Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий

Статья 176. Организационно-хозяйственные обязательства

1.Организационно-хозяйственными признаются хозяйственные обязательства, возникающие в процессе управления хозяйственной деятельностью между субъектом хозяйствования и субъектом организационно-хозяйственных полномочий, в силу которых обязанная сторона должна осуществить в пользу другой стороны определенное управленческо-хозяйственное (организационное) действие или воздержаться от определенного действия, а управомоченная сторона имеет право требовать от обязанной стороны исполнения ее обязанности.

2.Организационно-хозяйственные обязательства могут возникать:

между субъектом хозяйствования и собственником, который является учредителем данного субъекта, или органом государственной власти, органом местного самоуправления, наделенным хозяйственной компетенцией относительно этого субъекта;

между субъектами хозяйствования, которые совместно организуют объединение предприятий либо хозяйственное общество, и органами управления этих объединений или обществ;

между субъектами хозяйствования, в случае если один из них является по отношению к другому дочерним предприятием;

в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законодательными актами или учредительными документами субъекта хозяйствования.

3.Организационно-хозяйственные обязательства субъектов могут возникать из договора и приобретать форму договора.

4.Субъекты хозяйствования имеют право совместно осуществлять хозяйственную деятельность для достижения общей цели, без образования единого субъекта хозяйствования, на условиях, определенных договором о совместной деятельности. В случае если участники договора о совместной деятельности поручают руководство совместной деятельностью одному из участников, на него может быть возложена обязанность ведения общих дел. Такой участник осуществляет организационно-управленческие полномочия на основании поручения, подписанного другими участниками.

1.Специфика организационно-хозяйственных обязательств заключается в том, что они возникают в процессе управления хозяйственной деятельностью, следовательно, один из субъектов обязательства — субъект организационно-хозяйственных полномочий наделен определенными властными полномочиями.

Управление хозяйственной деятельностью — это деятельность по организации хозяйственных связей, осуществляемая органами государственной власти, органами местного самоуправления, наделенными хозяйственной компетенцией, а также физическими лицами, общественными и другими организациями, которые являются учредителями субъектов хозяйствования или осуществляют относительно них организационно-хозяйственные полномочия.

Организационно-хозяйственные обязательства подразделяются на хозяйственно-управленческие и внутрихозяйственные.

Хозяйственно-управленческое обязательство характеризуется прежде всего субординированным (подчиненным) субъектным составом. Как правило, одним субъектом такого обязательства является предприниматель, а другим — орган управления (регулирования) хозяйственной деятельностью. Поэтому эти отношения вертикальны. В таком обязательстве элемент у правления, регулирования более весомый, значимый, чем имущественный. Оно не носит компенсирующего характера. Так, регистрационный сбор, оплачиваемый предпринимателем за государственную регистрацию, не цель этого обязательства, не составляет прибыли органа, который осуществляет регистрацию, а возмещает расходы на. держание такого органа как части государственного аппарата.

Возникают хозяйственно-управленческие обязательства, как правило, не в результате договора, вступление сторон в такие отношения обусловлено их компетенцией, а не правоспособностью, как в обязательствах хозяйственно-имущественных. Однако возникновение таких обязательств возможно и на основании договора. Например, при создании таких хозяйственных объединений, как ассоциации и союзы юридических лиц, их участники в соответствии с учредительным договором берут на себя обязательство платить определенные суммы на содержание управленческого аппарата объединения.

Внутрихозяйственные обязательства специфичны прежде всего в силу локальности сферы их действия. Они возникают в пределах организации, предприятия между соответствующими внутрихозяйственными субъектами: цехами, участками, отделами, филиалами, представительствами и т. п. В таком обязательстве управленческий элемент очень ощутим, он преобладает. Имущественный интерес подразделений присутствует, но имеет второстепенное значение. В этих обязательствах стороны принимают участие на основании внутрихозяйственной компетенции, поскольку правоспособностью они не наделены.

Внутрихозяйственные обязательства могут быть как вертикальными (например, когда хозяйствующий субъект ставит перед своим подразделением производственную задачу с указанием определенных показателей и одновременно обязывается обеспечить это подразделение всеми необходимыми ресурсами), так и горизонтальными (между подразделениями может заключаться внутрихозяйственный договор, однако обе стороны руководствуются не собственными интересами, а целью и задачами хозяйствующего субъекта).

Субъектами организационно-хозяйственных полномочий в организационно-хозяйственных обязательствах выступают, как правило, органы хозяйственного управления, которые подразделяются на органы общей компетенции и органы специальной хозяйственной компетенции. К органам общей компетенции принадлежат государственные органы законодательной и исполнительной власти и местного и регионального самоуправления. К ним принадлежат: Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, Верховная Рада и Совет Министров Автономной Республики Крым; областные и районные советы и государственные администрации; органы местного самоуправления — сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные комитеты. Осуществляя возложенные на них функции организации хозяйствования, органы общей компетенции, как правило, • непосредственные хозяйственные отношения с субъектами хозяйствования основного звена не вступают, а действуют через свои структурные подразделения, которые занимаются управлением экономикой, — органы специальной хозяйственной компетенции.

Субъектом организационно-хозяйственных полномочий может выступать также собственник субъекта хозяйствования, который является учредителем этого субъекта, или любое другое лицо (группа лиц), владеющее определенными полномочиями по управлению хозяйственной деятельностью субъекта хозяйствования.

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет перечень организационно-хозяйственных обязательств с точки зрения субъектного состава. Например, орган управления, реализуя свою хозяйственную компетенцию, вступает в обязательственные правоотношения с субъектом хозяйствования, поскольку таким путем он может стимулировать активную, инициативную деятельность субъекта хозяйствования, помогая выполнить те или иные задания, возложенные на соответствующий орган управления.

Организационно-хозяйственные обязательства могут возникать между другими субъектами хозяйствования, перечисленными в комментируемой статье. Этот перечень не является исчерпывающим.

3. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает возможность возникновения организационно-хозяйственных обязательств из договора. Так, согласно ст. 26 Закона Украины «О хозяйственных обществах» от 19 сентября 1991 г. учредители акционерного общества заключают между собой договор, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию акционерного общества. Согласно Закону Украины «О концессиях» от 16 июля 1999 г. и главы 40 настоящего Кодекса заключаются концессионные договоры.

4.Организационно-хозяйственные обязательства между участниками совместной деятельности и одним из участников, на которого возлагается обязанность ведения совместных дел, возникает из юридического состава — договора о совместной деятельности и поручения. Такой участник осуществляет организационно-управленческие полномочия на основании поручения, подписанного другими участниками. Совместная деятельность также регулируется главой 77 ГК Украины, Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28 декабря 1994 г. Кроме того, следует принимать во внимание разъяснение Президиума Высшего арбитражного суда Украины «О некоторых вопросах практики решения споров, связанных с заключением и выполнением договоров о совместной деятельности» от 28 апреля 1995 г. № 02-5/302.