Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий
Статья 77. Особенности хозяйственной деятельности казенных предприятий
1.Казенное предприятие осуществляет хозяйственную деятельность в соответствии с производственными заданиями органа, в сферу управления которого оно входит.
2.Казенное предприятие самостоятельно организовывает производство продукции (работ, услуг) и реализовывает ее по ценам (тарифам), определенным в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, если иное не установлено законом.
Для закупки товаров, работ или услуг казенное коммерческое предприятие применяет процедуры закупок, определенные Законом Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства».
3.Орган, в сферу управления которого входит казенное предприятие, осуществляет контроль за использованием и сохранением принадлежащего предприятию имущества, и имеет право изъять у казенного предприятия имущество, которое не используется или используется не по назначению, и распорядиться им в пределах своих полномочий.
4.Казенное предприятие не имеет права отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, которое относится к основным фондам, без предварительного согласия органа, в сферу управления которого оно входит.
Отчуждение недвижимого имущества, а также воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и подвижного состава железнодорожного транспорта осуществляется при условии дополнительного согласования в установленном порядке с Фондом государственного имущества Украины.
5.Источником формирования имущества казенного предприятия является: государственное имущество, переданное предприятию в соответствии с решением о его создании;
средства и другое имущество, полученные от реализации продукции (работ, услуг) предприятия;
целевые средства, выделенные из Государственного бюджета Украины;
кредиты банков;
часть доходов предприятия, полученных им в результате хозяйственной деятельности, предусмотренной в уставе;
иные источники, не запрещенные законом.
6.Казенное предприятие получает кредиты для выполнения уставных заданий под гарантию органа, в сферу управления которого входит предприятие.
7.Казенное предприятие отвечает по своим обязательствам лишь средствами, которые находятся в его распоряжении. В случае недостаточности указанных средств государство, в лице органа, в сферу управления которого входит предприятие, несет полную субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия.
8.Порядок распределения и использования прибыли (дохода) казенного предприятия определяется финансовым планом, который утверждается в порядке, установленном статьей 75 этого Кодекса для государственных коммерческих предприятий.
9.Другие особенности хозяйственной и социальной деятельности казенных предприятий определяются этим Кодексом, законом о государственных предприятиях и другими законодательными актами.
1. Направление хозяйственной деятельности казенного предприятия определяет орган государственного управления. Предприятие не свободно при выборе сферы своей деятельности, поскольку государство создает казенное предприятие специально для производства определенной продукции или предоставления определенных услуг.
2. Производственная программа казенного предприятия составляется в соответствии с заданиями органа, в сферу управления которого оно входит. Задания приводятся в форме плановых актов, которые предприятие обязано выполнить. Руководитель казенного предприятия организовывает в соответствии с приведенным заданием производство продукции или предоставление услуг. При этом обеспечение материально-техническими ресурсами может осуществляться централизованно или децентрализовано. Цены на продукцию казенного предприятия может устанавливать как Кабинет Министров Украины, так и предприятие самостоятельно. Цена должна включать затраты на производство единицы продукции (предоставления услуг). В случае, если Кабинет Министров устанавливает цену ниже себестоимости, он компенсирует разницу между ценой и себестоимостью.
Необходимо отметить, что указанный в абз. 2 ч. 2 комментируемой статьи Закон Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» в настоящее время утратил силу на основании Закона Украины от 20 марта 2008 г. На сегодняшний день действует Временное положение о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденное Постановлением Кабинета Министров Украины 28 марта 2008 г.
3. Имущество казенного предприятия имеет специфический правовой режим. Оно может использоваться для производства продукции, которая в соответствии со ст. 178 Гражданского кодекса Украины изъята из гражданского оборота или ограничена в обороте. Часть имущества казенного предприятия не может быть отчуждена иным, кроме казенных предприятий, субъектам хозяйствования, оно может быть лишь списано и утилизировано. Другое имущество может использоваться как государственными субъектами хозяйствования, так и субъектами, не принадлежащими государственной собственности. Государственный орган, управляющий казенным предприятием, анализирует эффективность использования государственного имущества, закрепленного за казенным предприятием, и имеет право изъять имущество, которое не используется или используется не по назначению, передать его другим субъектам, которые принадлежат к сфере управления этого органа.
4. Собственником имущества, закрепленного за казенным предприятием, является государство в лице органа власти, в сферу управления которого входит казенное предприятие, и при регистрации права собственности делается отметка о правовом режиме имущества, а именно, принадлежность имущества предприятию на праве оперативного управления.
5. Часть 5 ст. 77 перечисляет источники формирования имущества казенного предприятия, из которых особо выделяются целевые средства, предоставляемые из государственного бюджета Украины. Наличие этого источника подчеркивает важность для государства казенных предприятий.
6. Одной из особенностей, отличающей казенное предприятие от других субъектов хозяйствования, является то, что оно получает кредиты для выполнения уставных задач под гарантию органа, к сфере управления которого относится. Однако такая гарантия может быть дана не под любую хозяйственную операцию, а лишь под ту, которая выполняется по заказу государственного органа. Государственный орган может выдать гарантию лишь в случае, если для этого у него есть право и средства, запланированные в государственном бюджете на эти цели.
7. Признанием важности для государства казенных предприятий является норма, закрепленная в части 7 этой статьи, которая устанавливает субсидиарную ответственность органа, уполномоченного управлять таким предприятием. Указанные выше особенности гарантий государственного органа в случае наступления субсидиарной ответственности также актуальны. Казенное предприятие является разновидностью государственного предприятия, и на него в полном объеме распространяются правила распределения прибыли, изложенные в ст. 75 этого Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных статьей.
8. Распределение и использование прибыли предприятия является одной из важнейших функций, которая влияет на формирование фондов предприятия, материальное стимулирование его работников. Вместе с другими положениями этот порядок должен отображаться в уставе предприятия. Последний имеет долгосрочный характер и должен обеспечивать оптимальное соотношение интересов государства и трудового коллектива. Органы, уполномоченные на управление казенными предприятиями, при закреплении в уставе предприятия вопросов распределения и использования прибыли должны руководствоваться соответствующими нормативными актами Кабинета Министров.
9. Кроме перечисленных в ст. 77 особенностей хозяйственной деятельности казенных предприятий, существуют нормы этого Кодекса, других законодательных актов, обязательные для выполнения как органами управления, так и предприятиями.