Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий
Статья 56. Образование субъекта хозяйствования
1.Субъект хозяйствования может быть образован по решению собственника (собственников) имущества или уполномоченного им (ими) органа, а в случаях, специально предусмотренных законодательством, также по решению других органов, организаций и граждан путем учреждения нового, реорганизации (слияния, присоединения, выделения, деления, преобразования) действующего (действующих) субъекта хозяйствования с соблюдением требований законодательства.
2.Субъекты хозяйствования могут образовываться путем принудительного деления (выделения) действующего субъекта хозяйствования по распоряжению антимонопольных органов в соответствии с антимонопольно-конкурентным законодательством Украины.
3.Создание субъектов хозяйствования осуществляется с соблюдением требований антимонопольно-конкурентного законодательства.
1-3.Субъект хозяйствования в соответствии с частью 1 комментируемой статьи может образовываться по решению: а)собственника или собственников; б)уполномоченного собственником (собственниками) органа; в)других органов, организаций и граждан — в случаях, специально предусмотренных законодательством.
В процессе образования хозяйственной организации собственник (собственники) или уполномоченный собственником или собственниками орган становятся ее учредителями. Учредители — это лица, которые принимают решение о создании хозяйственной организации и подписывают ее учредительные документы.
Между тем, круг учредителей на основании нормативно-правовых актов ограничен. Декрет Кабинета Министров «Об упорядочении деятельности субъектов предпринимательской деятельности, созданных с участием государственных предприятий» от 31 декабря 1992 г., запрещает государственным предприятиям быть учредителями и участниками хозяйственных обществ.
Порядок принятия решения зависит от вида создаваемого субъекта хозяйствования и порядка его создания.
Субъект хозяйствования — хозяйственная организация может создаваться в зависимости от способа образования путем: а)учреждения новой организации; б)реорганизации (слияния, присоединения, выделения, деления, преобразования).
Слияние, присоединение, деление и преобразование юридического лица происходит по решению его учредителей (собственников) или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами, а в случаях, предусмотренных законом, — по решению суда или соответствующих органов государственной власти. Законом может быть предусмотрено получение согласия соответствующих органов государственной власти на прекращение юридического лица путем слияния или присоединения (ст. 106 ГК Украины).
При образовании субъекта хозяйствования путем слияния, выделения, деления появляется новая хозяйственная организация, а в результате присоединения новое юридическое лицо не создается, а продолжает действовать хозяйственная организация, к которой присоединилась организация, прекратившая существование. При преобразовании речь идет об изменении ее организационно-правовой формы. В случае преобразования к новому юридическому лицу переходят все имущество, все права и обязанности предыдущего юридического лица.
Субъекты хозяйствования могут образовываться путем принудительного деления (выделения) действующего субъекта хозяйствования, который является специфическим способом образования. В соответствии с Законом Украины «О защите экономической конкуренции» от 11 января 2001 г. принудительное деление субъекта хозяйствования является одной из санкций и может осуществляться в случаях, прямо предусмотренных законодательством.
Принудительное деление субъекта хозяйствования применяется в случае злоупотребления хозяйственной организацией монопольным (доминирующим) положением на рынке по решению органов Антимонопольного комитета Украины.
Принудительное деление не применяется:
—при невозможности организационного или территориального отделения предприятий, структурных подразделений или структурных единиц;
—наличии тесной технологической связи предприятий, структурных подразделений или структурных единиц (если объем продукции, потребляемой субъектом хозяйствования, превышает 30 % валового объема продукции предприятия, структурного подразделения или структурной единицы).
Решение органов Антимонопольного комитета Украины о принудительном делении субъекта хозяйствования подлежит исполнению в установленный срок, который не может быть менее шести месяцев. Реорганизация субъекта хозяйствования, подлежащего принудительному делению, осуществляется на его усмотрение при условии устранения монопольного (доминирующего) положения этого субъекта хозяйствования на рынке (ст. 53 Закона Украины «О защите экономической конкуренции»).
Субъект хозяйствования должен создаваться с соблюдением требований антимонопольно-конкурентного законодательства. Соблюдение таких требований при создании предусматривает прежде всего защиту конкуренции и предотвращение монополизации товарных рынков отдельными субъектами хозяйствования.
Разделом V Закона Украины «О защите экономической конкуренции» предусмотрено согласование решения о создании субъекта хозяйствования с антимонопольным органом в случаях экономической концентрации. Концентрацией в соответствии со ст. 22 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» признается:
1) слияние субъектов хозяйствования или присоединение одного субъекта хозяйствования к другому;
2) контроль непосредственно или через других лиц одним или несколькими субъектами хозяйствования над одним или несколькими субъектами хозяйствования или частями субъектов хозяйствования, в частности, путем:
а)непосредственного или опосредствованного приобретения, получения в собственность иным способом активов в виде целостного имущественного комплекса или структурного подразделения субъекта хозяйствования, получения в управление, аренду, лизинг, концессию или получения иным способом права пользования активами в виде целостного имущественного комплекса или структурного подразделения субъекта хозяйствования, в том числе приобретения активов субъекта хозяйствования, который ликвидируется;
б)назначения или избрания на должность руководителя, заместителя руководителя наблюдательного совета, правления, другого наблюдательного или исполнительного органа субъекта хозяйствования лица, которое уже занимает одну или несколько из перечисленных должностей в других субъектах хозяйствования, или создания ситуации, при которой более половины должностей членов наблюдательного совета, правления, других наблюдательных или исполнительных органов двух или более субъектов хозяйствования занимают одни и те же лица;
3)создание субъекта хозяйствования двумя и более субъектами хозяйствования, который на протяжении длительного периода будет самостоятельно вести хозяйственную деятельность, но при этом такое создание не приводит к координации конкурентного поведения между субъектами хозяйствования, создавшими этот субъект хозяйствования, или между ними и вновь созданным субъектом хозяйствования;
4)непосредственное или опосредствованное приобретение, получение в собственность иным способом или получение в управление долей (акций, паев), обеспечивающих достижение или превышение 25 или 50 % голосов в высшем органе управления соответствующего субъекта хозяйствования.
Порядок согласования решения о создании субъекта хозяйствования в случаях экономической концентрации регламентирован Положением о порядке представления заявлений в Антимонопольный комитет Украины о предыдущем получении разрешения на концентрацию субъектов хозяйствования от 19 февраля 2002 г.