Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий

Статья 33. Неправомерное использование деловой репутации субъекта хозяйствования

1.Неправомерным использованием деловой репутации субъекта хозяйствования признаются: неправомерное использование чужих обозначений, рекламных материалов, упаковки; неправомерное использование товара другого производителя; копирование внешнего вида изделия другого производителя; сравнительная реклама.

2.Неправомерным является использование без разрешения уполномоченного на то лица чужого имени, коммерческого наименования, торговой марки, других обозначений, а также принадлежащих другому лицу рекламных материалов и т. п., что может привести к смешиванию с деятельностью другого субъекта хозяйствования, имеющего приоритет на их использование.

3.Использование в коммерческом наименовании собственного имени гражданина является правомерным, если к собственному имени прибавляется какой-либо отличительный элемент, который исключает смешивание с деятельностью другого субъекта хозяйствования.

4.Неправомерным использованием товара другого производителя является введение в хозяйственный оборот под своим обозначением товара другого производителя путем изменений либо снятия обозначений производителя без разрешения уполномоченного на то лица.

5.Копированием внешнего вида изделия является воспроизведение внешнего вида изделия другого субъекта хозяйствования и ввод его в хозяйственный оборот без однозначного указания производителя копии, что может привести к смешиванию с деятельностью другого субъекта хозяйствования. Не признается неправомерным копирование внешнего вида изделия или его частей, если такое копирование обусловлено исключительно их функциональным применением.

6.Действие части пятой настоящей статьи не распространяется на изделия, имеющие охрану как объекты права интеллектуальной собственности.

7.Сравнительной является реклама, содержащая сравнение с товарами (работами, услугами) либо деятельностью другого субъекта хозяйствования. Не признается неправомерным сравнение в рекламе в случаях, предусмотренных законом.

1.В части 1 приведен общий перечень действий, которые включаются в понятие «неправомерное использование деловой репутации субъекта хозяйствования». Для понимания сути этого проявления недобросовестной конкуренции важным является определение того, что означает деловая репутация субъекта хозяйствования. В соответствии со ст. 201 ГК Украины деловая репутация определена как личное неимущественное благо. Как следует из ст. 23 ГК Украины, которая определяет общие положения возмещения моральных ущербов, а также из ст. 94 и ст. 299 ГК Украины, деловая репутация — это понятие, касающееся физических и юридических лиц, которые имеют право на ее неприкосновенность. Учитывая положение постановления Пленума Верховного Суда Украины «О судебной практике в делах о возмещении морального (неимущественного) ущерба» от 31 марта 1995 г. № 4, а также письмо Министерства юстиции Украины «Методические рекомендации» от 13 мая 2004 г. № 35-13/797, можно сделать вывод, что деловая репутация, в частности, юридического лица, наряду с другими элементами формирует престиж субъекта, в первую очередь, в сфере хозяйствования, и доверие к его деятельности. Близким к понятию деловой репутации субъекта хозяйствования можно считать термин, определенный Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции Закона Украины от 22 мая 1997 г., — гудвилл. И если использование деловой репутации иного субъекта хозяйствования осуществляется с нарушением правовых предписаний, то речь тогда должна идти именно о таком проявлении недобросовестной конкуренции, как неправомерное использование деловой репутации субъекта хозяйствования.

2.Чаеть 2 комментируемой статьи устанавливает, что понимается под неправомерным использованием отдельных объектов права интеллектуальной собственности, а также рекламных материалов, которые принадлежат иному лицу: использование без разрешения уполномоченного на то лица. Для установления уполномоченного лица (владельца или правовладельца) в каждом конкретном случае, с учетом того или другого объекта права интеллектуальной собственности или рекламных материалов, необходимо обращаться к специальному законодательству Украины. Так, в сфере права интеллектуальной собственности необходимо руководствоваться главой 16 настоящего Кодекса (см. комментарий к главе 16 ХК), Книгой четвертой ГК Украины и специальными законодательными актами, например, законами Украины «Об охране прав на промышленные образцы» от 15 декабря 1993 г., «Об охране прав на указание происхождения товаров» от 16 июня 1999 г., «Об охране прав на изобретения и полезные модели» в редакции Закона от 1 июня 2000 г. и др. В сфере рекламы и рекламных материалов — законодательством Украины о рекламе, в первую очередь, Законом Украины «О рекламе» в редакции Закона от 11 июля 2003 г., в соответствии с которым под рекламными материалами следует понимать средства, используемые для доведения рекламы до сведения ее потребителей, например, рекламные щиты, подарки с логотипами, брошюры, прайс-листы, рекламные проспекты, каталоги и т. п. (см. также письмо Государственной налоговой администрации Украины от 3 июня 2002 г. № 3428/6/15-1215-26). При этом необходимо учитывать, что достаточным для квалификации этого акта недобросовестной конкуренции является сама возможность смешивания деятельности правонарушителя с деятельностью иного субъекта хозяйствования, имеющего приоритет (данное право определяется, в частности, по правилам норм об интеллектуальной собственности) на их использование. При рассмотрении этой категории дел по предотвращению, выявлению и прекращению недобросовестной конкуренции Антимонопольный комитет Украины указывал, что право приоритета использования определяется, как правило, с учетом право-установочных документов, полученных субъектами хозяйствования на тот или иной объект права интеллектуальной собственности в установленном Законом порядке.

Следует учитывать, что ст. 4 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» от 7 июня 1996 г. детальнее регламентирует указанные положения, поскольку содержит больший перечень объектов права интеллектуальной собственности, неправомерное использование которых квалифицируется в соответствии с частью 2 комментируемой статьи ХК Украины.

3.Часть 3 комментируемой статьи детализирует вышеизложенные положения, потому что устанавливает исключения из правил для квалификации действий как недобросовестная конкуренция, отвечающих международной практике и законодательству Украины о коммерческих наименованиях (см. комментарий к ст. 159 ХК). Так, в соответствии со ст. 489 ГК правовая охрана предоставляется коммерческому наименованию, если оно дает возможность выделить одно лицо среди других и не вводит в заблуждение потребителей относительно настоящей его деятельности. Лица могут иметь одинаковые коммерческие наименования, если это не вводит в заблуждение потребителей относительно товаров, которые они производят и/или реализуют, и услуг, которые ими оказываются (см. также приказ Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства «Об утверждении Требований к написанию наименования юридического лица или его обособленного подразделения» от 9 июня 2004 г. № 65). Сведения о коммерческих наименованиях субъектов хозяйствования — резидентов можно получить в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц — предпринимателей в соответствии с Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц— предпринимателей» от 15 мая 2003 г. и приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства «Относительно утверждения некоторых нормативно-правовых актов о предоставлении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 20 октября 2005 г. № 97.

4.Часть 4 комментируемой статьи указывает следующий вид недобросовестной конкуренции в виде неправомерного использования деловой репутации — неправомерное использование товара другого производителя, заключающееся во введении в хозяйственный оборот под своим обозначением товара другого производителя без разрешения уполномоченного на то лица. Установлено два способа такого неправомерного использования товара: 1) путем изменений обозначений производителя; 2) путем их снятия. Аналогичная формулировка этого правонарушения содержится и в ст. 5 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» от 7 июня 1996 г. При этом под товаром следует понимать какой-либо предмет хозяйственного оборота, в том числе продукцию, работу, услуги, документы, подтверждающие обязательства и права (в частности, ценные бумаги). Принципиальное отличие этого правонарушения от отмеченного в части 2 комментируемой статьи заключается в том, что не чужие, а свои обозначения товара (имя, коммерческое наименование, торговая марка, упаковка и т. п.) используются без законных на то оснований субъектом хозяйствования, но в отношении не своего товара, а товара иного субъекта хозяйствования, как правило, конкурента.

5,6.Достаточно часто в сфере хозяйствования потребители распознают товар того или иного производителя по его внешнему виду — по форме, рисунку, окраске или их сочетаниям и т. п. Чем более привлекателен товар для потребителей, а его производитель достаточно известен, тем более вероятно, как показывает практика, неправомерное дублирование внешнего вида такого изделия и выпуск его в хозяйственный оборот без четкого указания производителя такой копии, что вводит в заблуждение потребителей, следовательно, подрывает деловую репутацию последнего в глазах потребителей и конкурентов. Это связано обычно с более низким качеством такой копии по сравнению с оригиналом. Хотя следует признать, что Закон не исключает возможности квалификации в соответствии с частью 5 комментируемой статьи, а также ст. 6 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» от 7 июня 1996 г. в случае производства товара с дублированием внешнего вида другого производителя более высокого качества как копирование внешнего вида изделия и введение его в хозяйственный оборот без однозначного указания производителя копии.

Установлены два исключения из данного запрета в комментируемой статье: 1) копирование обусловлено исключительно функциональным применением; 2) внешний вид изделия имеет правовую охрану, например, как промышленный образец на основании ст. 156 ХК Украины (см. комментарий к ст. 156 ХК), главы 39 ГК Украины, а также Закона Украины «Об охране прав на промышленные образцы» от 15 декабря 1993 г. Правовая охрана внешней формы изделий, запатентованной как промышленный образец, незаконное копирование таких изделий определяются также указанными выше нормативно-правовыми актами.

7.В соответствии с частью 7 комментируемой статьи сравнительная реклама рассматривается как один из видов неправомерного использования деловой репутации субъекта хозяйствования. Однако необходимо учитывать положение о сравнительной рекламе в специальном законодательном акте — Законе Украины «О рекламе» в редакции Закон; Украины от И июля 2003 г., в соответствии с которым сравнительная реклама в целом не рассматривается как правонарушение, а становится им, когда осуществляется неправомерное сравнение в рекламе. При этом, как отмечает Высший хозяйственный суд Украины, не нужно доказывать факт снижения спроса на товар в результате такой сравнительной рекламы (см. Обзорное письмо Высшего хозяйственного суда Украины «О некоторых вопросах практики решения споров, связанных с применением законодательства о защите экономической конкуренции (по материалам дел, рассмотренных в кассационном порядке Высшим хозяйственным судом Украины)» от 3 декабря 2004 г. № 4-5/3180). Не является неправомерным сравнение в рекламе, как отмечено в ст. 7 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» от 7 июня 1996 г., если приведенные сведения о товарах, работах, услугах подтверждены фактическими данными, являются достоверными, объективными, полезными для информирования потребителей.

Неправомерной в соответствии со ст. 10 Закона Украины «О рекламе» признается недобросовестная реклама. Под недобросовестной рекламой в этом законодательном акте следует понимать рекламу, которая вводит или может ввести в заблуждение потребителей рекламы, нанести вред лицам, государству или обществу из-за неточности, недостоверности, двусмысленности, преувеличения, умолчания, нарушения требований ко времени, месту и способу распространения. Недобросовестная реклама запрещается.