Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий

Статья 35. Достижение неправомерных преимуществ в конкуренции

1.Достижением неправомерных преимуществ в конкуренции является получение определенных преимуществ относительно другого субъекта хозяйствования путем нарушения законодательства, которое подтверждено решением соответствующего органа государственной власти.

1.Увеличение количества этого вида нарушений законодательства о защите от недобросовестной конкуренции за последние годы, как свидетельствует практика органов Антимонопольного комитета, обусловило их структурное выделение из числа других нарушений, предусмотренных ст. 34 ХК Украины, в отдельную статью, которая комментируется. В соответствии со ст. 15 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» от 7 июня 1996 г. названный вид нарушений включен структурно в главу 3 Закона «Создание препятствий хозяйствующим субъектам (предпринимателям) в процессе конкуренции и достижение неправомерных преимуществ в конкуренции».

Следует указать на ряд признаков этого вида нарушений антимонопольно-конкурентного законодательства. Во-первых, наличие неравного положения (преимущественно одного относительно других) субъектов хозяйствования — конкурентов на релевантном рынке. Во-вторых, достигаются неправомерные преимущества путем прямого нарушения определенных правовых предписаний. В-третьих, такое нарушение норм права подтверждено решением того или иного государственного органа, принятого в пределах его полномочий. И именно оно учитывается в дальнейшем при рассмотрении такого дела органами Антимонопольного комитета Украины и правильной квалификации деяния в соответствии с комментируемой статьей ХК и ст. 15 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» от 7 июня 1996 г. Как отметил Антимонопольный комитет Украины, доказательная база в этом случае основывается на установлении ответов на вопрос: принимали ли государственные органы решения о нарушении хозяйствующим субъектом действующего законодательства; есть ли в компетенции государственного органа, который принял решение о нарушении субъектом хозяйствования действующего законодательства, полномочия относительно принятия такого решения; получил ли хозяйствующий субъект преимущества в конкуренции и какие именно; есть ли причинно-следственная связь между нарушением хозяйствующим субъектом действующего законодательства и достижением неправомерных преимуществ в конкуренции (см. Годовой отчет Антимонопольного комитета Украины за 1998 г.).

За совершение данного нарушения действующее законодательство Украины предусматривает применение мер юридической ответственности (см. комментарий к ст. 37 ХК Украины).