Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий
Статья 78. Коммунальные унитарные предприятия
1.Коммунальное унитарное предприятие образуется компетентным органом местного самоуправления в распорядительном порядке на основе обособленной части коммунальной собственности и входит в сферу его управления.
2.Орган, в сферу управления которого входит коммунальное унитарное предприятие, является представителем собственника — соответствующего территориального общества и выполняет его функции в пределах, определенных этим Кодексом и другими законодательными актами.
3.Имущество коммунального унитарного предприятия находится в коммунальной собственности и закрепляется за таким предприятием на праве хозяйственного ведения (коммунальное коммерческое предприятие) или на праве оперативного управления (коммунальное некоммерческое предприятие).
4.Уставный фонд коммунального унитарного предприятия создается органом, в сферу управления которого оно входит, до регистрации его как субъекта хозяйствования. Минимальный размер уставного фонда коммунального унитарного предприятия устанавливается соответствующим местным советом.
5.Наименование коммунального унитарного предприятия должно содержать слова «коммунальное предприятие» и указание на орган местного самоуправления, в сферу управления которого входит данное предприятие.
6.Коммунальное унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника и органа местного самоуправления, в сферу управления которого оно входит.
7.Коммунальное унитарное предприятие возглавляет руководитель предприятия, который назначается органом, в сферу управления которого входит предприятие, и является подотчетным этому органу.
8.Убытки, причиненные коммунальному унитарному предприятию вследствие наполнения решений органов государственной власти или органов местного самоуправления, подлежат возмещению указанными органами добровольно или по решению суда.
9.Особенности хозяйственной деятельности коммунальных унитарных предприятий определяются в соответствии с требованиями, установленными этим Кодексом к деятельности государственных коммерческих или казенных предприятий, а также других требований, предусмотренных законом.
Для закупок товаров, работ или услуг коммунальное унитарное предприятие применяет процедуры закупки, определенные Законом Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства».
1.Согласно Конституции Украины жители, которые проживают в пределах того или :иного административно-территориального образования, непосредственно или через созданные ими органы местного самоуправления управляют имуществом, которое находится в коммунальной собственности. Как предусмотрено ст. 60 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», указанные органы от имени и в интересах территориальных обществ в соответствии с законом осуществляют правомочия по владению, пользованию и распоряжению объектами права коммунальной собственности. Представители органов местного самоуправления — сельские, поселковые, городские советы — в праве принимать решение о передаче другим органам отдельных полномочий по управлению имуществом, которое находится в коммунальной собственности соответствующего территориального общества, определению пределов этих полномочий и условий их осуществления.
Что касается районных и областных советов, то их полномочия на распоряжение коммунальным имуществом (в том числе на создание коммунальных предприятий) имеют производный от полномочий представительских органов местного самоуправления характер, поскольку в решении соответствующих вопросов указаны соответствующие советы народных депутатов согласно Закону Украины «О местном самоуправлении а Украине».
Коммунальное унитарное предприятие создается на основе обособленной части коммунальной собственности.
Основой деятельности коммунального предприятия является коммунальное имущество, в состав которого согласно ст. 60 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» входит движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, другие средства, земля, природные ресурсы и т. п. Согласно пп. 2.5.2 п. 2.5 ст. 2 Классификации форм собственности ГК 001:2004, утв. приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 28 мая 2004 г., объектами права коммунальной собственности является имущество:
коммунальных предприятий, организаций, учреждений, заведений, действующих на основе коммунальной собственности территориального общества (ст. 78 ГК Украины);
акции (части, паи) территориального общества в имуществе субъектов хозяйствования различных форм собственности (ст. 24 ГК Украины);
коммунальных хозяйственных объединений, которые образовываются преимущественно в форме корпорации или концерна, независимо от наименования объединения (комбинат, трест и т. п.) (ст. 120 ГК Украины).
Созданию коммунального предприятия предшествует издание компетентным органом соответствующего акта. Также коммунальное предприятие может быть создано в результате передачи имущества из государственной собственности в коммунальную в соответствии с Законом Украины «О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности».
2. Собственником коммунального предприятия является территориальное общество, или же коммунальное предприятие является общей собственностью территориальных обществ района или области. Уполномоченным собственником органом являются соответствующие советы: сельские, поселковые, городские, районные, областные. Представителем собственника является руководитель предприятия.
3. Имущество такого предприятия является неделимым и не может быть разделено на части, паи. Не могут иметь частей, паев в таком предприятии и его работники.
4. При осуществлении государственной регистрации коммунальных унитарных предприятий у государственного регистратора отсутствует обязанность требовать от таких предприятий документ, который подтверждает внесение учредителем взноса в уставный фонд. Такое разъяснение предоставил Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в своем письме № 5834 от 9 августа 2006 г.
5. Касательно указанной части статьи, на практике возникают противоречия в свете Письма Госкомпредпринимательства № 8799 от 16 декабря 2004 г., которое приводится: «...Что касается наименования коммунальных предприятий, сообщаем, что в соответствии с частью пятой статьи 78 ХКУ наименование коммунального унитарного предприятия должно содержать слова «коммунальное предприятие» и указание на орган местного самоуправления, в сферу управления которого входит данное предприятие.
Вместе с тем, статьей 27 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» (далее — Закон) определенно, что основанием для отказа в проведении государственной регистрации юридического лица является, в частности, использование в наименовании юридического лица полного или сокращенного наименования органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Учитывая изложенное выше и руководствуясь частью третьей Заключительных положений Закона, Госкомпредпринимательства считает, что при написании наименования коммунального предприятия следует придерживаться требований Закона...»
6. Ответственность коммунального унитарного предприятия по его обязательствам наступает по общим правилам ответственности, установленной для юридического лица.
7. Хозяйственная компетенция органов местного самоуправления реализуется от имени соответствующего коммунального учреждения. В соответствии со ст. 29 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» к полномочиям исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов по управлению коммунальной собственностью относятся: 1) управление имуществом, находящимся в коммунальной собственности соответствующих территориальных обществ в установленных советом пределах;
2) установление порядка и осуществление контроля за использованием прибыли предприятий, учреждений и организаций коммунальной собственности соответствующих территориальных обществ; 3) заслушивание отчетов о работе руководителей предприятий, учреждений и организаций коммунальной собственности соответствующих территориальных обществ; 4) подготовка и внесение на рассмотрение совета предложений, касающихся порядка и условий отчуждения коммунального имущества, проектов местных программ приватизации и перечня объектов коммунальной собственности, не подлежащих приватизации; организация выполнения этих программ; подготовка и внесение на рассмотрение совета предложений по определения сфер хозяйственной деятельности и перечня объектов, которые могут быть предоставлены в концессию, представление совету письменных отчетов о ходе и результатах отчуждения коммунального имущества.
8. Убытки, причиненные коммунальному унитарному предприятию в результате нарушения его имущественных прав физическими и юридическими лицами, возмещаются по решению суда, хозяйственного суда, если вопросы такого возмещения не урегулированы иным способом. «Программой деятельности Кабинета Министров Украины «Украинский прорыв: для людей, а не политиков» от 16 января 2008 г. предусматривается обеспечение функционирования действенной системы возмещения материального и морального ущерба, причиненного субъектам хозяйствования в результате некомпетентности отдельных работников органов государственной власти.
9. Другие особенности хозяйственной деятельности коммунальных унитарных предприятий определяются действующим законодательством.
Относительно процедуры закупки товаров, работ или услуг в соответствии с Законом Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства», необходимо отметить, что в связи с установлением правовых и экономических принципов осуществления такой процедуры Постановлением КМУ от 28 марта в 2008 г. № 274 об утверждении Временного Положения о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, с целью создания конкурентной среды в сфере государственных закупок, данный Закон утратил свою силу.