Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий

Статья 62. Предприятие как организационная форма хозяйствования

1.Предприятие—самостоятельный субъект хозяйствования, созданный компетентным органом государственной власти или органом местного самоуправления, или другими субъектами для удовлетворения общественных и личных потребностей путем систематического осуществления производственной, научно-исследовательской, торговой, иной хозяйственной деятельности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими законами.

2.Предприятия могут создаваться как для осуществления предпринимательства, так и для некоммерческой хозяйственной деятельности,

3.Предприятие, если законом не установлено иное, действует на основе устава.

4.Предприятие является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием и идентификационным кодом.

5. Предприятие не имеет в своем составе других юридических лиц.

1.Одной из разновидностей хозяйственной организации является Предприятие, представляющее собой самостоятельный субъект хозяйствования, созданный компетентным органом государственной власти либо местного самоуправления, либо другими субъектами для удовлетворения общественных и собственных потребностей путем систематического ведения производственной, научно-исследовательской, торговой, другой хозяйственной деятельности в порядке, предусмотренном Хозяйственным кодексом Украины и другими законами.

В первую очередь следует отметить, что субъектом хозяйствования согласно ст. 55 ХК Украины признаются участники хозяйственных отношений, которые занимаются хозяйственной деятельностью, реализуя хозяйственную компетенцию (совокупность хозяйственных прав и обязанностей), имеют обособленное имущество и несут ответственность по своим обязательствам в пределах этого имущества, кроме случаев, предусмотренных законодательством. К ним принадлежат хозяйственные организации, граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые занимаются хозяйственной деятельностью и зарегистрированы в соответствии с законом как предприниматели, филиалы, представительства, другие обособленные подразделения хозяйственных организаций (структурные единицы), образованные ими для осуществления хозяйственной деятельности.

Субъекты хозяйствования реализуют свою хозяйственную компетенцию на основе права собственности, права хозяйственного ведения, права оперативного управления и права оперативно-хозяйственного использования имущества в соответствии с определением этой компетенции в ХК Украины и других законах государства (см. комментарий к ст. 55 ХК Украины).

Государственная регистрация предприятий для получения статуса юридического лица происходит на основании ХК Украины и Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15 мая 2003 г. № 755-IV. Порядок государственной регистрации некоторых видов предприятий предусмотрен в специальных нормах законодательства: предприятий, которые занимаются банковской деятельностью — Законом Украины «О банках и банковской деятельности» от 7 декабря 2000 г. № 2121-III, биржевой деятельностью на рынке ценных бумаг — Законом Украины «О ценных бумагах на фондовом рынке» от 18 июня 1991 г. № 1201-ХII, общим инвестированием — Законом Украины «Об институтах общего инвестирования (паевые и корпоративные инвестиционные фонды)» от 15 марта 2001 г. № 2299-III, страхованием — Законом Украины «О страховании» от 7 марта 1996 г. № 85/96-ВР. После государственной регистрации предприятие как юридическое лицо получает гражданскую правоспособность и дееспособность.

Создание предприятия возможно органом государственной власти или местного самоуправления в виде государственного или коммунального предприятия. Государственное или коммунальное предприятие должно образовываться через вынесение соответствующим органом государственной власти или местного самоуправления акта распорядительного характера (решение, распоряжение и т. п.), при этом предприятие образуется на базе части имущества соответствующего органа путем его отделения. Создание же предприятия другими субъектами законодатель предусматривает для физических и юридических лиц.

Кодекс предусматривает цель создания предприятий: удовлетворение общественных и собственный потребностей путем систематического ведения производственной, научно-исследовательской, торговой, другой хозяйственной деятельности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими законами государства.

2. Предприятия могут создаваться как для ведения коммерческой деятельности (предпринимательство), так и для некоммерческой хозяйственной деятельности. Коммерческая деятельность предприятия отображена в главе 4 ХК Украины и является самостоятельной, инициативной, систематической, на собственный риск хозяйственной деятельностью,

осуществляемой субъектом (предпринимателем) хозяйствования с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли. Относительно некоммерческой деятельности предприятия, то это является новеллой для законодательства, поэтому законодатель выделил целую главу 5 ХК Украины, в которой разъясняет понятие некоммерческого ведения хозяйства как самостоятельной систематической хозяйственной деятельности, осуществляемой субъектами хозяйствования и направленной на достижение экономических, социальных и других результатов без цели получения прибыли. На практике отмеченные предприятия воплощаются в жизнь через положение законов Украины «О благотворительности и благотворительных организациях» от 16 сентября

1997 г. № 531/97-ВР, «О молодежных и детских общественных организациях» от 1 декабря

1998 г. № 281-ХIV, «О политических партиях в Украине» от 5 апреля 2001 г. № 2365-III, «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 15 сентября 1999 г. № 1818-I, «Об объединениях граждан» от 16 июня 1992 г., «О свободе совести и религиозных организациях» от 23 апреля 1991 г. № 987-ХII и т. п.

3. Как правило, цель, задание, права, обязанности, организационная структура, структура и порядок управления, ответственность, реорганизация, ликвидация предприятия указываются в уставе. Именно на его основании действуют предприятия, он считается первоочередным учредительным документом, который принимается во внимание контрагентами при заключении предприятием каких-либо договоров, нотариусами, органами государственной власти и другими субъектами.

4. Как отмечалось выше, предприятие приобретает статус юридического лица после государственной регистрации на основании действующего законодательства. Предприятие имеет свое обособленное имущество, куда входят производственные и непроизводственные фонды, другие ценности, стоимость их отображается в самостоятельном балансе, являющемся фактическим финансовым состоянием предприятия, отображающим его актами, обязательства и собственный капитал. Предприятие имеет право открывать текущие и другие счета в учреждениях банка, регистрировать свою печать и получать персональный номер субъекта хозяйственной деятельности в соответствии с Единым государственным реестром предприятий и организаций Украины, что предусмотрено Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц—предпринимателей» от 15 мая 2003 г. № 755-1У. Единый государственный реестр создан с целью обеспечения органов государственной власти, а также участников гражданского оборота, достоверной информацией о юридических лицах и физических лицах — предпринимателях.

5. Часть 5 комментируемой статьи отмечает, что предприятие в своем составе не может иметь других юридических лиц. Предприятие может иметь филиалы или представительства, которые открываются без создания юридического лица, наделяются имуществом того юридического лица, которое их создало, и действуют они на основании разработанных для них положений. Что касается принятия юридическим лицом участия в создании другого юридического лица за счет своего имущества, то последнее не входит в состав учредителя и является в организационно-правовом отношении самостоятельным и независимым.