Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий
Статья 160. Правомочия по использованию географического указания
1.Право на использование географического указания имеют лишь субъекты хозяйствования, производящие товары (оказывающие услуги), по которым осуществлена государственная регистрация соответствующего географического указания.
2.Использованием географического указания субъектом хозяйствования считается: применение его на товарах, для которых зарегистрировано это географическое указание, а также на упаковке; применение в рекламе, проспектах, счетах, печатных изданиях, официальных бланках, вывесках и т. п.
3.Субъекты хозяйствования, осуществляющие посредническую деятельность, могут использовать свою торговую марку наряду с географическим указанием товара производителя не иначе как на основании договора.
4.Условия предоставления правовой охраны географического указания определяются законом.
1. Правовое регулирование отношений, связанных с географическим указанием, осуществляется в соответствии с ГК и ХК Украины, законами Украины «Об охране прав на указание происхождения товаров», «О защите от недобросовестной конкуренции», «Об охране прав на знаки для товаров и услуг», «О защите прав потребителей», «О рекламе» другими нормативно-правовыми актами.
На сегодня этот объект права интеллектуальной собственности не получил единого понятия и определения, В различных нормативно-правовых актах употребляются различные термины: «географическое указание», «указание о происхождении товара», наименование места происхождения» и т. п. Достаточно спорный вопрос, все ли эти термины обозначают отдельные объекты интеллектуальной собственности или лишь виды одного и того же объекта.
Хозяйственная деятельность человека связана с использованием разнообразных обозначений, что позволяют отличать как субъектов этой деятельности, так и ее результаты. К таким обозначениям принадлежат и географические указания.
Географическое указание — это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или преимущественно определяют характерные для определенного географического объекта естественные условия, человеческий фактор или то и другое одновременно.
Исходя из содержания ст. 22 Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС), принятого Всемирной торговой организацией (ВТО) в 1994 г., под географическим указанием следует понимать определение, которое указывает на происхождение товара с территории определенного государства или региона или местности на этой территории, когда качество, репутация или какая-то иная характеристика товара обусловлены этим географическим указанием.
В соответствии с положениями Закона Украины «Об охране прав на указание происхождения товаров» правовая охрана предоставляется квалифицированному указанию происхождения товаров, которое охватывает: название места происхождения и географическое указание происхождения товара. Исходя из содержания ст. 1 Закона «Об охране прав на указание происхождения товаров», термин «географическое указание происхождения товара» совпадает с понятием «географическое указание».
Возникновение прав на географическое указание связано с его регистрацией, если другое не предусмотрено законом. В части 1 ст. 14 Закона Украины «Об охране прав на указание происхождения товара» речь идет о «регистрации квалифицированного указания происхождения товара и/или права на использование зарегистрированного квалифицированного указания происхождения товаров». Следовательно, регистрация географического указания и регистрация права на зарегистрированное географическое указание не совпадают. Кроме этого, настоящий Закон устанавливает различные механизмы возникновения прав на простое и квалифицированное указания происхождения товара, необходимость регистрации предусмотрена лишь для квалифицированного указания происхождения товара. Право на регистрацию квалифицированного указания происхождения товара имеют: лицо или группа лиц, которые в заявленном географическом месте производят товар, особые свойства, определенные качества, репутация или другие характеристики которого связаны с этим географическим местом; ассоциации потребителей; учреждения, которые имеют непосредственное отношение к производству или изучению соответствующих продуктов, изделий, технических процессов или географических мест.
Правовая охрана простого указания товара осуществляется без регистрации и предоставляется на основании его использования. Объем предоставленной правовой охраны для географических указаний определяется: границами географического происхождения товара (услуги), зафиксированными государственной регистрацией, и характеристиками товара (услуги).
2,3. Субъектами права на географическое указание являются: производители товаров, особые свойства, определенные качества, репутация или другие характеристики которых связаны с определенным географическим местом; учреждения, которые непосредственно связаны с выработкой или изучением соответствующих продуктов, изделий. технологических процессов или географических мест, ассоциации потребителей и др.
Следовательно, право на использование географического указания принадлежит всем
субъектам хозяйствования, которые на определенной государственной регистрацией
территории производят товары, относительно которых была осуществлена регистрация.
Для большей эффективности правовой защиты прав на географическое указание
субъекты ведения хозяйства могут проставлять, кроме собственно географического указания товара, предупредительную маркировку, которая будет указывать на то, что это географическое указание было зарегистрировано соответствующим путем. Географическое указание, кроме того, является одним из средств идентификации товаров (услуг), указывая на географическое происхождение на товарах, упаковке, используется в рекламных целях, проспектах, печатных изданиях, официальных бланках, счетах и т. п.
Представленный в части 2 комментируемой статьи перечень объектов, относительно которых применение географического указания признается фактом использования географического указания, не дает исчерпывающего перечня действий субъекта хозяйствования относительно такого использования. Под использованием географического указания имеются в виду определенные действия по хозяйственному обороту товаров с применением в них географических указаний также и ради последующей продажи, экспорта, импорта этих товаров.
Когда есть несколько пользователей географического указания и возникает желание зарегистрировать его как элемент торговой марки, его можно зарегистрировать как коллективную торговую марку или сертификационный знак. Это предоставляет равные права всем производителям и обеспечивает унифицированные требования к качеству товара.
Использование географического указания не препятствует обозначению продукции определенного производителя торговой маркой. Эти два вида маркировки могут сопровождать один и тот же товар, предоставляя потребителю необходимую информацию о нем. Рядом с географическим указанием товаров производителя можно использовать торговую марку субъекта хозяйствования, который занимается посреднической деятельностью. Однако применять такую торговую марку он может лишь на основании договора, заключенного соответствующим образом с производителем.
4. Условия предоставления правовой охраны географическому указанию определены в ГК Украины, Законе Украины «Об охране прав на указание происхождения товаров». Правовую охрану предоставляют географическому указанию, которое определяет конкретное географическое место, откуда происходит товар и на которое не распространяются установленные законом основания для отказа в предоставлении правовой охраны. Правовую охрану предоставляют географическому указанию, относительно которого выполнены такие условия: а) оно является названием географического места, откуда происходит товар; б) его употребляют как название товара или составную часть названия; в) в указанном в названии географическом месте имеются характерные условия и/или человеческий фактор, которые придают товару определенные качества или другие характеристики; г) отмечаемый этим названием товар имеет определенные качества, репутацию или другие характеристики, в основном обусловленные характерными для географического места естественными условиями и/или человеческим фактором; д) основную составляющую отмечаемого этим названием товара производят или перерабатывают в пределах указанной географической местности.