Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий

Статья 25. Конкуренция в сфере хозяйствования

1.Государство поддерживает конкуренцию как соревнование между субъектами хозяйствования, обеспечивающее благодаря их собственным достижениям получение ими определенных экономических преимуществ, в результате чего потребители и субъекты хозяйствования получают возможность выбора необходимого товара и при этом отдельные субъекты хозяйствования не определяют условий реализации товара на рынке.

2.Органам государственной власти и органам местного самоуправления, регулирующим отношения в сфере хозяйствования, запрещается принимать акты или совершать действия, которые определяют привилегированное положение субъектов хозяйствования той либо иной формы собственности, или ставят в неравное положение отдельные категории субъектов хозяйствования либо иным способом нарушают правила конкуренции. При нарушении этого требования органы государственной власти, к полномочиям которых относится контроль и надзор за соблюдением антимонопольно-конкурентного законодательства, а также субъекты хозяйствования могут оспаривать такие акты в установленном законом порядке.

3.Уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления должны осуществлять анализ состояния рынка и уровня конкуренции на нем и принимать предусмотренные законом меры по упорядочению конкуренции субъектов хозяйствования.

4.Государство обеспечивает защиту коммерческой тайны субъектов хозяйствования в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и других законов.

1.Часть 1 комментируемой статьи отмечает два важных момента. Во-первых, указывает на государственную поддержку экономической конкуренции на товарных рынках в Украине, во-вторых, дает официальное определение понятия «экономическая конкуренция» (см. также ст. 1 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» от 11 января 2001 г.).

Первым программным документом общего характера, отражающим намерения государства защищать и поддерживать экономическую конкуренцию, является Постановление Верховной Рады Украины от 21 декабря 1993 г. № 3757-ХП, которым одобрена Государственная программа демонополизации экономики и развитие конкуренции. Среди Основных направлений конкурентной политики на 2002-2004 гг., установленных Указом Президента Украины от 19 ноября 2001 г. № 1097/2001, названо обеспечение эффективного развития конкурентных отношений, повышение конкурентоспособности отечественных предприятий и последующее уменьшение уровня монополизации экономики. В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении Основных направлений правительственной политики в экономической и социальной сферах на 2006 год» от 20 января 2006 г. № 42 целью деятельности правительства на указанный период названо повышение конкурентоспособности национальной экономики. Государственная поддержка и защита конкуренции закреплены также на конституционном уровне и в специальных законах. Статья 42 Конституции Украины отмечает, что государство обеспечивает защиту конкуренции в предпринимательской деятельности. Закон Украины «О защите экономической конкуренции» от 11 января 2001 г. определяет правовые принципы поддержки и защиты экономической конкуренции, ограничение монополизма в хозяйственной деятельности. Он направлен на обеспечение эффективного функционирования экономики Украины на основе развития конкурентных отношений.

1.На развитие конституционных положений о государственной защите экономической конкуренции установлено генеральное запрещение таким участникам хозяйственных отношений (см. комментарий к ст. 2 ХК), как органы государственной власти и местного самоуправления, нарушать каким-либо образом правила конкуренции. К органам государственной власти согласно ст. 1 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» от 11 января 2001 г. принадлежат министерства и другие центральные органы исполнительной власти, Верховная Рада Автономной Республики Крым и органы исполнительной власти Автономной Республики Крым, государственные органы, регулирующие деятельность субъектов естественных монополий, рынка ценных бумаг, государственные органы приватизации, Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания, местные органы исполнительной власти. К органам местного самоуправления Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21 мая 1997 г. относит, в первую очередь, представительские органы местного самоуправления — соответствующие советы, их исполнительные органы, а также председателей этих советов и органы самоорганизации населения. Действия этих органов, перечисленные в части 2 комментируемой статьи, могут быть квалифицированы ст. 31 действующего Кодекса (см. комментарий ст. 31 ХК Украины), а также ст.ст. 15—17 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» как антиконкурентные действия органов власти и местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля.

Если органы государственной власти и местного самоуправления, органы Антимонопольного комитета Украины как государственного органа со специальным статусом, целью деятельности которого является обеспечение государственной защиты конкуренции в предпринимательской деятельности (см. комментарий к ст. 40 ХК), будут действовать таким образом, то они имеют право не только оспаривать подобные акты в установленном законом порядке, например, в судебных органах, но и применять другие, предусмотренные законодательством меры, направленные на выявление и прекращение нарушений антимонопольно-конкурентного законодательства в рамках, например, привлечения к ответственности соответствующих лиц (см. комментарий к главе 28 ХК Украины) или выдачи соответствующих рекомендаций. Субъекты хозяйствования могут также обращаться, например, и в органы Антимонопольного комитета Украины с заявлениями о нарушении их прав в результате отмеченных действий органов государственной власти и местного самоуправления.

3. Все органы государственной власти и местного самоуправления должны обеспечивать выполнение государственной политики относительно поддержки, защиты и развития экономической конкуренции. Одной из форм такого обеспечения служит анализ состояния рынка и уровня конкуренции на нем, на основании которого и следует проводить соответствующие мероприятия, направленные на выравнивание показателей конкуренции на товарных рынках. Это положение, детализированное в части 3 ст. 4 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» от 11 января 2001 г., в соответствии с которым органы государственной власти, к компетенции которых относится обеспечение государственного регулирования и управления в соответствующих отраслях экономики, проводят мониторинг рынков этих отраслей с целью анализа и прогнозирования их развития. Так, например, организация и непосредственное проведение мониторинга цен и тарифов осуществляется Госинспекцией на основании Постановления Кабинета Министров Украины «О мероприятиях по проведению мониторинга цен и тарифов на потребительском рынке» от 13 июня 2002 г. № 803. Информация о результатах мониторинга цен и тарифов в разрезе регионов предоставляется: Минэкономики, Антимонопольному комитету Украины и Национальному банку с соответствующими выводами и предложениями относительно улучшения ценовой ситуации, а также Госкомстату с целью углубления анализа данных относительно изменения цен и тарифов на потребительские товары и услуги, которые поступают от территориальных органов государственной статистики.

В соответствии с частью 5 ст. 4 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» от 11 января 2001 г. органы власти и местного самоуправления, органы административно-хозяйственного управления и контроля обязаны содействовать Антимонопольному комитету Украины в исполнении его полномочий относительно поддержки и защиты экономической конкуренции, ограничении монополизма и контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции. Именно названный государственный орган, в первую очередь, проводит исследование рынков в соответствии с Законом Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» от 26 ноября 1993 г.

4.Поддержка и защита экономической конкуренции должны осуществляться без каких-либо нарушений прав и законных интересов субъектов хозяйствования, в частности, не нарушаться их права на коммерческую тайну (см. комментарий к ст. 36 ХК). В соответствии со ст. 505 ХК Украины коммерческой тайной является информация секретная в том понимании, что она в целом или в определенной форме и совокупности ее составляющих является неизвестной и не является легкодоступной для лиц, которые обычно имеют дело с видом информации, к которому она принадлежит. В связи с этим подобная информация имеет коммерческую ценность и является предметом адекватных существующим обстоятельствам мероприятий по сохранению ее секретности, осуществляемых лицом, которое законно контролирует эту информацию. Информация с ограниченным доступом, полученная Антимонопольным комитетом Украины, его территориальными отделениями в процессе осуществления своих полномочий, используется

ими исключительно с целью обеспечения выполнения заданий, определенных законодательством о защите экономической конкуренции, и не подлежит разглашению. Такая информация может быть предоставлена органам следствия и суда в соответствии с законом. За разглашение коммерческой тайны работники Антимонопольного комитета Украины, его территориальных отделений несут ответственность, установленную законом, как определено ст. 222 Закона Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» от 26 ноября 1993 г.