Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий
Статья 64. Организационная структура предприятия
1. Предприятие может состоять из производственных структурных подразделений (производств, цехов, отделений, участков, бригад, бюро, лабораторий и т. п.), а также функциональных структурных подразделений аппарата управления (управлений, отделов, бюро, служб и т. п.).
2.Функции, права и обязанности структурных подразделений предприятия определяются положениями о них, которые утверждаются в порядке, определенном уставом предприятия или другими учредительными документами.
3.Предприятие самостоятельно определяет свою организационную структуру, устанавливает численность работников и штатное расписание.
4.Предприятие имеет право создавать филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, согласуя вопросы о размещении таких подразделений предприятия с соответствующими органами местного самоуправления в установленном законодательством порядке. Такие обособленные подразделения не имеют статуса юридического лица и действуют на основе положения о них, утвержденного предприятием. Предприятия могут открывать счета в учреждениях банков через свои обособленные подразделения в соответствии с законом.
5. Деятельность расположенных на территории Украины обособленных подразделений предприятий, находящихся за ее пределами, регулируется настоящим Кодексом и другими законами.
Вред, от 04.02.2005 г.
1. В первую очередь нужно отметить, что в комментируемой статье речь идет о внутренней структурной организации предприятия, каждая разновидность которой представляет собой не отдельное юридическое лицо, а единое предприятие, состоящее из производственных структурных подразделений (производств, цехов, отделений, участков, бригад, бюро, лабораторий и т. п.), а также функциональных структурных подразделений аппарата управления (управлений, отделов, бюро, служб и т. п.). В судебной практике часто встречаются случаи, когда лицо при составлении искового заявления и передачи его на рассмотрение в орган суда как ответчика или третье лицо называет структурное подразделение предприятия, ошибочно считая, что оно является отдельным субъектом хозяйствования. Такие же случаи очень часто встречаются при отправке фискальными органами запросов, писем, требований в адрес отделений, участков, бригад, бюро, служб и других подразделений предприятия, что дает законное право предприятию послать отказ в удовлетворении выставленных требований.
2. При наличии структурных подразделений на предприятии важную роль отводят определению их функций, цели и предмета деятельности, прав и обязанностей. Для этого разрабатывается положение о структурном подразделении, в котором также определяется его организационная и иерархическая структура, отличие его от других звеньев предприятия, его статус. При разработке положения о подразделении не следует забывать об ответственности работников структурного подразделения, если они допустят нарушение должностных обязанностей или совершат преступление. Этот факт важен также как психологический момент взаимоотношений предприятия с работником, поскольку не каждый знает о последствиях определенных поступков или правонарушений. Отсюда указание ответственности в положении структурного подразделения, носящее влиятельный характер на соблюдение работником установленных правил работы на предприятии.
3. Часть 3 комментируемой статьи закрепляет положение о невозможности вмешательства каких-либо субъектов в предприятие для оказания влияния на установление его организационной структуры. Это важно, поскольку именно субъект хозяйствования решает вопрос численности работников и штатного расписания. Если на предприятии руководящий орган наемный, то, как правило, ему предоставляется право вносить изменения в численность штата и штатное расписание по согласованию с собственником предприятия.
4. Предприятие имеет право создавать филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, согласовывая вопрос о размещении таких подразделений предприятия с соответствующими органами местного самоуправления в установленном порядке, регламентированном законами Украины «О местном самоуправлению» от 21 мая 1997 г. № 280/97-ВР и «О местных государственных администрациях» от 9 апреля 1999 г. № 586-ХIV.
Согласно ст. 28 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15 мая 2003 г. № 755-1У сведения об обособленных подразделениях юридического лица вносятся в ее регистрационное дело и включаются в Единый государственный реестр.
В Едином государственном реестре содержатся такие сведения об обособленных подразделениях юридического лица:
— идентификационный код юридического лица;
— идентификационный код филиала, представительства;
— полное наименование обособленного подразделения;
— местонахождение обособленного подразделения;
— основные виды деятельности обособленного подразделения;
— фамилию, имя и отчество лиц, которые имеют право на юридические действия от имени юридического лица без доверенности, в том числе подписывать договоры, их идентификационные номера налогоплательщиков;
— дату постановки на учет и снятия с учета в органах статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, фондах социального страхования;
— дату и номер записи о включении или исключении сведений в/из Единый государственный реестр, дату и номера записи о внесении изменений в него;
— место проведения записи о включении или исключении сведений в/из Единый государственный реестр;
— местонахождение регистрационного дела юридического лица;
— фамилия, имя и отчество должностного лица, внесшего в Единый государственный реестр запись о включении сведений об обособленном подразделении юридического лица, внесшего изменения в эту запись или внесшего запись об исключении обособленного подразделения юридического лица.
Исполнительный орган юридического лица или уполномоченное им лицо обязаны подать (послать заказным письмом с описанием вложения) государственному регистратору по местонахождению юридического лица заполненную регистрационную карточку о создании обособленного подразделения и решении органа управления юридического лица о создании такого подразделения или сообщение установленного образца о закрытии обособленного подразделения.
Структурные подразделения не являются юридическими лицами и действуют на основании положений, которые разрабатываются и утверждаются головным предприятием.
Следует отметить, что вопрос относительно филиалов и представительств предприятий изложен также в Гражданском кодексе Украины, в частности в ст. 95, в которой отмечено положение о наличии доверенности, выдаваемой руководителям названных обособленных подразделений. Однако дополнительно проанализировав ст. 28 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15 мая 2003 г. № 755-IV, можно увидеть, что она дает право руководителям филиала выполнять те действия, которые согласно Положению о филиале на них не возложены. В Законе от 15 апреля 2003 г. отмечено, что при наличии данных о лице, внесенных в Единый государственный реестр, руководитель может подписывать договоры от имени юридического лица. Таким лицом может быть руководитель обособленного подразделения. Таким образом, вышеназванный Закон дает обособленным подразделениям те полномочия, которые принадлежат исключительно юридическому лицу (ГК Украины). Иначе говоря, подразделения, как отмечено в двух законах, фактически имеют все характеристики и полномочия юридического лица, не будучи им. Поэтому при разработке положения об обособленном подразделении необходимо в нем, в доверенности руководителя соответствующего подразделения, в распоряжении (приказе) о назначении этого руководителя и в контракте с ним предусмотреть полномочия этого лица, которые нельзя трактовать двояко и перечень которых должен быть исчерпывающим (ст. 95 ГК Украины).
Обособленные подразделения имеют право открывать счета в учреждениях банка.
5.Относительно деятельности расположенных на территории Украины обособленных подразделений предприятий и тех, которые находятся за ее пределами, необходимо отметить: эти представительства не являются отдельными юридическими лицами, они действуют от имени предприятия с иностранными инвестициями (см. комментарий к ст. 116 ХК Украины).