Хозяйственный кодекс Украины: Научно-практический комментарий

Статья 24. Особенности управления хозяйственной деятельностью в коммунальном секторе экономики

1.Управление хозяйственной деятельностью в коммунальном секторе экономики осуществляется через систему организационно-хозяйственных полномочий территориальных громад и органов местного самоуправления относительно субъектов хозяйствования, относящихся к коммунальному сектору экономики и осуществляющих свою деятельность на основе права хозяйственного ведения или права оперативного управления.

2.Правовой статус отдельного субъекта хозяйствования в коммунальном секторе экономики определяется уполномоченными органами управления в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и других законов. Отношения органов управления между указанными субъектами в случаях, предусмотренных законом, могут осуществляться на договорных началах.

3.Субъектами хозяйствования коммунального сектора экономики являются субъекты, действующие на основе лишь коммунальной собственности, а также субъекты, в уставном фонде которых доля коммунальной собственности превышает пятьдесят процентов либо составляет величину, обеспечивающую органам местного самоуправления право решающего воздействия на хозяйственную деятельность этих субъектов.

4.Законом могут быть установлены особенности осуществления антимонопольно-конкурентной политики относительно коммунального сектора экономики, а также дополнительные требования и гарантии права собственности Украинского народа и права коммунальной собственности при реализации процедуры банкротства относительно субъектов хозяйствования коммунального сектора экономики.

5.Органы местного самоуправления несут ответственность за результаты деятельности субъектов хозяйствования, относящихся к коммунальному сектору экономики, на основаниях, в пределах и порядке, определенных законом.

1.В новых экономических условиях в результате формирования обособленной от государства системы местного самоуправления возникла необходимость комплексного законодательного оформления имущественных отношений в территориальных громадах. В связи с этим в ХК Украины введено понятие «коммунальный сектор экономики».

2.В соответствии с частью 3 ст. 24 ХК Украины коммунальный сектор экономики — это совокупность субъектов хозяйствования, действующих на основе только коммунальной собственности определенной территориальной громады, а также субъектов хозяйствования, в уставном фонде которых доля коммунальной собственности превышает пятьдесят процентов или составляет величину, обеспечивающую органам местного самоуправления право решающего влияния на хозяйственную деятельность этих субъектов. В сущности коммунальный сектор экономики определен законом как местное хозяйство в значении совокупности субъектов хозяйствования единой формы собственности (коммунальных коммерческих и некоммерческих предприятий, коммунальных учреждений и т. п.) или совокупность территориальных хозяйственных систем.

3.Управление хозяйственной деятельностью в коммунальном секторе экономики осуществляется через систему организационно-хозяйственных полномочий территориальных громад и органов местного самоуправления относительно субъектов хозяйствования, принадлежащих к коммунальному сектору экономики и осуществляющих свою деятельность на основе права хозяйственного ведения или права оперативного управления;

правовой статус субъекта хозяйствования в коммунальном секторе экономики определяется уполномоченными органами управления в соответствии с требованиями законов (части 1 и 2 ст. 24 ХК Украины). Одновременно часть 5 ст. 24 ХК Украины предусматривает, что органы местного самоуправления несут ответственность за результаты деятельности субъектов хозяйствования, принадлежащих к коммунальному сектору экономики, на принципах, в границах и порядке, определенном законом.

4.В хозяйственном законодательстве сегодня не существует обобщенных требований к функционированию коммунального сектора экономики. Требования к деятельности коммунального сектора экономики как единого целого законодательством не определены, одновременно же законом (ст. 78 ХК Украины) предусмотрены отдельные правила при создании, требования к формированию имущества, наименованию и т. п. коммунальных унитарных предприятий. Правовой статус отдельного субъекта хозяйствования в коммунальном секторе экономики, как указано выше, определяется соответствующим органом местного самоуправления. Также закон возлагает на органы местного самоуправления ответственность не за последствия деятельности всего сектора экономики, а за последствия деятельности отдельного субъекта хозяйствования. Следовательно, законодательство не возлагает ответственность на органы местного самоуправления за комплексное развитие коммунального сектора экономики.

5.Необходимо определить на уровне закона принципы, границу и порядок ответственности органов местного самоуправления за последствия деятельности не только отдельного субъекта хозяйствования коммунального сектора экономики, но и за последствия деятельности коммунального сектора экономики соответствующего территориальной громады в целом. Частью 4 ст. 24 ХК Украины необходимо в дальнейшем предусмотреть особенности осуществления антимонопольно-конкурентной политики в коммунальном секторе экономики, а также дополнительные требования и гарантии права коммунальной собственности при реализации процедуры банкротства относительно соответствующих субъектов хозяйствования.