Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий

Статья 91. Прекращение деятельности хозяйственного общества

1.Прекращение деятельности хозяйственного общества происходит путем его ликвидации или реорганизации в соответствии со статьей 59 настоящего Кодекса.

2.Ликвидация хозяйственного общества производится ликвидационной комиссией, назначенной его высшим органом, а при прекращении деятельности общества по решению суда — ликвидационной комиссией, сформированной в соответствии с решением суда.

3.Со дня образования ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами хозяйственного общества. Ликвидационная комиссия в трехдневный срок с момента ее образования публикует информацию о ликвидации хозяйственного общества и осуществляет другие действия в соответствии с требованиями статей 58-61 настоящего Кодекса и других законов.

4.Расчеты с кредиторами при ликвидации хозяйственного общества осуществляются в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса с учетом следующих особенностей:

средства, принадлежащие хозяйственному обществу, в том числе от продажи его имущества при ликвидации, после расчетов по оплате труда лиц, которые работают на условиях найма, выполнения обязательств перед бюджетом, банками, владельцами облигаций, выпущенных обществом, и другими кредиторами распределяются между участниками общества в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом, законом о хозяйственных обществах и учредительными документами общества, в шестимесячный срок после опубликования информации о его ликвидации;

имущество, переданное обществу его учредителями или участниками в пользование, возвращается в натуральной форме без вознаграждения. В случае возникновения споров по выплате задолженности общества его средства не подлежат распределению между участниками общества до разрешения этого спора или до получения кредиторами соответствующих гарантий погашения задолженности.

5.Ликвидация хозяйственного общества считается завершенной, а общество прекратившим свою деятельность, со дня внесения записи о его ликвидации в государственный реестр.

1. Анализ законодательства стран ЕС и СНГ свидетельствует, что в каждой стране существуют свои требования к ведению и прекращению предпринимательской деятельности. Практический и теоретический опыт позволяет утверждать, что прекращение деятельности хозяйственных обществ бывает добровольным и принудительным. Первый вариант возможен в случае принятия соответствующего решения самим юридическим лицом, то есть участниками или органом юридического лица, имеющим такие полномочия. Принудительная ликвидация происходит по решению суда.

Организационный процесс ликвидации хозяйственного общества предусматривает определенную последовательность действий, а специальные правила и различные исключения для этой процедуры описаны в целом ряде законов и подзаконных актов, какие мы коротко охарактеризуем.

Принимать решение о ликвидации хозяйственного общества могут лишь лица или органы, которые имеют соответствующие полномочия.

Так, согласно ст. 19 Закона Украины «О хозяйственных обществах» прекращение деятельности общества происходит путем его реорганизации (слияния, присоединения, деления, отделения, преобразования) или ликвидации с соблюдением требований законодательства о защите экономической конкуренции. Реорганизация общества происходит по решению высшего органа общества. Реорганизация общества, злоупотребляющего своим монопольным положением на рынке, может осуществляться также путем его принудительного деления в порядке, предусмотренном действующим законодательством. При реорганизации общества вся совокупность прав и обязанностей общества переходит к его правопреемникам. Общество ликвидируется: а) по окончании срока, на который оно создавалось, или после достижения цели, поставленной при его создании; б) по решению высшего органа общества; в) на основании решения суда по представлению органов, контролирующих деятельность общества, в случае систематического или грубого нарушения им законодательства; на основании решения хозяйственного суда в порядке, установленном Законом Украины «О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом»; г) на других основаниях, предусмотренных учредительными документами.

2,3. В случае, если собственников несколько, решение о ликвидации предприятия принимается на заседании учредителей и оформляется протоколом.

Решение о ликвидации акционерного общества принимает высший орган АО — собрание участников (ст. 41 Закона Украины «О хозяйственных обществах» от 19 августа 1991 г. №1576-ХIII). Общее собрание признается правомочным, если в нем принимают участие акционеры, которые имеют, согласно уставу общества, больше чем 60 % голосов. Решение общего собрания акционеров о прекращении деятельности АО принимает большинство в три четверти голосов акционеров, принимающих участие в собрании.

Решение о ликвидации ООО принимает его высший орган — собрание участников (ст. 59 Закона Украины «О хозяйственных обществах») простым большинством голосов. Участники имеют количество голосов, пропорциональное размеру их долей в уставном фонде. Собрание участников при решении вопроса о ликвидации считается полномочным, если на нем присутствовали участники (представители участников), которые владеют совместно более чем 60 % голосов.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 37 Закона Украины «О собственности», в случае принятия государственным органом, уполномоченным управлять государственным имуществом, решения о ликвидации государственного предприятия трудовой коллектив имеет право требовать передачи предприятия в аренду или преобразования его в другое предприятие, основанное на коллективной собственности.

Собрание собственников или уполномоченный ими орган определяет состав ликвидационной комиссии, которая со дня назначения будет осуществлять ликвидационные процедуры и руководить делами предприятия до его закрытия (ст.ст. 20, 41 и 59 Закона Украины «О хозяйственных обществах»).

Статья 20 Закона Украины «О хозяйственных обществах» отмечает, что сообщение о ликвидации предприятия (хозяйственного общества) ликвидационная комиссия должна опубликовать в трехдневный срок с момента ее назначения в одном из официальных (республиканском или местном) печатном органе с указанием срока подачи кредиторами заявлений со своими претензиями.

Согласно п. 12 Порядка предоставления финансовой отчетности, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 28 февраля 2000 г. № 419, инвентаризация имущества в случае ликвидации предприятия обязательна. Сам порядок проведения инвентаризации определен в Инструкции по инвентаризации основных средств, невещественных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 11 августа 1994 г. № 69, которая также указывает на обязательную инвентаризацию в случае ликвидации предприятия. Для оценки имущества комиссия может, воспользоваться услугами субъекта оценочной деятельности, который осуществит независимую оценку в соответствии с требованиями Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных правах и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12 июля 2001 г.

Выход из состава учредителей других предприятий осуществляется в порядке, предусмотренном уставными документами таких предприятий, а также законодательством, регулирующим деятельность предприятия. При закрытии филиалов, которые состоят на налоговом учете, необходимо выполнить аналогичные процедуры, как и при ликвидации общества. Непогашенные налоговые обязательства филиала платит юридическое лицо, которому он принадлежит.

Денежные средства, которые принадлежат обществу, включая выручку от распродажи его имущества при ликвидации, после расчетов по оплате труда лиц, которые работают на условиях найма, и выполнения обязательств перед бюджетом, банками, собственниками облигаций, выпущенных обществом, и другими кредиторами, распределяются между участниками общества в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Законом и учредительными документами, в шестимесячный срок после опубликования информации о его ликвидации. Имущество, переданное обществу участниками в пользование, возвращается в натуральной форме без вознаграждения. В случае возникновения споров относительно выплаты задолженности общества его денежные средства не подлежат распределению между участниками до решения этого спора или до получения кредиторами соответствующих гарантий.

Обязанностью ликвидационной комиссии является составление ликвидационного баланса, который она предоставляет владельцу или органу, назначившему ликвидационную комиссию. В отдельных случаях требуют подтверждения достоверности и полноты ликвидационного баланса аудитором (аудиторской фирмой). Исключением из этого правила являются организации, которые полностью содержатся за счет бюджета и не занимаются предпринимательской деятельностью, а также, как отмечено в ст. 20 Закона Украины «О хозяйственных обществах», те общества, в которых годовой хозяйственный оборот составляет менее 250 необлагаемых минимумов доходов граждан (на сегодня — 4250 грн).

После полного расчета с бюджетом и внебюджетными фондами общество закрывает свои банковские счета и возвращает свои чековые книжки. Согласно с п. 4.18 Инструкции № 80 плательщик налога обязан на протяжении трех дней со дня закрытия счета лично предоставить или переслать почтой органу государственной налоговой службы, в котором он состоит на учете, сообщение о закрытии счетов в банках.

4. Ликвидация общества считается завершенной, а общество — прекратившим свою деятельность с момента внесения записи об этом в государственный реестр.

Снятие с учета налогоплательщика в органах государственной налоговой службы происходит при наличии сообщения банка о закрытии счетов плательщика. После завершения процедуры снятия с учета налоговый орган составляет справку (ф. № 12-ОПП), которую посылает в органы государственной регистрации.

Передаче в государственный архив подлежат документы сроком хранения более чем 10 лет, к которым, как правило, принадлежат приказы руководства по личному составу предприятия, текущие счета или расчетно-платежные сведения.

5. В случае ликвидации общества его руководитель обязан сдать печати и штампы органам внутренних дел для уничтожения. Такую процедуру регламентирует п. 3.4.2 Инструкции о порядке выдачи министерствам и другим центральным органам исполнительной власти, предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным объединениям и гражданам разрешений на право открытия и функционирования штемпельно-гравюрных мастерских, изготовления печатей и штампов, а также порядок выдачи разрешений на оформление заказов на изготовление печатей и штампов, утвержденный приказом МВД от 11 января 1999 г. № 17.

Заключительными этапами в процессе ликвидации общества являются составление акта ликвидационной комиссии, в котором в произвольной форме поэтапно описываются все процедуры, которые проводила ликвидационная комиссия, и представление документов в орган государственной регистрации для исключения СПД из государственного реестра.