Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий

Статья 89. Управление хозяйственным обществом

1.Управление деятельностью хозяйственного общества осуществляют его органы и должностные лица, состав и порядок избрания (назначения) которых определяется в зависимости от вида общества, а в определенных законом случаях — участники общества.

2.Должностными лицами общества признаются председатель и члены исполнительного органа, председатель ревизионной комиссии (ревизор), а при создании совета общества (наблюдательного совета) — председатель и члены этого совета. Ограничения по совмещению одним лицом указанных должностей устанавливаются законом.

3. Должностными лицами хозяйственного общества не могут быть лица, служебная или иная деятельность которых признана Конституцией Украины и законом несовместимой с пребыванием на этих должностях, а также лица, которым пребывание на соответствующих должностях запрещено решением суда.

4. Должностные лица отвечают за ущерб, причиненный ими хозяйственному обществу, в пределах и порядке, предусмотренных законом и учредительными документами общества.

5. Хозяйственное общество, в уставном фонде которого более 50 процентов акций (долей, паев) принадлежит государству, обязано на каждый последующий год составлять и исполнять годовой финансовый план в соответствии со статьей 75 настоящего кодекса.

В ред. 25.03.2005г.

1. Будучи субъектом права собственности, хозяйственные общества осуществляют свои полномочия собственности, пользования и распоряжения принадлежащим им имуществом через органы управления в порядке, предусмотренном законом и уставными документами.

2. В соответствии со ст. 23 Закона Украины «О хозяйственных обществах» определенный круг лиц являются должностными лицами органов управления. Должностными могут признаваться также другие лица, которые не входят в состав органов управления.

3. Закон Украины «О хозяйственных обществах» устанавливает широкий круг лиц, которые не могут быть должностными лицами органов управления обществом:

— народные депутаты Украины;

— члены Кабинета Министров;

—руководители центральных и других органов исполнительной власти;

— военнослужащие;

—должностные лица органов прокуратуры, суда, государственной безопасности, внутренних дел, государственного нотариата;

—должностные лица органов государственной власти, кроме случаев, когда государственные служащие осуществляют функции управления акциями, которые принадлежат государству, и представляют интересы государства в совете общества или ревизионной комиссии общества;

—лица, которым суд запретил заниматься определенной деятельностью, не могут быть должностными лицами тех обществ, которые осуществляют этот вид деятельности;

—лица, которые имеют непогашенную судимость за кражи, взяточничество и другие корыстные преступления, не могут занимать в обществах руководящие должности и должности, связанные с материальной ответственностью.

4,5. Актуальным в сфере защиты прав всех акционеров общества, независимо от принадлежащей им доли в уставном фонде ОАО, является вопрос ответственности должностных лиц органов управления общества (в соответствии со ст. 23 Закона Украины «О хозяйственных обществах»): председателя и членов исполнительного органа, главы ревизионной комиссии, а в обществах, где создан совет общества (наблюдательный совет), — председателя и членов совета общества (наблюдательного совета) за нарушение прав акционеров. Конституция Украины гарантирует гражданам право на обжалование в суде решений, действий или бездействия органов государственной власти и местного самоуправления, должностных и служебных лиц (ст. 55), однако относительно вопросов деятельности должностных лиц хозяйственных обществ в действующем законодательстве Украины отсутствует действенный механизм привлечения этих лиц к юридической ответственности за противоправные действия, в случае если они не имеют признаков преступления.

В соответствии со ст. 41 Закона Украины «О хозяйственных обществах» высшим органом акционерного общества являются общие собрания, которые определяют:

1) основные направления деятельности общества;

2) порядок покрытия его убытков.

Кроме того, общие собрания утверждают такие правовые акты, как:

1) бизнес-планы и отчеты об их выполнении;

2) отчеты правления о годовых результатах деятельности общества и дочерних предприятий;

3) отчеты и выводы ревизионной комиссии;

4) порядок распределения прибыли;

5)договоры (сделки), заключенные на сумму, превышающую указанную в уставе общества.

К компетенции собраний относится вопрос приобретения обществом своих акций. Уставом общества к компетенции общих собраний могут быть отнесены и другие вопросы. Исполнительным органом акционерного общества, который осуществляет руководство его текущей деятельностью, является правление или другой орган, предусмотренный уставом.

Правление решает все вопросы деятельности акционерного общества, кроме тех, которые принадлежат к компетенции общих собраний и совета акционерного общества (наблюдательного совета). Правление подотчетно общим собраниям и наблюдательному совету и организует исполнение их решений. Контроль финансово-хозяйственной деятельности правления осуществляет ревизионная комиссия. В акционерном обществе может создаваться совет акционерного общества (наблюдательный совет), осуществляющий контрольные функции в сферах управления и хозяйственной деятельности общества. Уставом акционерного общества или по решению общих собраний на наблюдательный совет может быть возложено выполнение отдельных функций, которые принадлежат к компетенции общих собраний.

Высшим органом общества с ограниченной ответственностью являются собрания участников, к компетенции которых относится:

1) определение основных направлений деятельности общества и утверждение его планов и отчетов об их выполнении;

2) утверждение годовых результатов деятельности общества, отчетов и выводов ревизионной комиссии, порядка распределения прибыли;

3) установление размера, формы и порядка внесения участниками дополнительных вкладов;

4) решение вопроса о приобретении обществом доли участника;

5) утверждение договоров (сделок), заключенных на сумму, превышающую указанную в уставе общества.

В зависимости от периодичности проведения общие собрания разделяются на дежурные и внеочередные. Дежурные (годовые) общие собрания сзываются не реже, чем это предусмотрено законом или учредительным документом. Внеочередные собрания сзываются в случае неплатежеспособности общества, а также при наличии обстоятельств, указанных в уставе общества, и в другом случае, если этого требуют интересы общества.

В обществе с ограниченной ответственностью создается исполнительный орган: коллегиальный (дирекция) или единоличный (директор). Дирекция (директор) решает все вопросы деятельности общества за исключением тех, которые принадлежат к исключительной компетенции собраний участников. Собрания участников общества могут вынести решение о передаче части полномочий, принадлежащих им, к компетенции дирекции (директора). Дирекция (директор) подотчетна собраниям участников и организует исполнение их решений.

Законодательство не устанавливает срок, на который избираются органы управления. Уставом или решением общих собраний этот срок может быть установлен или продлен.

Контроль над деятельностью исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью осуществляет ревизионная комиссия, образованная собраниями участников общества из их числа в количестве не менее 3 лиц.

В соответствии со ст. 68 Закона Украины «О хозяйственных обществах» ведение дел общества может осуществляться либо всеми участниками, либо одним или несколькими из них, которые выступают от имени общества.

В последнем случае объем полномочий участников определяется поручением, которое должно быть подписано остальными участниками общества. Участники, которым было поручено ведение дел полного общества, обязаны предоставлять остальным участникам по их требованию полную информацию о действиях, выполняемых от имени и в интересах общества.

Управление делами коммандитного общества осуществляется только участниками с полной ответственностью (полными «товарищами»).

Если в обществе есть только один такой участник, управление делами осуществляется им самостоятельно. Вкладчики не вправе препятствовать действиям полных «товарищей» по управлению делами общества (ст. 81 Закона Украины «О хозяйственных обществах»).