Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий

Статья 73. Понятие государственного унитарного предприятия

1.Государственное унитарное предприятие образуется компетентным органом государственной власти в распорядительном порядке на базе обособленной части государственной собственности, как правило, без разделения ее на доли, и входит в сферу его управления.

1.Орган государственной власти, в сферу управления которого входит предприятие, является представителем собственника и выполняет его функции в пределах, определенных настоящим Кодексом и другими законодательными актами.

3.Имущество государственного унитарного предприятия находится в государственной собственности и закрепляется за таким предприятием на праве хозяйственного ведения либо праве оперативного управления.

4.Наименование государственного унитарного предприятия должно содержать

государственное предприятие».

5.Государственное унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника и органа власти, в сферу управления которого оно входит.

6.Органом управления государственного унитарного предприятия является руководитель предприятия, назначаемый органом, в сферу управления которого входит предприятие, и подотчетный этому органу.

7. Законом могут быть определены особенности статуса руководителя государственного унитарного предприятия, в том числе установлена повышенная ответственность руководителя за результаты работы предприятия.

8. Государственные унитарные предприятия действуют как государственные коммерческие предприятия или казенные предприятия.

I. Частью 1 комментируемой статьи определено образование государственного унитарного предприятия компетентным органом государственной власти в распорядительном порядке на базе обособленной части государственной собственности, обычно без деления ее на доли, которая входит в сферу его управления. Государственное унитарное предприятие представляет собой организационно-правовую форму предприятия, основанного на государственной собственности. Определение «государственное» указывает, что данное предприятие имеет особенности положения по сравнению с негосударственными предприятиями. Эти особенности обусловлены способом разграничения функций собственника от функций управления имуществом в государственном унитарном предприятии. Именно государственное унитарное предприятие как имущественный комплекс является объектом права государственной собственности. Предприятию как субъекту права это имущество принадлежит на праве полного хозяйственного ведения. Государственное унитарное предприятие владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом «по своему усмотрению, совершая любые действия, которые не противоречат действующему законодательству и уставу предприятия». Поскольку государственное унитарное предприятие является субъектом права полного хозяйственного ведения имуществом, а не субъектом права собственности, относительно государственных предприятий действует специальная категория — правовой режим имущества государственных предприятий (ст. 37 Закона Украины «О собственности»). Она определяет, что государственные унитарные предприятия руководствуются специальными правилами учреждения, образования их имущества при учреждении, определении целей и предмета деятельности (уставы государственных унитарных предприятий разрабатываются на основании Типового устава государственного предприятия, утвержденного 22 апреля 1993 г. Минэкономики, Минтруда, Минфином и Фондом государственного имущества Украины), управления имуществом, распределения прибыли и т. п.

2. Часть 2 комментируемой статьи говорит о том, что представителем собственника является орган государственной власти, в сферу управления которого входит предприятие и выполнение его функций в пределах, определенных настоящим Кодексом и другими законодательными актами. Государственное унитарное предприятие создается одним учредителем, который выделяет необходимое для этого имущество, формирует в соответствии с законом уставный фонд, не разделенный на доли (паи), утверждает устав, распределяет доходы непосредственно или через руководителя, который назначается, руководит предприятием и формирует его трудовой коллектив на принципах трудового найма, решает вопрос реорганизации и ликвидации предприятия. В сферу управления соответствующего органа государственной власти входит государственное унитарное предприятие. Функции собственника имущества, то есть органа, уполномоченного управлять государственным имуществом, относительно государственного унитарного предприятия осуществляет отраслевое министерство, в сферу деятельности которого входит предприятие. Объем полномочий государственных унитарных предприятий определен настоящим Кодексом и специальными законодательными актами. В частности, некоторые особенности деятельности государственного унитарного предприятия и государственного органа, которые занимаются производством электроэнергии путем эксплуатации атомной электростанции, закреплены в законах Украины «О гражданской ответственности за ядерный вред и финансовое обеспечение», «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности».

3. Часть 3 комментируемой статьи отмечает, что имущество государственного унитарного предприятия находится в государственной собственности и закрепляется за таким предприятием на праве хозяйственного ведения или права оперативного управления. Право хозяйственного ведения является правовой формой, применяемой для установления правового режима имущества, закрепленного лишь за субъектом предпринимательства. Право оперативного управления является вещественным правом субъекта хозяйствования, который осуществляет некоммерческую деятельность, то есть самостоятельную систематическую хозяйственную деятельность, направленную на достижение экономических, социальных и других результатов без цели получения прибыли (часть 1 ст. 52 ХК Украины). Собственник имущества, создавая государственное унитарное предприятие и наделяя его необходимой имущественной базой, не теряет прав на него. Таким образом, это имущество остается в государственной собственности, а государственное унитарное предприятие имеет право хозяйственного владения — государственного коммерческого предприятия или право оперативного управления — казенного предприятия.

4. Часть 4 комментируемой статьи говорит о том, что наименование государственного унитарного предприятия должно содержать слова «государственное предприятие». Определение «государственное» указывает, что это предприятие имеет особенности правового статуса по сравнению с негосударственными предприятиями. Эти особенности обусловлены способом разграничения функций владельца от функций управления имуществом в государственном унитарном предприятии. Именно государственное унитарное предприятие как имущественный комплекс является объектом права государственной собственности.

5. Государственное унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам государства или уполномоченного им органа, который является государственным органом исполнительной власти. Государственное унитарное предприятие как имущественный комплекс является объектом права государственной собственности. Предприятию как субъекту права это имущество принадлежит на праве полного хозяйственного ведения. Государственное унитарное предприятие владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом. В уставе предприятия закреплен объем прав и обязанностей предприятия, поскольку оно является самостоятельным хозяйствующим субъектом, имеет собственную правоспособность и обособленное имущество. Орган, который уполномочен управлять от имени государства государственным унитарным предприятием, действует на основе собственного положения, имеет статус юридического лица и несет ответственность по своим обязательствам самостоятельно.

6. Государственное унитарное предприятие создается одним учредителем любой формы собственности. При создании государственного унитарного предприятия учредитель выделяет из собственного имущества какую-либо его часть и закрепляет его в уставном фонде создаваемого предприятия на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. Став собственником переданного, унитарному предприятию имущества, основатель утверждает устав предприятия, определяя при этом цель и задачу деятельности предприятия, назначает руководителя, формирует трудовой коллектив на основах трудового договора, распределяет доходы, решает вопрос реорганизации и ликвидации предприятия. Как собственник имущества, закрепленного за предприятием, только он один имеет право определять основные условия, цель и задачи функционирования своего предприятия. Если собственник имущества созданного им предприятия как руководитель сам предприятие не возглавляет, он (уполномоченный им орган) может назначить руководителя предприятия. Владелец (уполномоченный им орган) в случае

найма руководителя предприятия заключает с ним трудовой контракт в порядке, установленном законодательством. Контракт содержит подробную регламентацию взаимоотношений его участников (нанимателя и работника). Он может содержать, кроме обязательных условий трудового найма, любые дополнительные условия, согласованные сторонами (ст. 21 КЗоТ Украины).

7. Принимая во внимание, что последствия работы государственного унитарного предприятия могут существенно влиять на экономическое развитие страны, к руководителям таких хозяйствующих субъектов предъявляются повышенные требования, им может быть предоставлен особенный статус (например, отдельные предприятия оборонного комплекса возглавляют военнослужащие).

8. Последняя комментируемая часть статьи говорит о том, что государственные унитарные предприятия действуют как государственные коммерческие предприятия или казенные предприятия, что отмечено в ст.ст. 74-77 ХК Украины.