Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий
Статья 148. Особенности правового режима использования природных ресурсов в сфере хозяйствования
1. В соответствии с Конституцией Украины земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и иные природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности Украинского народа. От имени народа права собственника осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах, определенных Конституцией Украины.
2.Каждый гражданин имеет право пользоваться природными объектами права собственности Украинского народа в соответствии с законом.
3.Земля является основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства. Право собственности на землю гарантируется. Это право приобретается и реализуется гражданами, юридическими лицами и государством в соответствии с Земельным кодексом Украины и другими законами.
4.Правовой режим использования отдельных видов природных ресурсов (земли, вод, лесов, недр, атмосферного воздуха, животного мира) устанавливается законами.
5.Природные ресурсы могут предоставляться субъектам хозяйствования для использования или приобретаться ими в собственность лишь в случаях и порядке, предусмотренных законом.
1. Часть 1 комментируемой статьи содержит такие же положения, что и часть 1 ст. 13 Конституции Украины, где перечисляются объекты природного происхождения, которые являются объектами права собственности украинского народа. Кроме перечисленных объектов природного происхождения, собственностью украинского народа являются и другие природные ресурсы и объекты: леса, животный и растительный мир, природно-заповедный фонд, природные лечебные ресурсы и т. п. Конституция Украины предоставила органам государственной власти и органам местного самоуправления полномочия относительно осуществления права собственника природных ресурсов от имени украинского народа. Границы полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению права владельца определены Конституцией Украины.
2. Право каждого на пользование природными объектами, которые находятся в собственности украинского народа, закреплено в части 2 ст. 13 Конституции Украины.
3. Статья 14 Конституции Украины определяет землю как основное национальное богатство, находящееся под особой охраной государства. Земля является объектом природного происхождения и природным ресурсом, находится в органическом взаимодействии со всеми компонентами окружающей природной среды (атмосферным воздухом, водами, растительным и животным миром, недрами и т. п.), влияет на их состояние и сама испытывает такое влияние. Земля существует без всякого содействия со стороны человека как общее условие и предмет человеческого труда. Земля имеет такие свойства, как ограниченность, недвижимость, незаменимость, невоспроизводимость, неисчерпаемость, ее нельзя уничтожить и употребить. Любые средства производства в процессе использования изнашиваются, уменьшают свои полезные свойства, выходят из хозяйственного оборота, и только естественная производительная сила земли увеличивается при рациональном использовании. В результате этого земля представляет собой вечное средство производства. Она — единственное место пребывания человеческого общества и пространственно-территориальный базис для размещения производительных сил. Благодаря плодородному грунтовому слою, земля является основным средством производства в сельском и лесном хозяйствах. Такая ценность и специфика земли и объясняет концентрацию вокруг нее различных интересов субъектов хозяйственной деятельности.
Право собственности на землю гарантируется ст. 14 Конституции Украины и может приобретаться и реализовываться гражданами, юридическими лицами и государством в соответствии с Земельным кодексом Украины и другими законами. Право собственности на землю в соответствии со ст. 78 Земельного кодекса — это право владения, пользования и распоряжения земельными участками. Земля в Украине может находиться в частной, коммунальной и государственной собственности. Субъектами права собственности на землю согласно ст. 80 Земельного кодекса Украины являются: граждане и юридические лица — на земли частной собственности; территориальные громады, которые реализуют это право непосредственно или через органы местного самоуправления, — на земли коммунальной собственности; государство, которое приобретает и реализует это право через Кабинет Министров Украины, Совет Министров Автономной Республики Крым, областные, Киевскую и Севастопольскую городские, районные государственные администрации, — на земли государственной собственности. Эти субъекты приобретают землю в собственность для использования ее в хозяйственных целях.
4. Для каждого природного ресурса законодательством установлен особый правовой режим его использования и охраны. Под понятием «режим» (франц. ге§1те, от лат. ге§1теп — управление) понимается совокупность правил, мероприятий, норм для достижения какой-либо цели. Под правовым режимом понимаются установленные законодательством порядок, допустимые пределы и способы использования объекта и распоряжения им. Основные элементы понятия «правовой режим» применительно к земле и другим природным ресурсам: право собственности, другие права, управление использованием и охраной, правовая охрана и меры ответственности за нарушение норм природно-ресурсного законодательства.
Согласно ст. 19 Земельного кодекса Украины земли Украины по основному целевому назначению подразделяют на девять категорий. Каждая из них имеет особый правовой режим. Определение основных целей, для которых могут использоваться земли, является той базой, на которой устанавливаются основные положения правового режима соответствующей категории земель. Так, принято выделять общий, особый и специальный правовые режимы земель сельскохозяйственного назначения. Средством уточнения и детализации правового режима отдельной категории земель служат территориальное зонирование, предусмотренное градостроительным законодательством, и функциональное зонирование на природных территориях, которые охраняются особо. Неотъемлемым элементом правового режима земель отдельных категорий является ограничение прав субъектов, которые используют земельные участки, путем установления зон с особыми условиями использования (охранных, санитарных, санитарно-защитных, особого режима использования и т. п.).
Ст. 14 Закона Украины «О природно-заповедном фонде Украины» от 16 июня 1992 г. определяет правовой режим территорий и объектов природно-заповедного фонда как совокупность научно обоснованных экологических требований, норм и правил, которые определяют правовой статус, назначение этих территорий и объектов, характер допустимой деятельности на них, порядок охраны, использования и воспроизводства их природных комплексов.
Правовой режим использования и охраны лесов и лесных ресурсов зависит от целевого функционального назначения лесов, а также от их категории и определяется Лесным кодексом Украины в редакции Закона от 8 февраля 2006 г., недр — Кодексом Украины о недрах от 27 июля 1994 г., водных ресурсов — Водным кодексом Украины от 6 июня 1995 г., природных растительных ресурсов — Законом Украины «О растительном мире» от 9 апреля 1999 г., животного мира — Законом Украины «О животном мире» от 13 декабря 2001 г. и т. п.
5. В соответствии со ст. 116 Земельного кодекса Украины граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной и коммунальной собственности путем их передачи по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан осуществляется в случае: приватизации земельных участков, которые находятся в пользовании граждан; получения земельных участков в результате приватизации государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций; получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации. Граждане приобретают право собственности на земельные участки на основаниях, указанных в ст. 81 Земельного кодекса Украины, а юридические лица — на основаниях, указанных в ст. 82 Земельного кодекса. Порядок предоставления в постоянное пользование земельных участков юридическим лицам указан ст. 123 Земельного кодекса Украины. Порядок передачи земельных участков в аренду определен ст. 124 Земельного кодекса Украины.
Статья 6 Водного кодекса Украины закрепляет, что воды (водные объекты) являются исключительной собственностью народа Украины и предоставляются только в пользование. Однако ст. 59 Земельного кодекса предусматривает, что гражданам и юридическим лицам могут бесплатно передаваться в собственность замкнутые природные водоемы (общей площадью до 3 га). Водные объекты (их части) местного значения и озера, которые находятся в бассейнах вод общегосударственного значения, согласно ст. 51 Водного кодекса Украины, могут предоставляться водопользователям в пользование на условиях аренды лишь для четко определенных нужд: рыборазведение, производство сельскохозяйственной и промышленной продукции, лечебных и оздоровительных целей. В то же время часть 4 ст. 59 Земельного кодекса Украины предусматривает использование водоемов гражданами и юридическими лицами на условиях аренды для определенных целей независимо от значения и правового режима водного объекта.
Недра, согласно ст. 4 Кодекса Украины о недрах, являются исключительной собственностью народа Украины и предоставляются только в пользование предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам согласно ст. 19 Кодекса Украины о недрах при наличии у них специальных разрешений на использование участков недр.