных законом, также другие субъекты обязаны заключать договоры со всеми потребителями их продукции (услуг). Законодательством могут быть предусмотрены обязательные условия таких договоров.

7.Хозяйственные договоры заключаются по правилам, установленным Гражданским кодексом Украины с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом, иными нормативно-правовыми актами по отдельным видам договоров.

1. Договор — самое распространенное основание для возникновения хозяйственных обязательств. Именно поэтому договорам посвящена отдельная глава. Кодекса. Но не любой договор может быть основанием для возникновения хозяйственного обязательства. Речь идет о хозяйственных договорах, выделение которых обусловлено наличием большего количества нормативных ограничений, чем в гражданских договорах. Кроме того, правовое значение выделения предпринимательских договоров связано с особым (хозяйственным) порядком рассмотрения споров, связанных с их заключением, изменением, расторжением и нарушением, особым порядком налогообложения хозяйственной деятельности и т. п.

Цель выделения хозяйственных договоров — необходимость определения, анализа и систематизации ограничений свободного волеизъявления предпринимателей, которые, как уже было отмечено, жестче, чем для непредпринимателей. Так, для хозяйственных договоров характерно ограничение принципа свободы договора, поскольку этого требует соблюдение баланса общественных и частных интересов. Свобода договора включает свободу лица иметь свою волю на вступление в договорные отношения; свободу в самостоятельном выборе контрагента; свободу в выборе вида договора; свободу волеизъявления при формировании условий договора.

Хозяйственное законодательство содержит нормы, которые прямо предписывают субъекту обязательный порядок заключения договора с определенным контрагентом или на определенных условиях; заключение договора определенного типа может быть запрещено тем или иным субъектам и т.п. Таким образом, существуют исключения из принципа свободы договора в части недопустимости принуждения к заключению договора.

Примером обязательного заключения договора является публичный договор, основной договор, заключенный в выполнение предыдущего, договор с лицом, выигравшим торги, договор поставки или подряда для государственных нужд, банковского счета, при выполнении оборонного, мобилизационного заказа и т. п.

Таким образом, под хозяйственным договором понимается договоренность имущественного характера между субъектами хозяйствования или между субъектами хозяйствования и нехозяйствующими субъектами — юридическими лицами, которая устанавливает, изменяет или прекращает права и обязанности сторон при осуществлении хозяйственной деятельности.

Договор юридически закрепляет отношения между партнерами, придавая им характер обязательств, выполнение которых защищено законом; определяет порядок, способы и последовательность осуществления действий партнерами; предусматривает средства обеспечения обязательств.

2. В статье предоставляется право Кабинету Министров Украины, а также уполномоченным им органам исполнительной власти рекомендовать субъектам хозяйствования ориентировочные условия хозяйственных договоров — примерные договоры. Условия примерных хозяйственных договоров не обязательны для сторон договора, а лишь ориентируют субъектов хозяйствования на указание определенных положений в соответствующем договоре. Например, таковым является Примерный договор о перевозке грузов автомобильным транспортом в местном и междугородном сообщении, что является дополнением № 1 к Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденным приказом Министерства транспорта Украины от 14 октября 1997 г.

Ориентировочные условия договоров рассматриваются и подлежат применению как условия конкретного договора лишь в случае, если в соответствующем договоре предусмотрено, что отдельные его условия регулируются примерными договорами. В других случаях примерные условия имеют субсидиарное применение как нормы обычаев делового оборота.

Указанные органы в указанных законом в случаях могут утверждать также типовые договоры, которые являются разновидностью нормативных актов.

В отличие от примерных договоров, условия типовых договоров обязательны для субъектов хозяйствования, несоблюдение их влечет за собой недействительность договора. Например, приказом Фонда государственного имущества Украины «Об утверждении договоров аренды» от 23 августа 2000 г. № 1774 утвержден Типовой договор аренды целостного имущественного комплекса государственного предприятия (структурного подразделения предприятия) и т. п.; Постановлением Кабинета Министров Украины от 12 апреля 2000 г. утвержден Типовой концессионный договор.

Типовые договоры могут включать два вида условий, которые: 1) устанавливают права и обязанности сторон; 2) определяют другие условия, которые могут быть выдвинуты сторонами в договоре по их усмотрению. Типовые договоры могут иметь форму самостоятельного нормативного акта или выступать как дополнения к нормативным актам и воспроизводить отдельные их положения.

3. Примером ограничений свободы договора является предусмотренная в части 3 комментируемой статьи обязанность заключения хозяйственного договора, если он основывается на государственном заказе, при указанных в статье условиях. Порядок и условия формирования, размещения и выполнения на договорной (контрактной) основе заказов государства на поставку (закупку) товаров, выполнение работ, предоставление услуг для удовлетворения государственных нужд субъектами хозяйственной деятельности Украины всех форм собственности регулируется Законом Украины «О поставках продукции для государственных нужд» от 22 декабря 1995 г.

4. Содержание договора субъекты хозяйствования могут определять на основе свободного волеизъявления, что отвечает общим принципам ведения хозяйства, закрепленным в ст. 6 ХК Украины: свобода предпринимательской деятельности в пределах, определенных законом; свободное движение капиталов, товаров и услуг на территории Украины; ограничение незаконного вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в хозяйственные отношения.

Стороны могут определять содержание договора на основе примерного или типового договора, о чем шла речь выше. При этом нужно иметь в виду, что, заключая договор на основе типового договора, утвержденного соответствующим государственным органом в пределах его компетенции, стороны должны учитывать императивные правила, которые содержатся в таком договоре, а в предусмотренных случаях они могут дополнить типовой договор условиями, которые не будут противоречить его содержанию.

Стороны могут также определять свои права и обязанности по договору на основании договора присоединения. Поскольку условия классического договора согласовываются и определяются всеми участниками, законодательство устанавливает дополнительные гарантии прав стороны, которая присоединяется.

В соответствии с правилом части 1 ст. 634 ГК Украины договором присоединения является договор, условия которого установлены одной из сторон в формулярах или других стандартных формах и который может быть заключен лишь путем присоединения второй стороны к предложенному договору в целом. Вторая сторона не может предложить свои условия договора. Таким образом, исключительное преимущество принадлежит воле одной из сторон. И она проявляется в том, что эта сторона диктует свою волю не только отдельному субъекту, но и неопределенному кругу лиц. Но одновременно она связывает себя обязательствами относительно всех тех, кто присоединится к ней.

Условия договоров присоединения устанавливаются одной из сторон в формулярах или других стандартных формах (договоры перевозки, которые заключаются железной дорогой с клиентами, договоры проката, договоры бытового подряда). Чаще такие договоры применяются в отношениях с субъектами-монополистами в сфере продажи определенных товаров, выполнения работ или предоставления услуг, в том числе в сфере естественных монополий.

5. Особенности формулирования содержания хозяйственных договоров по государственным заказам детальнее определены в ст. 183 ХК Украины (см. комментарий к указанной статье).

6. Согласно части 1 ст. 633 ГК Украины публичным является договор, в котором одна сторона — предприниматель взяла на себя обязанность осуществлять продажу товаров, выполнение работ или предоставление услуг, каждому, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, медицинское, гостиничное, банковское обслуживание и т. п.). Таким образом, часть 6 комментируемой статьи предусматривает особенности заключения публичных договоров, поскольку упоминает субъектов хозяйствования, занимающихся названными в ст. 633 ГК Украины видами деятельности. Поскольку хозяйственные договоры являются основанием хозяйственных обязательств, то эти договоры относятся к публичным обязательствам, предусмотренным ст. 178 ХК Украины (см. комментарий к ст. 178).

К последствиям отнесения договора к публичным можно отнести:

— коммерческой организации запрещается отдавать преимущество одному лицу перед другими в сфере заключения публичного договора, кроме предусмотренных законом случаев;

— запрещено устанавливать неодинаковые цены для потребителей, кроме отдельных категорий граждан, указанных в нормативно-правовых актах;

— при неоправданном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора потребитель может принудить ее это сделать или требовать возмещения убытков в судебном порядке.

Субъект хозяйствования, заключающий публичный договор, не может отказать потребителю в заключении последнего при наличии возможности передать продукцию,

выполнить работу или оказать услугу.

7. Из формулировки части 7 комментируемой статьи можно сделать вывод: общие правила ГК Украины (в ст.ст. 638-650) относительно заключения договоров применяются в случае, когда настоящим Кодексом (ст.ст. 181-187 ГК Украины) не установлены особенности по заключению договора того или иного вида или когда специальными законами не предусмотрен специальный порядок заключения хозяйственного договора определенного вида. В последнем случае должна применяться норма такого закона. Так, заключение концессионного договора определяется в порядке, предусмотренном Законом Украины «О концессиях» от 16 июля 1999 г. и главой 40 настоящего Кодекса. А например, отношения, которые возникают из договора комиссии, подлежат регулированию ГК Украины (глава 69).