Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий

Статья 27. Ограничение монополизма в экономике

1.Монопольным признается доминирующее положение субъекта хозяйствования, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими субъектами ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара (работ, услуг).

2.Монопольным является положение субъекта хозяйствования, доля которого на рынке определенного товара превышает размер, установленный законом.

3.Монопольным может быть признано также положение субъектов хозяйствования на рынке товара при наличии других условий, определенных законом.

4.В случае общественной необходимости и с целью устранения негативного воздействия на конкуренцию органы государственной власти осуществляют в отношении существующих монопольных образований меры антимонопольного регулирования в соответствии с требованиями законодательства и меры демонополизации экономики, предусмотренные соответствующими государственными программами, за исключением естественных монополий.

5.Органам государственной власти и органам местного самоуправления запрещается принимать акты или совершать действия, направленные на экономическое усиление существующих субъектов хозяйствования — монополистов и образование без достаточных оснований новых монопольных образований, а также принимать решения об исключительно централизованном распределении товаров.

1.Понятие «монопольное (доминирующее) положение субъекта хозяйствования на рынке» является базовой категорией антимонопольно-конкурентного законодательства (см. ст. 41 ХК Украины и комментарий к ней), это понятие имеет не только теоретическое, но и практическое значение, связанное, например, с установлением государством определенных требований осуществления хозяйственной деятельности для таких субъектов. Это понятие также определено в Законе Украины «О защите экономической конкуренции» от 11 января 2001 г. и Методике определения монопольного (доминирующего) положения субъектов хозяйствования на рынке, утвержденной распоряжением Антимонопольного комитета Украины от 5 марта 2002 г. № 49-р.

Доминирующее положение монополиста на рынке устанавливается или поддерживается, в первую очередь, благодаря тому, что на этом рынке у него нет ни одного конкурента, или он не испытывает значительной конкуренции в результате ограниченности возможностей доступа других субъектов хозяйствования к закупкам сырья, материалов и сбыту товаров, наличие барьеров для доступа на рынок других субъектов хозяйствования, льгот или иных обстоятельств.

Монопольное положение устанавливается относительно субъекта хозяйствования. Субъектами хозяйствования для целей антимонопольно-конкурентного законодательства могут быть признаны не только физические и юридические лица, которые ведут хозяйственную деятельность, но и органы государственной власти и местного самоуправления, а также органы административно-хозяйственного управления и контроля в части их непосредственного участия в хозяйственной деятельности (см. комментарий к ст. 8 ХК Украины).

Монопольное положение могут занимать несколько субъектов хозяйствования, действующих на рынке в определенных товарных и территориальных (географических) границах, то есть монополистом может быть признан не «один продавец», а группа. Определяющими факторами в этом случае признаются: между участниками группы нет конкуренции или есть незначительная конкуренция, и при этом они (вместе взятые) не имеют на рынке товара ни одного конкурента или не подвергаются значительной конкуренции в результате ограниченности возможностей доступа других субъектов хозяйствования к закупке сырья, материалов и сбыту товаров, наличия барьеров для доступа на рынок других субъектов хозяйствования, льгот или других обстоятельств. Монопольное положение, определенное в отношении группы, распространяется на каждого из участников группы субъектов хозяйствования, фактически независимо от размера индивидуальной рыночной доли каждого из них.

Монопольное положение субъекта хозяйствования (группы субъектов хозяйствования) определяется на товарном рынке (рынке товара), устанавливаемом как сфера оборота товара (взаимозаменяемых товаров), на который в течение определенного времени и в пределах определенной территории есть спрос и предложение. Таким образом, сколько существует товаров (с учетом их заменителей), то есть любых предметов хозяйственного оборота, в том числе продукции, работ, услуг, документов, подтверждающих обязательства и права, столько существует и рынков товара. Товарный рынок может быть как региональным, так и общегосударственным, следовательно, монопольное (доминирующее) положение субъекта хозяйствования может иметь место как на региональном, так и на общегосударственном товарном рынке.

В соответствии со ст. 7 Закона Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» от 26 ноября 1993 г., с учетом изменений, внесенных Законом Украины «О внесении изменений к некоторым законам Украины по вопросам защиты экономической конкуренции» от 20 ноября 2003 г., определение границ товарного рынка, а также положения, в том числе монопольного (доминирующего), субъектов хозяйствования на этом рынке и принятие соответствующих решений (распоряжений) являются полномочиями Антимонопольного комитета Украины.

2. Размер рыночной доли как формальный (дополнительный количественный) критерий определения монопольного (доминирующего) положения субъекта (группы субъектов) хозяйствования на рынке определен в ст. 12 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» от 11 января 2001 г. Так, монопольным (доминирующим) считается положение субъекта хозяйствования, доля которого на рынке товара превышает 35 процентов, если он не докажет, что испытывает значительную конкуренцию. Монопольным (доминирующим) также может быть признано положение субъекта хозяйствования, если его доля на рынке товара составляет 35 или менее процентов, но он не испытывает значительной конкуренции, в частности, в результате сравнительно небольшого размера долей рынка, которые принадлежат конкурентам.

Относительно группы субъектов хозяйствования установлены дифференцированные размеры долей рынка, которые позволяют судить о монопольном положении с учетом требований части 1 комментируемой статьи: для двух и трех субъектов хозяйствования — более чем 50 %; для четырех и пяти субъектов хозяйствования — более чем 70 % доли на рынке товара.

3. Процедура определения монопольного положения субъекта (группы субъектов) хозяйствования на рынке включает ряд этапов, позволяющих объективно, с учетом количественных и качественных показателей определить наличие или отсутствие доминирования на рынке. Общий перечень этапов приведен в Методике определения монопольного (доминирующего) положения субъектов хозяйствования на рынке, утвержденной распоряжением Антимонопольного комитета Украины от 5 марта 2002 г. № 49-р.: установление объектов анализа для определения монопольного (доминирующего) положения, а именно субъекта (группы субъектов) хозяйствования, конкретного товара (продукции, работы, услуги), выпускаемого, поставляемого, продающегося, приобретаемого (потребляемого, используемого) этим (этими) субъектом (субъектами) хозяйствования; составление перечня товаров (работ, услуг), относительно которых должно определяться монопольное (доминирующее) положение субъекта хозяйствования, конкретного товара и которые имеют признаки одного товара, товарной группы составление перечня основных продавцов (поставщиков, производителей, покупателей (потребителей) товаров (товарных групп); определение товарных границ рынка; определение территориальных (географических) границ рынка установление промежутка времени, в течение которого должно определяться положение субъектов хозяйствования на рынке, — определение временных границ рынка; определение объемов товара, который обращается на рынке; расчет долей субъектов хозяйствования на рынке; составление перечня продавцов (поставщиков, производителей), покупателей (потребителей) товара (товарной группы) — потенциальных конкурентов, покупателей, которые могут продавать (поставлять, производить), приобретать (потреблять, использовать) тот же и/или аналогичный товар (товарную группу) на рынке; определение барьеров вступления на рынок и выхода с рынка для субъектов хозяйствования, которые продают (поставляют, производят), приобретают (потребляют, используют) или могут продавать (поставлять, производить), приобретать (потреблять, использовать) тот же и/или аналогичный товар (товарную группу) на рынке; установление монопольного (доминирующего) положения субъекта (субъектов) хозяйствования на рынке. Этапы определения монопольного (доминирующего) положения субъектов хозяйствования, их количество и последовательность проведения могут изменяться в зависимости от фактических обстоятельств, в частности, особенностей товара, структуры рынка, объемов имеющейся информации о рынке и т. п.

При этом качественными следует считать такие критерии доминирования субъекта на рынке, которые определяют структуру товарного рынка, уровень конкуренции на нем, наличие или отсутствие рыночной власти. Для этого, в частности, выясняется наличие потенциальных конкурентов, барьеры вступления (выхода) субъектов хозяйствования на рынок (с рынка), наличие у субъекта хозяйствования признаков рыночной власти.

4.Меры антимонопольного регулирования, которые предпринимаются в отношении существующих монопольных образований (субъектов (групп) хозяйствования, которые занимают монопольное положение на рынке), меры по демонополизации экономики являются составными элементами экономической политики государства в целом (см. ст. 10 ХК Украины и комментарий к ней) и мерами, которые применяются непосредственно в пределах антимонопольно-конкурентной политики (см. комментарий к ст. 18 ГК Украины).

Средства антимонопольного регулирования должны иметь адресное направление в пределах действующего законодательства, обеспечиваемые, например, перечнями субъектов естественных монополий. Такой перечень составляется и ведется Антимонопольным комитетом Украины в соответствии с частью 2 ст. 5 Закона Украины «О естественных монополиях» от 20 апреля 2000 г. Непосредственные меры антимонопольного регулирования деятельности монопольных образований, в том числе субъектов монополий, определены в различных нормативно-правовых актах. Так, в соответствии со ст. 8 Закона Украины «Об оплате труда» от 24 марта 1995 г. государство регулирует фонды оплаты труда работников предприятий-монополистов по перечню, определенному Кабинетом Министров Украины.

Меры по демонополизации экономики должны носить комплексный обобщающий характер и предусматриваться соответствующими государственными программами. Государственная программа «Об основных направлениях конкурентной политики на 2002-2004 гг.», утвержденная Указом Президента Украины от 19 ноября 2001 г., с точки зрения демонополизации экономики, в частности, предусматривает уменьшение доли монопольного сектора в экономике Украины, доля монопольного сектора во внутреннем валовом продукте до 10-12 %. С учетом того, что рынки естественных монополий не могут быть демонополизированы по своей природе, применительно к ним названная программа предусматривает внедрение современных методов государственного регулирования субъектов хозяйствования, которые функционируют на таких рынках (см. ст. 28 ХК Украины и комментарий к ней). Среди целей деятельности Кабинета Министров Украины на 2006 г. на первом месте в Постановлении Кабинета Министров Украины «Об утверждении Основных направлений правительственной политики в экономической и социальной сфере на 2006 г.» от 20 января 2006 г. № 42 стоит повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Меры по демонополизации экономики, предпринимаемые государственными органами, также должны учитывать положение Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» от 11 сентября 2003 г. и Указ Президента Украины «О некоторых мерах по обеспечению осуществления государственной регуляторной политики» от 1 июня 2005 г. № 901.

5.Часть 5 комментируемой статьи детализирует общее распоряжение о запрещении, установленном частью 3 ст. 18 и частью 2 ст. 25 ХК Украины. Аналогичное положение определено и ст. 4 Закона Украины «О защите экономической конкуренции». Действия органов государственной власти и местного самоуправления, перечисленные в комментируемой статье, могут быть квалифицированы как нарушение антимонопольно-конкурентного законодательства согласно ст. 31 ХК и ст. 15 Закона Украины «О защите экономической конкуренции».