Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий

Статья 40. Государственный контроль за соблюдением антимонопольно-конкурентного законодательства

1.Государственный контроль за соблюдением антимонопольно-конкурентного законодательства, защита интересов предпринимателей и потребителей от его нарушений осуществляются Антимонопольным комитетом Украины в соответствии с его полномочиями, определенными законом.

2.С целью предупреждения монопольного положения отдельных субъектов хозяйствования на рынке создание, реорганизация и ликвидация субъектов хозяйствования, приобретение их активов, долей (акций, паев) хозяйственных обществ, а также образование объединений предприятий или преобразование органов власти в указанные объединения в случаях, предусмотренных законодательством, осуществляются при условии получения согласия на это Антимонопольного комитета Украины. Основания для дачи согласия на концентрацию субъектов хозяйствования определяются законом.

3.В случае если субъекты хозяйствования злоупотребляют монопольным положением на рынке, Антимонопольный комитет Украины имеет право принять решение о принудительном делении монопольных образований. Срок выполнения такого решения не может быть меньше шести месяцев.

4. Принудительное деление не применяется при:

невозможности организационного или территориального обособления предприятий или структурных подразделений;

наличии тесной технологической связи предприятий, структурных подразделений, если доля внутреннего оборота в общем объеме валовой продукции предприятия (объединения и т. п.) составляет менее тридцати процентов.

5.Реорганизация монопольного образования, подлежащего принудительному делению, осуществляется по усмотрению субъекта хозяйствования при условии устранения монопольного положения этого образования на рынке.

6. Антимонопольный комитет Украины и его территориальные отделения в установленном законом порядке рассматривают дела о недобросовестной конкуренции и другие дела о нарушении антимонопольно-конкурентного законодательства, предусмотренные законом.

7.Решения Антимонопольного комитета Украины и его территориальных отделений могут быть обжалованы в суд. Убытки, причиненные незаконными решениями Антимонопольного комитета Украины или его территориальных отделений, возмещаются из Государственного бюджета Украины по иску заинтересованных лиц в порядке, определенном законом.

1.В ст. 1 Закона Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» от 26 ноября 1993 г., с учетом изменений, внесенных Законом Украины «О внесении изменений к некоторым законам Украины по вопросам защиты экономической конкуренции» от 20 ноября 2003 г., Антимонопольный комитет Украины признан государственным органом со специальным статусом, целью деятельности которого является обеспечение государственной защиты конкуренции в предпринимательской деятельности и в сфере государственных закупок. Особенности специального статуса Антимонопольного комитета Украины обусловливаются его задачами и полномочиями, в том числе ролью в формировании конкурентной политики, и определяются Законом Украины «Об Антимонопольном комитете Украины», другими актами законодательства и заключаются, в частности, в особенном порядке назначения и отстранения Председателя Антимонопольного комитета Украины, его заместителей, государственных уполномоченных Антимонопольного комитета Украины, глав территориальных отделений Антимонопольного комитета Украины, в специальных процессуальных принципах деятельности Антимонопольного комитета Украины, предоставлении социальных гарантий, охране личных и имущественных прав работников Антимонопольного комитета Украины на уровне с работниками правоохранительных органов, в условиях оплаты труда.

В соответствии со ст. 3 упомянутого Закона основной задачей Антимонопольного комитета Украины является участие в формировании и реализации конкурентной политики в части осуществления: 1)государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции на принципах равенства субъектов хозяйствования перед законом и приоритета прав потребителей, предотвращения, выявления и пресечения нарушений законодательства о защите экономической конкуренции; 2)контроля за концентрацией, согласованными действиями субъектов хозяйствования и регулированием цен (тарифов) на товары, которые производятся (реализуются) субъектами естественных монополий; 3)содействия развитию добросовестной конкуренции; 4)методического обеспечения применения законодательства о защите экономической конкуренции; 5)контроля по созданию конкурентной среды и защиты конкуренции в сфере государственных закупок.

Антимонопольный комитет Украины — это государственный орган, который на профессиональном уровне, целенаправленно обеспечивает в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением антимонопольно-конкурентного законодательства.

Согласно части 4 ст. 4 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» от 11 января 2001 г. государственный контроль за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции, интересов субъектов хозяйствования и потребителей от его нарушений осуществляются органами Антимонопольного комитета Украины. К ним принадлежат: Антимонопольный комитет Украины, постоянно действующие и временные административные коллегии Антимонопольного комитета Украины, государственный уполномоченный Антимонопольного комитета Украины, административные коллегии территориальных отделений Антимонопольного комитета Украины.

2.Контроль за концентрацией субъектов хозяйствования рассматривается как превентивное мероприятие монополизации товарных рынков, нарушением антимонопольно-конкурентного законодательства субъектами, которые наделены значительной рыночной властью, направлен на поддержку и защиту конкуренции, прав потребителей. В соответствии с частью 1 ст. 22 Закона «О защите экономической конкуренции» государственный контроль за концентрацией субъектов хозяйствования осуществляют органы Антимонопольного комитета Украины.

Антимонопольно-конкурентное законодательство Украины не содержит определения понятия «концентрация субъектов хозяйствования». В части 2 ст. 22 Закона «О защите экономической конкуренции» и Положении о порядке представления заявлений в Антимонопольный комитет Украины о предыдущем получении разрешения на концентрацию субъектов (Положение о концентрации) хозяйствования, утвержденном распоряжением Антимонопольного комитета Украины от 19 февраля 2002 г. № 33-р, перечислены те действия субъекта(ов) хозяйствования, которые подпадают под следующие понятия: 1) слияние субъектов хозяйствования или присоединение одного субъекта хозяйствования к другому; 2) получение непосредственно или через других лиц контроля одним или несколькими субъектами хозяйствования над одним или несколькими субъектами хозяйствования или частями субъектов хозяйствования; 3) непосредственное или опосредствованное приобретение, получение в собственность иным способом или получение в управление долей (акций, паев), обеспечивающих достижение или превышение 25или 50% голосов в высшем органе управления соответствующего субъекта хозяйствования.

Статья 24 отмеченного Закона содержит ряд предельных показателей, превышение которых требует предварительного разрешения Антимонопольного комитета Украины или административной коллегии Антимонопольного комитета Украины на осуществление концентрации. Так, если совокупная стоимость активов или совокупный объем реализации товаров участников концентрации, с учетом отношений контроля, за последний финансовый год, в том числе за границей, превышает сумму, эквивалентную 12 млн евро, определенную по официальному валютному курсу, установленному Национальным банком Украины, действовавшему в последний день финансового года, и при этом: стоимость (совокупная стоимость) активов или объем (совокупный объем) реализации товаров, в том числе за границей, не менее как у двух участников концентрации, с учетом отношений контроля, превышает сумму, эквивалентную 1 млн евро, определенную по курсу Национального банка Украины, действовавшему в последний день финансового года, у каждого, и стоимость (совокупная стоимость) активов или объем (совокупный объем) реализации товаров в Украине хотя бы одного участника концентрации, с учетом отношений контроля, превышает сумму, эквивалентную 1 млн евро, определенную по курсу Национального банка Украины, действовавшему в последний день финансового года; в случаях, предусмотренных частью 2 ст. 22 этого Закона и другими нормативно-правовыми актами, независимо от совокупной стоимости активов или совокупного объема реализации товаров участников концентрации, когда доля на определенном рынке товара какого-либо участника концентрации или совокупная доля участников концентрации, с учетом отношений контроля, превышает 35 %, и концентрация происходит на этом или смежном с ним рынке товара, то действия, которые являются концентрацией этих субъектов хозяйствования, требуют обязательного разрешения. Более того, участники концентрации обязаны воздерживаться от действий, которые могут привести к ограничению конкуренции и невозможности возобновления начального состояния. Порядок расчета данных предельных показателей устанавливается Антимонопольным комитетом Украины, с учетом частей 2-4 ст. 24 Закона Украины «О защите экономической конкуренции».

Концентрация без получения соответствующего разрешения органов Антимонопольного комитета Украины, если наличие такого разрешения необходимо, в соответствии с п. 12 ст. 50 Закона признается нарушением законодательства о защите экономической конкуренции и влечет ответственность, установленную законодательством (см. также главу 28 ХК).

Кабинет Министров Украины может дать разрешение на концентрацию, если позитивный эффект для общественных интересов отмеченной концентрации превышает негативные последствия ограничения конкуренции. Кабинет Министров Украины не вправе дать разрешение, если ограничения конкуренции, обусловленные концентрацией, не являются необходимыми для достижения цели концентрации или представляют угрозу для системы рыночной экономики. Процедура согласования с правительством действий субъектов хозяйствования определена Постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка предоставления Кабинетом Министров Украины разрешения на согласованные действия, концентрацию субъектов хозяйствования» от 28 февраля 2002 г. № 219. Процедура контроля за выполнением этого разрешения предусмотрена распоряжением Антимонопольного комитета Украины «Об утверждении Порядка осуществления контроля за выполнением решения Кабинета Министров Украины о предоставлении разрешения на согласованные действия, концентрацию субъектов хозяйствования» от 29 августа 2003 г. № 328-р.

3-5. В частях 3-5 комментируемой статьи предусмотрена такая санкция за злоупотребление субъектом хозяйствования монопольным (доминирующим) положением на рынке, как его принудительное деление. Принудительное деление субъекта хозяйствования, занимающего монопольное (доминирующее) положение на рынке, предусмотрена также в ст. 53 Закона «О защите экономической конкуренции». В Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции, одобренной Постановлением Верховной Рады Украины от 21 декабря 1993 г., отмечено, что принудительное деление является радикальным средством, которое нуждается во взвешенных действиях и может быть осуществлено при определенных условиях: зафиксировано злоупотребление монопольным положением на рынке соответствующего товара; в результате монопольного положения определенного хозяйствующего субъекта возникают барьеры для вступления на рынок других хозяйствующих субъектов; отсутствует тесная технологическая связь между предприятиями, структурными подразделениями (единицами), входящими в состав хозяйствующего субъекта; предприятия, структурные подразделения (единицы) самостоятельно производят товары одинаковой потребительской стоимости. Признано также, что принудительное деление является неоправданным, если концентрация производства направлена на повышение его эффективности, сохранение и развитие экспортного потенциала государства и когда эффект масштаба производства, невзирая на увеличение рыночной власти хозяйствующего субъекта, приводит к экономии для потребителей и повышению качества продукции.

Решения о принудительном делении принимают органы Антимонопольного комитета Украины, план самой реорганизации определяется субъектом хозяйствования, относительно которого принято такое решение.

6.Дела о нарушении антимонопольно-конкурентного законодательства рассматривают органы Антимонопольного комитета Украины. В частности, территориальные отделения Антимонопольного комитета Украины действуют на основании Закона Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» и Положения о территориальном отделении Антимонопольного комитета Украины, утвержденного распоряжением Антимонопольного комитета Украины от 23 февраля 2001 г. № 32-р.

Процедура рассмотрения дел о нарушении антимонопольно-конкурентного законодательства предусмотрена Законом Украины «О защите экономической конкуренции» (разделы УП-1Х), а также подзаконными нормативно-правовыми актами, в частности, распоряжением Антимонопольного комитета Украины «О внесении изменений и дополнений во Временные правила рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства Украины» от 29 июня 1998 г. № 169-р, распоряжением Антимонопольного комитета Украины «О Положении о порядке проведения проверок сдерживания законодательства о защите экономической конкуренции» от 25 декабря 2001 г. № 182-р.

В соответствии со ст. 35 Закона «О защите экономической конкуренции» рассмотрение дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции начинается с принятием распоряжения о начале рассмотрения дела и заканчивается принятием решения о деле.

Органы Антимонопольного комитета Украины начинают рассмотрение дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции: по заявлениям субъектов хозяйствования, граждан, объединений, учреждений, организаций о нарушении их прав в результате действий или бездействия, определенных Законом как нарушение законодательства о защите экономической конкуренции; по представлениям органов государственной власти и местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции; по собственной инициативе органов Антимонопольного комитета Украины.

Субъект хозяйствования не может быть привлечен к ответственности за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции, если истек срок давности привлечения к ответственности. Ход срока давности останавливается на время рассмотрения органами Антимонопольного комитета Украины дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции.

В ст. 49 отмеченного Закона названы основания закрытия рассмотрения дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции: дело не подлежит рассмотрению в Антимонопольном комитете Украины, его территориальном отделении; не установлен ответчик или его местонахождение; ответчик — юридическое лицо ликвидирован; уже рассмотрено или рассматривается органами Антимонопольного комитета Украины дело на тех же основаниях относительно того же ответчика; не доказано совершение нарушения; есть другие основания, предусмотренные законом.

7.Общий порядок обжалования решений органов Антимонопольного комитета Украины определен в ст. 60 Закона Украины «О защите экономической конкуренции». Заявитель, ответчик, третье лицо имеют право обжаловать решение органов Антимонопольного комитета Украины полностью или частично в хозяйственном суде в двухмесячный срок со дня получения решения. Принятие хозяйственным судом к рассмотрению заявления о признании недействительным решение органа Антимонопольного комитета Украины, как правило, не прекращает его исполнения, кроме случаев, определенных в частях 4 и 5 этого Закона (см. также комментарий к ст. 257 ХК Украины).

Если хозяйственный суд устанавливает незаконность принятого органами Антимонопольного комитета Украины решения (распоряжения, постановления) и в результате такого решения субъекту хозяйствования причинен ущерб, то он должен быть возмещен из Государственного бюджета в порядке, установленном законом.