Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий

Статья 31. Дискриминация субъектов хозяйствования

1.Дискриминацией субъектов хозяйствования органами власти в настоящем Кодексе признается:

  • запрещение создания новых предприятий либо других организационных форм хозяйствования в какой-либо сфере хозяйственной деятельности, а также установление ограничений на осуществление отдельных видов хозяйственной деятельности или производство определенных видов товаров с целью ограничения конкуренции;
  • принуждение субъектов хозяйствования к приоритетному заключению договоров, первоочередной реализации товаров определенным потребителям или к вступлению в хозяйственные организации и другие объединения;
  • принятие решений о централизованном распределении товаров, приводящем к монопольному положению на рынке;
  • установление запрета на реализацию товаров из одного региона Украины в другой;
  • предоставление отдельным предпринимателям налоговых и других льгот, ставящих их в привилегированное положение относительно других субъектов хозяйствования, что приводит к монополизации рынка определенного товара;
  • ограничение прав субъектов хозяйствования по приобретению и реализации товаров;
  • установление запретов либо ограничений относительно отдельных субъектов хозяйствования или групп предпринимателей.

2.Дискриминация субъектов хозяйствования не допускается. Законом могут быть установлены исключения из положений настоящей статьи с целью обеспечения национальной безопасности, обороны, общественных интересов.

1.Дискриминация субъектов хозяйствования органами власти как вид нарушения антимонопольно-конкурентного законодательства означает нарушение органами государственной власти и органами местного самоуправления предписаний правовых норм, направленных на защиту и поддержку конкуренции на товарных рынках. Закон Украины «О защите экономической конкуренции» от 11 января 2001 г. действия, указанные в части 1 комментируемой статьи, определяет как антиконкурентные действия органов власти и местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля, а также расширяет их перечень. В части 1 ст. 15 отмеченного Закона содержится легальное определение этого правонарушения. Антиконкурентными действиями органов власти и местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля являются принятие каких-либо актов (решений, приказов, распоряжений, постановлений и т. п.), предоставление письменных или устных указаний, заключение соглашений или любые иные действия или бездействие органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля (коллегиального органа или должностного лица), приводящих или могущих привести к недопущению, устранению, ограничению или искажению конкуренции.

Не исчерпывающий перечень антиконкурентных согласованных действий органов государственной власти и местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля содержится в части 2 ст. 15 Закона «О защите экономической конкуренции»:

1)запрещение или препятствование созданию новых предприятий или осуществлению предпринимательства в других организационных формах в какой-либо сфере деятельности, а также установление ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, на производство, приобретение или реализацию определенных видов товаров;

2)прямое или опосредствованное принуждение субъектов хозяйствования к вступлению в ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные или другие формы объединений или осуществление согласованных действий, концентрации субъектов хозяйствования в иных формах;

3)прямое или опосредствованное принуждение субъектов хозяйствования к приоритетному заключению договоров, первоочередной поставки товаров определенному кругу потребителей или первоочередного их приобретения у определенных продавцов;

4)какое-либо действие, направленное на централизованное распределение товаров, а также распределение рынков между субъектами хозяйствования по территориальному принципу, ассортименту товаров, объему их реализации или закупок, по кругу потребителей или продавцов;

5)установление запрещения на реализацию определенных товаров из одного региона страны в другом или предоставление разрешения на реализацию товаров из одного региона в другом в определенном объеме или за выполнение определенных условий;

6)предоставление отдельным субъектам хозяйствования или группам субъектов хозяйствования льгот или других преимуществ, которые ставят их в привилегированное положение относительно конкурентов, что приводит или может привести к недопущению, устранению, ограничению или искажению конкуренции;

7)действие, в результате которого отдельным субъектам хозяйствования или группам субъектов хозяйствования создаются неблагоприятные или дискриминационные условия деятельности по сравнению с конкурентами;

8)действие, которым устанавливаются не предусмотренные законами Украины запрещения и ограничения самостоятельности предприятий, в том числе на приобретение или реализацию товаров, ценообразование, формирование программ деятельности и развития, распоряжение прибылью.

Данный вид нарушения антимонопольно-конкурентного законодательства может быть совершен только органами государственной власти и местного самоуправления или органами административно-хозяйственного управления и контроля. Органы власти и органы административно-хозяйственного управления и контроля определены в ст. 1 Закона «О защите экономической конкуренции». Для определения органов местного самоуправления необходимо руководствоваться Конституцией Украины и положениями Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21 мая 1997 г.

2.Антиконкурентные действия органов власти и местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля запрещаются и влекут юридическую ответственность, установленную Законом (см. главу 28 ХК и раздел VIII Закона Украины «О защите экономической конкуренции»). Одним из действенных средств предотвращения этого вида правонарушений является выдача органами Антимонопольного комитета Украины обязательных к рассмотрению рекомендаций, согласно ст. 46 указанного выше специального законодательного акта.

Лишь в соответствии с Законом может быть установлено исключение из сферы действия запрещения, что содержится в комментируемой статье (см. комментарий к части 2 ст. 18 ХК Украины). Так, в соответствии с Законом Украины «Об основах национальной безопасности Украины» от 19 июня 2003 г. одной из угроз национальной безопасности является низкая конкурентоспособность продукции. Поэтому с целью создания конкурентоспособной, социально ориентированной рыночной экономики совершение действий, перечисленных в комментируемой статье, может не повлечь за собой применения мер юридической ответственности. Например, Законом Украины «О признании бронетанковой отрасли одной из приоритетных в промышленности Украины и мероприятия по предоставлению ей государственной поддержки» от 11 января 2001 г. с целью повышения конкурентоспособности бронетанковой отрасли промышленности Украины предприятиям концерна «Бронетехника Украины» предоставлен ряд льгот, а соответствующие государственные органы для выполнения предписаний этого Закона обязаны обеспечить их реализацию. Государственная политика относительно развития рынка зерна как приоритетного сектора экономики агропромышленного комплекса Украины, а также предоставление приоритетной бюджетной, кредитной и инвестиционной поддержки субъектам осуществления режима залоговых закупок зерна и субъектам государственной аграрной интервенции определены в Законе Украины «О зерне и рынке зерна в Украине» от 4 июля 2002 г.