Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий
Статья 65. Управление предприятием
1.Управление предприятием осуществляется в соответствии с его учредительными документами на основе сочетания прав собственника по хозяйственному использованию своего имущества и участия в управлении трудовым коллективом.
2.Собственник осуществляет свои права по управлению предприятием непосредственно или через уполномоченные им органы в соответствии с уставом предприятия либо другими учредительными документами.
3.Для руководства хозяйственной деятельностью предприятия собственник (собственники) или уполномоченный им орган назначает (избирает) руководителя предприятия.
4.При найме руководителя предприятия с ним заключается договор (контракт), в котором определяются срок найма, права, обязанности и ответственность руководителя, условия его материального обеспечения, условия освобождения его от должности, другие условия найма по согласованию сторон.
5.Руководитель предприятия без доверенности действует от имени предприятия, представляет его интересы в органах государственной власти и органах местного самоуправления, других организациях, в отношениях с юридическими лицами и гражданами, формирует администрацию предприятия и решает вопросы деятельности предприятия в пределах и порядке, определенных учредительными документами.
6. Руководитель предприятия может быть освобожден от должности досрочно по основаниям, предусмотренным договором (контрактом) в соответствии с законом.
7.На всех предприятиях, использующих наемный труд, между собственником или уполномоченным им органом и трудовым коллективом или уполномоченным им органом должен заключаться коллективный договор, которым регулируются производственные, трудовые и социальные отношения трудового коллектива с администрацией предприятия. Требования к содержанию и порядок заключения коллективных договоров определяются законодательством о коллективных договорах.
8.Трудовой коллектив предприятия составляют все граждане, которые своим трудом принимают участие в его деятельности на основе трудового договора (контракта, соглашения) или других форм, регулирующих трудовые отношения работника с предприятием. Полномочия трудового коллектива по его участию в управлении предприятием устанавливаются уставом или другими учредительными документами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, законодательства об отдельных видах предприятий, закона о трудовых коллективах.
9.Решения по социально-экономическим вопросам, касающимся деятельности предприятия, вырабатываются и принимаются его органами управления при участии трудового коллектива и уполномоченных им органов.
10.Особенности управления предприятиями отдельных видов (организационных форм предприятий) устанавливаются настоящим Кодексом и законами о таких предприятиях.
1.Учредительными документами вновь созданного предприятия определяются его организационная структура и система органов управления (их права и обязанности, принципы деятельности, подчиненность, ответственность и т. п.). При определении системы органов управления четко очерчивается иерархическая структура, отличие и подчиненность одного должностного лица относительно другого. Самую сильную позицию на предприятии занимает именно его собственник, который на собственное усмотрение определяет направления любой политики предприятия (в том числе и кадровой). Поэтому вопрос об участии трудового коллектива в управлении предприятием может рассматриваться, например, на основании Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» от 14 марта 1995 г. № 98/95-ВР. Если поступает заявление об аренде государственного или коммунального предприятия или его структурного подразделения, арендодатель в трехдневный срок должен сообщить об этом трудовому коллективу предприятия, его структурному подразделению об имуществе, о котором подано заявление об аренде. Трудовой коллектив на протяжении пятнадцати дней, учитывая день получения сообщения о наличии заявления (инициативы) об аренде предприятия, его структурного подразделения, имеет право принять решение об аренде этого предприятия, его структурного подразделения, образовать хозяйственное общество и подать арендодателю в установленном порядке заявление относительно аренды соответствующего имущества. Созданное членами трудового коллектива хозяйственное общество имеет преимущество перед другими физическими и юридическими лицами на заключение договора аренды имущества того предприятия, структурного подразделения, где создано это общество.
2.Законодательством Украины предусмотрена защита права собственности, в частности, Конституцией Украины, Законом Украины «О собственности», настоящим Кодексом. Согласно части 2 комментируемой статьи собственник реализует свое право на управление предприятием путем непосредственного управления предприятием или через уполномоченные им органы в соответствии с уставом или учредительными документами. Если, например, речь идет о частном предприятии, то его директором может быть как собственник, так и наемный работник; при коллективной форме собственности, коммунальной, государственной и т. п. директором будет наемное лицо ввиду невозможности назначения на одну должность нескольких лиц, к тому же в уставных документах или в нормативно-правовых актах предусмотрено управление предприятием именно наемным лицом.
3.Частью 3 комментируемой статьи регламентируется право владельца или уполномоченного им органа избрать или назначить для руководства хозяйственной деятельностью руководителя предприятия, созданного на базе имущества собственника.
4.Между собственником или уполномоченным им органом должен быть подписан договор (контракт), в котором определяются условия, согласованные сторонами, в частности, срок найма, права, обязанности и ответственность руководителя, условия его материального обеспечения, освобождения его от должности и т. п. При заключении договора (контракта) с руководителем предприятия не должно быть нарушений действующего трудового законодательства, например, Кодекса законов о труде Украины, законов Украины «Об охране труда» от 21 ноября 2002 г. № 229-IV, «Об оплате труда» от 24 марта 1995 г. № 108/95-ВР, «Об отпусках» от 15 ноября 1996 г. № 504/96-ВР и т. п. При изучении вопроса подготовки и заключения контракта, необходимо также обратиться к Постановлению Кабинета Министров Украины «Об упорядочении применения контрактной формы трудового договора» от 19 марта 1994 г. № 170.
5.Кодексом предоставлено право руководителю предприятия без оформления доверенности действовать от имени предприятия, представлять его интересы в органах государственной власти и органах местного самоуправления, других организациях, в отношениях с юридическими лицами и гражданами, при этом важное место занимает подтверждение легитимности его действий, что выражается в сообщении другой стороне правоотношений приказа (протокола) о назначении руководителя предприятия на эту должность. Руководителю предприятия предоставляется также право формировать администрацию предприятия и решать вопрос деятельности предприятия в пределах и порядке, определенном учредительными документами. Учредительными документами может быть предусмотрено согласование с собственником предприятия штатного расписания предприятия, назначения работников на определенные должности на предприятии.
6.Освободить от должности руководителя предприятия можно на основании действующего законодательства Украины независимо от того, был ли с ним заключен трудовой договор (контракт). В соответствии с основаниями освобождения, предусмотренными договором (контрактом), следует отметить, что они не должны противоречить нормам законов Украины.
7.Часть 7 комментируемой статьи определяет необходимость заключения коллективного договора между собственником предприятия или уполномоченным им органом и трудовым коллективом или уполномоченным им органом на всех предприятиях, которые используют наемный труд.
К основным нормативно-правовым актам государства, которые регулируют трудовые отношения между сторонами этих правоотношений, в частности, вопрос о коллективных договорах и спорах, относятся Конституция Украины, Кодекс законов о труде, законы Украины «О коллективных договорах и соглашениях» от 1 июня 1993 г. № 3356-ХIV, «О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)» от 3 марта 1998 г. № 137/98-ВР, «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» от 11 сентября 2003 г. № 1160-IV, «Об организациях работодателей» от 24 мая 2001 г. № 2436-III, «О местных государственных администрациях» от 9 апреля 1999 г. № 586-ХIV, «О местном самоуправлении в Украине» от 21 мая 1997 г. № 280/97-ВР, Положение о Национальной службе посредничества и примирения, утвержденное Указом Президента Украины от 17 ноября 1998 г. № 1258/98, Инструкция о порядке определения последовательности рассмотрения и решения коллективного трудового спора (конфликта), утвержденная приказом НСПП от 9 ноября 2005 г. № 124, Положение о порядке выявления нарушений сторонами социально-трудовых отношений норм действующего законодательства Украины о коллективных трудовых спорах (конфликтах), утвержденное приказом НСПП от 9 декабря 2005 г. № 184 и другие.
Содержание коллективного договора определяется сторонами в пределах их компетенции. В коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства сторон о регулировании производственных, трудовых, социально-экономических отношений, в частности:
—изменения в организации производства и труда;
—обеспечение производительной занятости;
—нормирование и оплата труда, установление формы, системы, размеров заработной платы и других видов трудовых выплат (доплат, надбавок, премий и др.);
—установление гарантий, компенсаций, льгот;
—участие трудового коллектива в формировании, распределении и использовании прибыли предприятия (если это предусмотрено уставом);
—режим работы, длительности рабочего времени и отдыха;
—условия и охрана труда;
—обеспечение жилищно-бытового, культурного, медицинского обслуживания, организация оздоровления и отдыха работников;
—гарантии деятельности профсоюзной или других представительских организации трудящихся;
—условия регулирования фондов оплаты труда и установление межквалификационных (междолжностных) соотношений в оплате труда.
Коллективный договор может предусматривать и дополнительные условия, по сравнению с действующим законодательством и соглашениями, гарантии, социально-бытовые льготы.
В соответствии со ст. 9 Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях от 1 июля 1993 г. № 3356-ХII (в редакции от 23 февраля 1997 г.) положения коллективного договора распространяются на всех работников предприятий независимо от того, являются ли они членами профсоюза. Эти положения обязательны как для собственника или уполномоченного им органа, так и для работников предприятия. Положение генерального, отраслевого, регионального соглашений действуют непосредственно и являются обязательными для всех субъектов, которые находятся в сфере действия сторон, подписавших соглашение. Коллективный договор, соглашение остаются в силе при изменении состава, структуры, наименования уполномоченного владельцем органа, от имени которого заключен этот договор, соглашение. Если реорганизовывается предприятие, коллективный договор сохраняет действие в течение срока, на который он заключен, или может быть пересмотрен при согласии сторон. В случае смены собственника предприятия действие коллективного договора сохранится в течение срока его действия, но не более одного года. В этот период стороны должны начать переговоры о заключении нового или изменении или дополнении действующего коллективного договора. При ликвидации предприятия коллективный договор действует на протяжении всего срока проведения ликвидации.
На вновь созданном предприятии коллективный договор заключается по инициативе одной из сторон в трехмесячный срок после регистрации предприятия, если законодательством предусмотрена регистрация, или после решения об учреждении предприятия, если не предусмотрена его регистрация. Всех работающих, а также только что принятых на предприятие работников необходимо ознакомить с коллективным договором собственником или уполномоченным им органом. Сторонам, которые заключили соглашение, следует информировать граждан через средства массовой информации об изменении соглашения и ходе его реализации. Отраслевые и региональные соглашения подлежат регистрации Министерством труда Украины, а коллективные договоры регистрируют местные органы государственной исполнительной власти.
На лиц, которые представляют собственника или уполномоченный им орган, профсоюзы или другие уполномоченные трудовым коллективом органы, по вине которых нарушены или не выполнены обязательства коллективного договора, соглашения, руководствуясь ст. 18 Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях» от 1 июля 1993 г. № 3356-ХII, налагается штраф до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан, и они также несут дисциплинарную ответственность вплоть до освобождения от должности. По требованию профсоюзов, другого уполномоченного трудовым коллективом органа владелец или уполномоченный им орган обязан принять меры, предусмотренные законодательством, к руководителю, по вине которого нарушаются или не выполняются обязательства коллективного договора, соглашения.
8.Трудовой коллектив предприятия — это все граждане, которые своим трудом принимают участие в его деятельности на основе трудового договора (контракта, соглашения) или других форм, которые регулируют трудовые отношения работника с предприятием. Отношения между гражданином и предприятием, не влекущие за собой трудовых (по гражданско-правовому соглашению) отношений, не приводят к отношениям этого лица с членами трудового коллектива. Полномочия трудового коллектива относительно его участия в управлении предприятием устанавливаются учредительными документами предприятия, законодательством об отдельных видах предприятий, законом о трудовых коллективах. Это следующие законы Украины: «Об аренде государственного и коммунального имущества» в редакции от 14 марта 1995 г. № 98/95-ВР, «О приватизации государственного имущества» от 19 февраля 1997 г. № 89/97-ВР, «Об охране труда» от 14 октября 1992 г. № 229-1V и т. п.
9. См. комментарий к ст. 69 настоящего Кодекса.
10. Комментарий к части 10 комментируемой статьи следует смотреть в соответствующих статьях настоящего Кодекса ввиду рассмотрения в них именно особенностей управления предприятиями отдельных видов (государственное унитарное предприятие, государственное коммерческое предприятие, казенное предприятие, коммунальное унитарное предприятие, частное предприятие, коллективное и т. п.).