Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий

Статья 51. Прекращение предпринимательской деятельности

1.Предпринимательская деятельность прекращается: по собственной инициативе предпринимателя;

при истечении срока действия лицензии; при прекращении существования предпринимателя;

на основании решения суда в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими законами.

2.Порядок прекращения деятельности предпринимателя устанавливается законом в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

1.Часть 1 комментируемой статьи приводит случаи прекращения предпринимательской деятельности. Их два вида: прекращение деятельности по собственной инициативе и принудительное прекращение.

Предприниматель имеет право в любое время прекратить деятельность по собственной инициативе, придерживаясь правил существующей процедуры. Основания для прекращения по собственной инициативе законодателем не устанавливаются, таким образом, они могут быть любыми.

Деятельность предпринимателя может быть прекращена и в связи со смертью последнего.

Ликвидация и реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) предприятия — это компетенция собственника (уполномоченного им органа), суда или хозяйственного суда, а относительно хозяйственных обществ — компетенция их высших органов, суда или хозяйственного суда.

Если принято решение о реорганизации или ликвидации предприятия государственными или другими органами, которые не являются собственниками имущества или не имеют от них соответствующих полномочий, такие решения по искам самих предприятий или одного или нескольких их учредителей признаются недействительными.

В соответствии с разъяснением Высшего хозяйственного суда Украины «О некоторых вопросах практики решения споров, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией предприятий» от 12 сентября 1996 г. (в редакции от 18 ноября 2003 г.) постановления о принудительном разделе монопольных образований (ст. 16 Закона Украины «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности»), принятые Антимонопольным комитетом или его территориальными отделениями, являются не решениями о реорганизации этих образований, а основаниями для нее на усмотрение самого образования при условии устранения его монопольного положения на рынке.

В случае несогласия с этим постановлением предприятие, объединение, хозяйственное общество имеет право в соответствии с п. 1 ст. 12 ХПК Украины обратиться в Хозяйственный суд с заявлением о признании его недействительным.

Это положение действует до момента создания окружных административных судов, которым подведомственны указанные дела в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Украины. Дело в том, что п. 6 Переходных положений Кодекса административного судопроизводства устанавливается подведомственность административных дел, которые рассматриваются хозяйственными судами, до начала деятельности местных (окружных) и апелляционных административных судов. Такие дела, подведомственные хозяйственным судам в соответствии с Хозяйственным процессуальным кодексом Украины 1991 г., решаются соответствующим хозяйственным судом по правилам

Кодекса административного судопроизводства Украины.

Если для занятия соответствующей деятельностью нужна лицензия, а срок действия лицензии закончился и лицензиат не получил в установленном порядке новую лицензию, его деятельность прекращается.

Принудительное прекращение деятельности предпринимателя возможно, если он признан банкротом, или если отменена государственная регистрация в случаях, предусмотренных законом.

Деятельность хозяйственного общества может быть прекращена на основании решения суда. В частности, в соответствии с подпунктом «в» части 4 ст. 19 Закона Украины «О хозяйственных обществах» общество ликвидируется на основании решения хозяйственного суда по представлению органов, контролирующих деятельность общества, в случае систематического или грубого нарушения им законодательства.

Систематически нарушающими законодательство считаются хозяйственные общества, которые ранее дважды допускали нарушение законодательства и нарушили его снова, независимо от того, привлекались ли они к ответственности за предыдущие нарушения. Как исключение с учетом конкретных обстоятельств, связанных с характером совершенного нарушения законодательства, причин его осуществления, длительности и последствий систематическим может быть признано и повторное нарушение законодательства.

Грубым может считаться одноразовое нарушение законодательства, которое свидетельствует о явном и преднамеренном пренебрежении его требованиями со стороны общества (например, ведение без лицензии таких видов хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с действующим законодательством) и/или причинило значительный вред, нанесенный государству, юридическим или физическим лицам. Оценивая, насколько ущерб значителен, следует исходить из конкретных обстоятельств дела, учитывая, в частности, размер расходов, которые понесло юридическое (физическое) лицо; что причинило убытки; что надлежит сделать для устранения упомянутых последствий. В подтверждение факта нарушения и размера ущерба могут приводиться любые доказательства с соблюдением требований об их принадлежности, в частности, акты и другие материалы проверок, принятые по их итогам акты государственных и других органов (решения, постановления, приказы и т. п.), документы, свидетельствующие о применении к предприятию штрафных и финансовых санкций и т. п.

2.Часть 2 комментируемой статьи содержит общие требования к порядку прекращения деятельности предпринимателя. Порядок прекращения субъекта хозяйствования установлен, в частности, ст.ст. 59-61 ХК Украины (см. более подробно комментарий к этим статьям).

Порядок ликвидации субъекта предпринимательской деятельности в процессе восстановления его платежеспособности или признания его банкротом установлен в главе 23 настоящего Кодекса, а также в Законе Украины от 30 июня 1999 г. (в редакции от 5 апреля 2001 г.).