1.Состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке является более эффективным при условии отсутствия конкуренции в результате технологических особенностей производства (в связи с существенным уменьшением расходов производства на единицу продукции по мере увеличения объемов производства), а товары (услуги), производимые субъектами хозяйствования, не могут быть заменены в потреблении другими, в связи с чем спрос на этом товарном рынке меньше зависит от изменения цен на такие товары, чем спрос на другие товары (услуги), — считается естественной монополией.

2.Субъектами естественной монополии могут быть субъекты хозяйствования любой формы собственности (монопольные образования), производящие (реализующие) товары на рынке, который находится в состоянии естественной монополии.

3. Законом о естественных монополиях определяются сферы деятельности субъектов естественных монополий, органы государственной власти, органы местного самоуправления, другие органы, регулирующие деятельность указанных субъектов, а также иные вопросы регулирования отношений, возникающих на товарных рынках Украины, которые находятся в состоянии естественной монополии, и на смежных рынках при участии субъектов естественных монополий.

1.Допустимость наличия и функционирования монополий в экономике Украины определена (закреплена) на конституционном уровне. В ст. 42 Конституции Украины записано: «виды и границы монополии определяются законом». Естественные монополии — это один из тех видов монополий, существование и функционирование которых в экономике санкционируется государством. И в самом деле, естественные монополии — это та объективная экономическая необходимость, которая существует сегодня во всем мире.

С целью создания условий на законодательном уровне для регулирования деятельности субъектов естественных монополий на товарных рынках Украины, содействия конкуренции на смежных с ними рынках принят Закон Украины «О естественных монополиях» от 20 апреля 2000 г. Определение естественной монополии в части 1 комментируемой статьи аналогично определению, приведенному в ст. 1 указанного Закона. Исходя из дефиниции, можно выделить основные признаки естественной монополии:

— отсутствие конкуренции на товарном рынке из-за ее малой эффективности, потому что ее наличие привело бы к существенному повышению цен на произведенные товары (работы, услуги);

— произведенные товары (работы, услуги) не имеют заменителей или переход к ним для потребителей практически невозможен либо затруднен (электроэнергия, тепловая энергия, водоснабжение, услуги портов и т. п.);

— изменение цены на товары естественных монополистов не влияет существенно на изменение потребительского спроса, то есть спрос является неэластичным.

2.Все юридические лица — субъекты (монопольные образования) хозяйствования, реализующие (производящие) любые предметы хозяйственного оборота на рынке, который находится в состоянии естественной монополии, признаются субъектами естественной монополии.

Практически выяснить, какие субъекты хозяйствования признаны субъектами естественных монополий, можно из перечней, которые составляются и ведутся Антимонопольным комитетом Украины о состоянии общегосударственного рынка и его территориальными отделениями — о региональных рынках.

Закон возлагает на субъектов естественных монополий ряд обязанностей: придерживаться установленного порядка ценообразования, стандартов и показателей безопасности и качества товара, а также других условий и правил ведения предпринимательской деятельности, определенных в лицензиях на ведение предпринимательской деятельности в сферах естественных монополий и на смежных рынках; вести отдельный бухгалтерский учет по каждому виду деятельности, подлежащей лицензированию; обеспечивать на недискриминационных условиях реализацию произведенных ими товаров потребителям, а также не чинить препятствий для реализации соглашений между производителями, действующими на смежных рынках, и потребителями; предоставлять органам, которые регулируют их деятельность, документы и информацию, необходимые для выполнения этими органами своих полномочий, в объемах и в сроки, установленные соответствующими органами; обеспечивать должностным лицам органов, регулирующим их деятельность, доступ к документам и информации, необходимой для выполнения этими органами своих полномочий, а также к объектам, оборудованию и земельным участкам, которые находятся в их собственности или пользовании.

Кроме этого, субъекты естественных монополий не могут предпринимать действия, приводящие или могущие привести к невозможности производства (реализации) товаров, к которым применяется регулирование в соответствии с законодательством, или к замене их другими товарами, неодинаковыми по потребительским характеристикам.

3.Впервые общий перечень сфер деятельности субъектов естественных монополий был приведен в Указе Президента Украины «О мероприятиях по реализации государственной политики в сфере естественных монополий» от 19 августа 1997 г. Он включал: электроэнергетику, нефтегазовый комплекс, транспорт, связь, жилищно-коммунальное хозяйство. Сейчас перечень сфер деятельности субъектов естественных монополий содержится в ст. 5 Закона «О естественных монополиях»: транспортировка нефти и нефтепродуктов трубопроводами; транспортировка природного и нефтяного газа трубопроводами и его распределение; транспортировка других веществ трубопроводным транспортом; передача и распределение электрической энергии; пользование железнодорожными путями, диспетчерскими службами, вокзалами и другими объектами инфраструктуры, которые обеспечивают движение железнодорожного транспорта общего пользования; управление воздушным движением; централизованное водоснабжение и водоотвод; централизованное снабжение тепловой энергией; специализированные услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов по перечню, определенному Кабинетом Министров Украины.

Контроль со стороны государства за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции в сферах естественных монополий осуществляет Антимонопольный комитет Украины в соответствии с его компетенцией. Кроме Антимонопольного комитета Украины к органам, которые имеют право осуществлять контроль деятельности субъектов естественных монополий, принадлежат также национальные комиссии регулирования естественных монополий, которые создаются, функционируют и ликвидируются в соответствии с Законом «О естественных монополиях»; органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. В последнее время идет процесс создания специальных органов регулирования естественных монополий — национальных комиссии. Примером может служить создание Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины в соответствии с Законом Украины «Об электроэнергетике» от 16 октября 1997 г., а также Национальной комиссии по вопросам регулирования связи в соответствии с Законом Украины «О телекоммуникациях» от 18 ноября 2003 г.

Законом Украины «О естественных монополиях» предусмотрен также общественный контроль деятельности субъектов естественных монополий объединениями потребителей (физическими или юридическими лицами, потребляющими товар, производимый (реализуемый) субъектами естественных монополий) в порядке, предусмотренном законодательством.

Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется в нескольких наиболее значимых направлениях: цены (тарифы) на товары, производимые (реализуемые) субъектами естественных монополий; доступ потребителей к товарам (услугам), производимым (реализуемым) субъектами естественных монополий, а также другие условия предпринимательской деятельности в случаях, предусмотренных законодательством (например, с помощью введения системы лицензирования деятельности в сферах естественных монополий и на смежных рынках). Главной целью государственного регулирования является недопущение противоправного поведения этих субъектов на товарных рынках, поддержка конкуренции на смежных рынках и обеспечение стабильного функционирования субъектов естественных монополий, что отвечает интересам всего общества и государства.

Законом Украины «О естественных монополиях» предусмотрена также взаимная ответственность субъектов естественных монополий, их должностных лиц и органов, регулирующих их деятельность, за совершенные правонарушения.

Наряду с Хозяйственным кодексом и Законом Украины «О естественных монополиях» в законодательство Украины о естественных монополиях включаются также следующие нормативно-правовые акты: Воздушный кодекс Украины, Кодекс торгового мореплавания Украины, законы Украины «О защите экономической конкуренции» от 11 января 2001 г., «Об Антимонопольном комитете Украины» от 26 ноября 1993 г., «О транспорте» от 10 ноября 1994 г., «О телекоммуникациях» от 18 ноября 2003 г., «О почтовой связи» от 4 октября 2001 г., «О трубопроводном транспорте» от 15 мая 1996 г., «О железнодорожном транспорте» от 4 июля 1996 г., «О защите от недобросовестной конкуренции» от 7 июня 1996 г., «Об электроэнергетике» от 16 октября 1991 г. и другие нормативно-правовые акты.