Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий

Статья 146. Приватизация государственных и коммунальных предприятий

1.Имущество единого целостного имущественного комплекса государственного (коммунального) предприятия или его отдельных подразделений, которые являются едиными (целостными) имущественными комплексами и выделяются в самостоятельные предприятия, а также объекты незавершенного строительства и акции (доли, паи), принадлежащие государству в имуществе других субъектов хозяйствования, могут быть отчуждены в пользу граждан или негосударственных юридических лиц и приватизированы этими лицами в соответствии с законом.

2.Приватизация государственных (коммунальных) предприятий осуществляется не иначе как во исполнение государственной программы приватизации, которая определяет цели, приоритеты и условия приватизации, и в порядке, установленном законом.

3.Приватизация государственных (коммунальных) предприятий либо их имущества осуществляется путем:

купли-продажи объектов приватизации на аукционе, по конкурсу, иными способами, которые предусматривают конкуренцию покупателей;

выкупа целостного имущественного комплекса государственного (коммунального) предприятия, сданного в аренду, в случаях и порядке, предусмотренных законом;

выкупа имущества государственного (коммунального) предприятия в других случаях, предусмотренных законом.

4.Каждый гражданин Украины имеет право на приобретение государственного имущества в процессе приватизации в порядке, установленном законом.

5.Общие условия и порядок осуществления приватизации государственных (коммунальных) предприятий или их имущества определяются законом.

6.В отдельных отраслях народного хозяйства законом могут быть определены особенности приватизации имущества государственных предприятий.

7.В процессе приватизации государственного (коммунального) предприятия права работников приватизируемого предприятия гарантируются законом.

1. Приватизация государственного имущества — это отчуждение имущества, находящегося в государственной собственности, и имущества, принадлежащего Автономной Республике Крым, в интересах физических и юридических лиц, которые могут быть покупателями в соответствии с Законом Украины «О приватизации государственного имущества» от 4 марта 1992 г., с целью повышения социально-экономической эффективности производства и привлечения средств для структурной перестройки экономики Украины (ст. 1 Закона Украины «О приватизации государственного имущества»).

Процесс приватизации, который в Украине официально начался 1 декабря 1992 г., — сложное и противоречивое явление. Существует большое количество точек зрения относительно целей, форм, сроков приватизации, степени готовности к ней Украины.

Необходимость процесса разгосударствления и приватизации почти ни у кого не вызывает сомнений и объясняется, прежде всего, критическим положением экономики и общества в целом. Во-вторых, происходит неминуемый переход к рыночной экономике, в-третьих, в сознании людей с каждым годом закрепляется осознание того, что своя собственность — это основа свободы личности.

Приватизация представляет собой главную составную часть экономической реформы, ее стратегию и тактику. Этому процессу присущи свойства, связанные с кардинальными изменениями социальных структур, изменениями общественно-экономического строя.

В узком понимании, с точки зрения эпистемологии, это процесс перехода любой формы собственности (государственной, коллективной и т. п.) в частную. В широком смысле это понятие на практике, в литературе, в официальных документах рассматривается как форма разгосударствления, превращения (трансформации) государственной собственности в другие формы собственности.

В таком движении под разгосударствлением понимается общий процесс перехода от тоталитарной государственной экономики к экономике смешанной, плюралистической. 3 любом случае это освобождение государства от функции прямого непосредственного хозяйственного управления производством.

Наряду с другими целями выступает и вполне прагматичная, которая заключается! том, чтобы за счет продажи государственных предприятий получить средства, которые можно было бы частично закрыть пробелы в Государственном бюджете. Главным содержанием приватизации должны стать именно инвестиционные процессы, которые мс привести к структурным изменениям. Социальные аспекты при этом выступают в ] стимулов или ограничений, которые амортизируют экспансию частного капитала.

Отсутствие в законодательстве Украины детального регламентирования института права хозяйственного ведения, в частности, отсутствие правовых норм, которые бы ко определяли, что государственное имущество, закрепленное за государственными предприятиями на праве хозяйственного ведения, может быть взыскано исключите за долги таких государственных предприятий и не может быть взыскано за долги л к других субъектов, в том числе любых государственных органов и государства в целом Некоторые иностранные субъекты предпринимательской деятельности пытаются пользовать эту ситуацию для того, чтобы взыскать за границей имущество украинских государственных предприятий за долги определенных государственных органов. Логика, которой руководствуются такие иностранные субъекты предпринимательской деятельности, заключается в следующем: долг государственного органа является автоматически долгом Украины как государства и, таким образом, государственное имущества закрепленное за государственными предприятиями, подлежит взысканию за такой долг Именно такой логикой руководствовалась кипрская компания «ТМР Энерджи Лимитен которой Фонд государственного имущества Украины по решению Арбитражного института Торговой палаты г. Стокгольма должен свыше 40 млн долларов США и по указанию которого Высокий шериф провинций Ньюфаундленд и Лабрадор (Канада) арестовал самолет Ан-124-100 «Руслан», принадлежащий АНТК им. А. К. Антонова.

Часть 1 комментируемой статьи приводит перечень объектов государственной (коммунальной) собственности, которые могут быть приватизированы.

Так, приватизации подлежат: имущество единого целостного имущественного комплексами государственного (коммунального) предприятия или его отдельных подразделений, которые являются едиными (целостными) имущественными комплексами и выделяются в самостоятельные предприятия, а также объекты незавершенного строительства и акции (доли, паи), которые принадлежат государству в имуществе других субъектов хозяйствования, могут быть отчуждены в интересах граждан или негосударственные юридических лиц и приватизированы этими лицами в соответствии с законом.

2. Частью 2 комментируемой статьи определено, что приватизация государственных (коммунальных) предприятий осуществляется не иначе как во исполнение государственной программы приватизации, определяющей цели, приоритеты и условия приватизации, в порядке, установленном законом.

3. Часть 3 указывает способы приватизации государственных (коммунальных) предприятий, к которым принадлежат:

купля-продажа объектов приватизации на аукционе, по конкурсу, другими способами, которые предусматривают конкуренцию покупателей;

выкуп целостного имущественного комплекса государственного (коммунального) предприятия, сданного в аренду, в случаях и порядке, предусмотренных законом;

выкуп имущества государственного (коммунального) предприятия в других случаях, предусмотренных законом.

4. В соответствии с частью 4 комментируемой статьи граждане Украины являются субъектами приватизации. Так, отмечается, что каждый гражданин Украины имеет право на приобретение государственного имущества в процессе приватизации в поря установленном законом.

5. Общие условия и порядок осуществления приватизации государственных (коммунальных) предприятий или их имущества определяются законами, к которым принадлежат

в частности, законы Украины «О приватизации государственного имущества» от 4 мартам

1992 г. (в редакции от 19 января 2006 г.), «О приватизации малых государственных предприятий (малая приватизация)» от 6 марта 1992 г. (в редакции от 15 декабря 2005 г.) и др.

6. В отдельных отраслях народного хозяйства законом могут быть определены особенности приватизации имущества государственных предприятий. Так, например, Закон Украины «Об особенностях приватизации объектов незавершенного строительства» от 14 сентября 2000 г. определяет особенности приватизации этих объектов.

7. В процессе приватизации государственного (коммунального) предприятия права работников приватизируемого предприятия гарантируются законом.