Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий

Статья 59. Прекращение деятельности субъекта хозяйствования

1.Прекращение деятельности субъекта хозяйствования осуществляется путем его реорганизации (слияния, присоединения, деления, преобразования) или ликвидации — по решению собственника (собственников) либо уполномоченных им органов, по решению других лиц — учредителей субъекта хозяйствования либо их правопреемников, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, — по решению суда,

2.При слиянии субъектов хозяйствования все имущественные права и обязанности каждого из них переходят к субъекту хозяйствования, образованному в результате слияния.

3.При присоединении одного или нескольких субъектов хозяйствования к другому субъекту хозяйствования к этому последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенных субъектов хозяйствования.

4.При делении субъекта хозяйствования все его имущественные права и обязанности переходят по разделительному акту (балансу) в соответствующих долях к каждому из новых субъектов хозяйствования, образованных в результате этого деления. При выделении одного или нескольких новых субъектов хозяйствования к каждому из них переходят по разделительному акту (балансу) в соответствующих долях имущественные права и обязанности реорганизованного субъекта.

5. При преобразовании одного субъекта хозяйствования в другой к вновь образованному субъекту хозяйствования переходят все имущественные права и обязанности предыдущего субъекта хозяйствования.

6. Субъект хозяйствования ликвидируется:

по инициативе лиц, указанных в части первой настоящей статьи;

в связи с истечением срока, на который он создавался, либо при достижении цели, для которой он был создан;

при признании его в установленном порядке банкротом, кроме случаев, предусмотренных законом;

при отмене его государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

7. Отмена государственной регистрации лишает субъект хозяйствования статуса юридического лица и является основанием для изъятия его из государственного реестра. Субъект хозяйствования считается ликвидированным со дня внесения в государственный реестр записи о прекращении его деятельности. Такая запись вносится после утверждения ликвидационного баланса в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

8. Объявление о реорганизации либо ликвидации хозяйственной организации или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя подлежит опубликованию регистрирующим органом в специальном приложении к газете «Урядовий кур´ер» и/или официальном печатном издании органа государственной власти или органа местного самоуправления по местонахождению субъекта хозяйствования в течение десяти дней со дня прекращения деятельности субъекта хозяйствования.

1.Часть 1 комментируемой статьи предусматривает два способа прекращения деятельности субъектом хозяйствования — путем реорганизации (слияния, присоединения, деления, превращения) и ликвидации. Прекращение деятельности субъектом хозяйствования г юридическим основаниям рассматривается двух видов: добровольное и принудительное. Деятельность субъекта хозяйствования может быть прекращена по решению собственной (собственников) или уполномоченных им органов, по решению других лиц — основателей субъекта хозяйствования или их правопреемников, а также по решению суда.

Юридическими основаниями добровольного прекращения являются инициатива собственника субъекта хозяйствования или обстоятельства, предусмотренные законодательством либо учредительными документами. Мотивы инициативы собственника закон не регулирует, однако к предусмотренным законом либо учредительными документами обстоятельствам принадлежат окончание срока, на который создавалось юридическое лицо, достижение поставленной учредителями цели и т. п.

Принудительные прекращение субъекта хозяйствования возможно лишь на основаниях закрепленных в законодательстве. В соответствии с частью 2 ст. 38 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» юридическое лицо может быть ликвидировано в принудительном порядке, если судом принято решение:

—о признании недействительной записи о проведении государственной регистрации в связи с нарушениями закона, допущенными при создании юридического лица, которые нельзя устранить;

—проведение им деятельности, противоречащей учредительным документам, или запрещенной законом;

—несоответствие минимального размера уставного фонда юридического лица требованиям закона;

—непредставление на протяжении года органам государственной налоговой службы налоговых деклараций, документов финансовой отчетности в соответствии с законом;

— наличие в Едином государственном реестре записи об отсутствии юридического лица по указанному его местонахождению.

Под прекращением деятельности субъекта хозяйствования законодатель предусматривает окончательное прекращение какой-либо деятельности субъекта предпринимательства или прекращение его функционирования в конкретной организационно-правовой форме с изменением на новую.

В соответствии со ст. 33 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» юридическое лицо прекращается в результате передачи всего своего имущества, прав и обязанностей другим юридическим лицам — правопреемникам в результате слияния, присоединения, деления, преобразования (реорганизации) или в результате ликвидации по решению, принятому учредителями (участниками) юридического лица или уполномоченным ими органом, по судебному решению или по решению органа государственной власти, принятому в случаях, предусмотренных законом.

Главное отличие двух способов прекращения субъектов хозяйствования (путем их ликвидации или реорганизации) заключается в юридических последствиях факта прекращения их существования, в наличии или отсутствии правопреемства.

Статьей 13 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21 декабря 2000 г. № 2181-111 определено, что реорганизацией налогоплательщика с целью налогообложения является изменение его правового статуса, которое предусматривает какое-либо из следующих действий или их сочетание:

—изменение названия налогоплательщика, а для хозяйственных обществ — изменение организационно-правового статуса предприятия, что влечет за собой изменение их идентификационного и/или налогового номера;

—слияние налогоплательщика, а именно передача его активов в уставные фонды других налогоплательщиков, в результате чего происходит ликвидация юридического статуса налогоплательщика, который сливается с другими;

—распределение налогоплательщика на нескольких лиц, а именно: распределение его активов между уставными фондами вновь созданных юридических лиц и/или физическими лицами, в результате которого происходит ликвидация юридического статуса налогоплательщика, который распределяется;

—выделение из налогоплательщика других налогоплательщиков, а именно: передача части активов налогоплательщика, который реорганизовывается, в уставные фонды других налогоплательщиков в обмен на их корпоративные права, в результате которого не происходит ликвидация реорганизуемого налогоплательщика.

2.В случае слияния двух или нескольких субъектов хозяйствования первоначальные субъекты прекращают свое существование, и все имущественные права и обязанности каждого из них переходят к новому субъекту хозяйствования, образованному в результате слияния субъектов.

Слияние считается завершенным с момента государственной регистрации вновь образованного юридического лица и государственной регистрации прекращения юридического лица в результате слияния.

3.Присоединение характеризуется тем, что прекращают свое существование один или нескольких субъектов хозяйствования, а все права и обязанности становятся правами и обязанностями не нового субъекта хозяйствования, а того, что ранее уже существовал и продолжает функционировать в прежней организационно-правовой форме как правопреемник субъектов, образованных в результате присоединения.

4,5.Часть 4 комментируемой статьи закрепила положение относительно раздела, что означает прекращение одного субъекта хозяйствования и образование на его имущественной базе двух или нескольких новых субъектов с передачей каждому из них по распределительному акту в соответствующих долях всех имущественных прав и обязанностей субъекта, который реорганизовывается.

Какая-либо реорганизация юридического лица должна происходить последовательно: сначала создается одно или более новых юридических лиц, которым полностью или частично передаются имущественные и неимущественные права и обязанности одного или нескольких юридических лиц, которые реорганизуются, а только потом из государственного реестра исключаются все юридические реорганизованные лица, если они подлежат прекращению.

Следовательно, реорганизация юридического лица в форме раздела считается завершенной с момента исключения из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей юридического лица, которое разделяется.

Относительно всех юридических лиц при реорганизации должны составляться передаточный акт или распределительный баланс, которые содержат положения о правопреемственности по всем обязательствам реорганизованного юридического лица, относительно всех его кредиторов и должников. Обязательность представления передаточного акта или распределительного баланса для государственной регистрации новообразованных в результате реорганизации юридических лиц установлена в части 3 ст. 107 ГК Украины.

Вопрос правопреемства в результате раздела в окончательном итоге закон связывает именно с передаточным актом и распределительным балансом.

Основное задание передаточного акта и распределительного баланса — отображение всех условий правопреемства в результате реорганизации, поэтому в передаточном акте (распределительном балансе) должно быть четко отмечено, кто и в каком объеме является правопреемником, какие права и обязанности переходят к правопреемникам, то есть должны содержаться положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица относительно всех его кредиторов и должников. С содержанием этих документов закон связывает определенные юридические последствия.

Согласно части 2 ст. 107 ГК Украины, передаточный акт или распределительный баланс должен содержать положение о правопреемстве относительно всех обязательств юридического лица, которое прекращается, относительно всех его кредиторов и должников, включая обязательства, по которым спорят стороны. В соответствии с частью 3 ст. 107 ГК нотариально удостоверенные копии передаточного акта или распределительного баланса передаются в орган, который осуществляет государственную регистрацию, по месту государственной регистрации юридического лица, которое прекращается, а также в орган, который осуществляет государственную регистрацию, по месту государственной регистрации юридического лица — правопреемника.

Раздел считается завершенным с момента государственной регистрации вновь образованных юридических лиц и государственной регистрации прекращения юридического лица, которое прекращается в результате разделения.

Выделение является одной из форм реорганизации, однако при этом прекращение субъекта хозяйствования не происходит. При выделении одного или нескольких новых субъектов хозяйствования к каждому из них переходят по распределительным актам (балансам) в соответствующих долях имущественные права и обязанности реорганизованного субъекта. Реорганизованный субъект хозяйствования продолжает свою деятельность наравне с новыми, которые выделились из него.

Во время преобразования субъект хозяйствования изменяет свою форму собственности, организационно-правовую форму, в результате чего изменяется структура управления, права и обязанности участников, ответственность и т. п. При этом к вновь образованному субъекту хозяйствования переходят все имущественные права и обязанности предыдущего субъекта хозяйствования.

В соответствии с частью 2 ст. 105 ГК Украины общество с ограниченной ответственностью может быть преобразовано в акционерное общество или в производственный кооператив. Статьей 25 Закона Украины «О хозяйственных обществах» установлено, что акционерное общество может быть реорганизовано путем преобразования, порядок которого установлен Положением о порядке регистрации выпуска акций и информации об их эмиссии во время реорганизации общества, утвержденным решением государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 30 декабря 1998 г.

Преобразование считается завершенным с момента государственной регистрации вновь образованного юридического лица и государственной регистрации прекращения юридического лица, прекратившего свое существование в результате преобразования.

6. Ликвидация — это одна из форм преобразования деятельности субъекта хозяйствования (юридического лица). При ликвидации деятельность прекращается без правопреемства, то есть без перехода прав и обязательств юридического лица, которое ликвидируется, к другим лицам (правопреемникам). При ликвидации юридического лица его права и обязанности прекращаются.

Для научного определения понятия «ликвидация» необходимо учитывать существенные аспекты последней: 1)прекращение существования субъекта хозяйствования, а не его деятельности; 2)ликвидация дел и имущества, то есть полная распродажа активов предприятия и закрытие дел; 3)отсутствие правопреемников; 4)процедура публичного характера.

Часть 6 комментируемой статьи отмечает основания для ликвидации субъекта хозяйствования: 1)по инициативе лиц, отмеченных в части 1 настоящей статьи; 2)в связи с окончанием срока, на который он создавался, или в случае достижения цели, ради которой он был создан; 3)в случае признания его в установленном порядке банкротом, кроме случаев, предусмотренных законом; 4) в случае отмены его государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

Признание должника банкротом как одно из оснований ликвидации субъекта хозяйствования регулируется Законом Украины «О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 30 июня 1999 г.

Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц—предпринимателей» относит к отмене государственной регистрации лишь отмену государственной регистрации изменений к учредительным документам юридического лица, в других случаях речь идет о государственной регистрации прекращения субъекта хозяйствования на основании судебного решения, не связанного с банкротством.

7. Ликвидация субъекта хозяйствования является процессуально-правовым действием, в результате которого юридическое лицо или физическое лицо—предприниматель считаются такими, которые прекратили свое существование, со дня внесения в Единый государственный реестр записи о государственной регистрации их прекращения.

Если государственная регистрация юридического лица при его создании порождает правовой статус и правовую способность юридического лица принимать участие в хозяйственном обороте, то государственная регистрация прекращения юридического лица в результате его ликвидации является юридическим фактом, прекращающим правоспособность юридического лица.

Формирование правоспособности юридического лица происходит постепенно и представляет собой определенный процесс, состоящий из отдельных стадий. Аналогичный процесс имеет место и в случае исключения юридического лица из Единого государственного реестра.

В соответствии со ст.ст. 36, 47 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» дата внесения в Единый государственный реестр записи о проведении государственной регистрации прекращения юридического лица и прекращения предпринимательской деятельности физического лица— предпринимателя является датой прекращения юридического лица и датой прекращения предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя.

8.Часть 8 комментируемой статьи предусматривает обязательную публикацию органом государственной регистрации объявления о реорганизации или ликвидации хозяйственной организации или прекращении деятельности физического лица — предпринимателя в специальном приложении к газете «Урядовий кур´ер» и/или официальном печатном издании органа государственной власти или местного самоуправления.

Согласно ст. 1 Указа Президента Украины «О порядке официального предания огласке нормативно-правовых актов и вступления их в силу» от 10 июня 1997 г. № 503/97 официальными печатными изданиями органа государственной власти, кроме газеты «Урядовий кур´ер», являются: «Офіційний вісник України», «Голос України», «Відомості Верховної Ради України».

Согласно части 18 ст. 22 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» сообщения публикует специально уполномоченный орган по вопросам государственной регистрации в специализированном печатном средстве массовой информации на протяжении десяти рабочих дней с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр. Как отмечает Государственный комитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, таким специализированным изданием является Бюллетень государственной регистрации. Информацию о дате опубликования сообщения можно получить у государственного регистратора (письмо от 8 октября 2004 г. № 6929).